Литература сентиментализма
Литература сентиментализма воспитывала в человеке достоинство и уважение к своим силам, способностям, переживаниям независимо от положения в обществе. Вот почему в европейской литературе просветительский сентиментализм способствовал развитию оппозиционных идей. В России это направление сентиментализма связано с деятельностью Александра Николаевича Радищева (1749-1802) и его знаменитой книгой “Путешествие из Петербурга в Москву”; (1790), за которую он был по приказу Екатерины II арестован и сослан в Сибирь.
Эта книга, по форме представляющая
То, чего отнять не можем, – воздух”;. Неудивительно, что книга была запрещена, тираж арестован, а автор отправлен в ссылку.
Но помимо оппозиционных по отношению к правительству идей, сентиментализм нес в себе еще одну очень важную прогрессивную идею – понятие о ценности собственно личности: “Человек велик своими чувствами”;, – так сказал французский писатель и философ Ж.-Ж. Руссо, а в русской литературе эту мысль отразило творчество Николая Михайловича Карамзина (1766-1826), главы русского сентиментализма.
Поэт, прозаик, автор знаменитой “Истории государства Российского”;, Карамзин в то же время явился и реформатором русского литературного языка. Стиль Карамзина, легкий, изящный, выгодно отличался от достаточно тяжеловесного языка Радищева. Это не удивительно.
Ведь языковая реформа Карамзина основана на сближении книжного стиля с разговорной речью образованного дворянства. При этом Карамзин настаивал на исключении как устаревших слов и грамматических оборотов, так и простонародных слов и выражений. Большой заслугой Карамзина было введение в русский литературный язык слов, позволяющих передать тонкие, изысканные чувства. Писатель сам создавал их по образцу соответствующих иностранных (в основном, французских) слов: интересный, трогательный, утонченный, оттенок, влияние, потребность и т. д.
Вклад Карамзина в становление русской литературы связан с утверждением художественных принципов сентиментализма. Он “первый на Руси начал писать повести, в которых действовали люди, изображалась жизнь сердца и страстей посреди обыкновенного быта”; (В. Г. Белинский). В “Бедной Лизе”; (1792) – классическом образце “чувствительной повести”; – Карамзин впервые открыл мир чувств простого человека.
Знаменитая фраза – “И крестьянки любить умеют”; – определяет основную идею повести. Главная героиня выступает как воплощение сентиментального представления о “естественном человеке”;, простом и непосредственном, живущем в гармонии с природой и людьми, обладающем внутренней чистотой и душевной силой. Богатству и благородному происхождению противопоставлялось благородство и богатство чувств.
Сюжет традиционен для литературы сентиментализма: читатель с волнением знакомится с трагической судьбой крестьянской девушки, соблазненной молодым дворянином. Современников поразила новизна в изображении внутреннего мира героев, лирический пейзаж, красота и легкость языка.
Карамзину также принадлежит заслуга введения новых жанров в русскую литературу. Среди них такие, как психологическая повесть (“Наталья, боярская дочь”;, “Бедная Лиза”;), путешествие, послание (“Письма русского путешественника”;), исповедь (“Моя исповедь”;). Историческая повесть “Марфа Посадница, или Покорение Новгорода”; определила дальнейшие пути русской исторической прозы. Поэтическое наследие Карамзина невелико, но его камерная лирика, в которой создается образ поэта-мечтателя, – большой шаг в развитии новой, романтической, литературы.
С предромантизмом связаны и поздние произведения Карамзина – рассказ – миниатюра “Остров Борнгольм”; и повесть “Сиерра-Морена”;.
Значение Карамзина для русской литературы определяется тем, что он проложил дорогу писателям XIX века – прежде всего Жуковскому и Пушкину.