Литература сентиментализма

Литература сентиментализма воспитывала в человеке достоин­ство и уважение к своим силам, способностям, переживаниям неза­висимо от положения в обществе. Вот почему в европейской лите­ратуре просветительский сентиментализм способствовал развитию оппозиционных идей. В России это направление сентиментализма связано с деятельностью Александра Николаевича Радищева (1749-1802) и его знаменитой книгой “Путешествие из Петербурга в Москву”; (1790), за которую он был по приказу Екатерины II аре­стован и сослан в Сибирь.

Эта книга, по форме представляющая

со­бой записки Путешественника о его впечатлениях, встречах, бесе­дах с разными людьми во время поездки из одной столицы в другую, по сути является сатирическим обличением самодержавия и крепостнического общества. Картины произвола помещиков, страдания крестьян проникнуты пафосом любви к родине и народу. Позиция автора выражена недвусмысленно: “Звери алчные, пья – вицы ненасытные, что крестьянину мы оставляем?

То, чего отнять не можем, – воздух”;. Неудивительно, что книга была запрещена, тираж арестован, а автор отправлен в ссылку.

/adman_adcode (middle) -->

Но помимо оппозиционных по отношению к правительству идей, сентиментализм нес в себе еще одну очень важную прогрессивную идею – понятие о ценности собственно личности: “Человек велик своими чувствами”;, – так сказал французский писатель и философ Ж.-Ж. Руссо, а в русской литературе эту мысль отразило творчество Николая Михайловича Карамзина (1766-1826), главы русского сентиментализма.

Поэт, прозаик, автор знаменитой “Истории государства Россий­ского”;, Карамзин в то же время явился и реформатором русского ли­тературного языка. Стиль Карамзина, легкий, изящный, выгодно отличался от достаточно тяжеловесного языка Радищева. Это не удивительно.

Ведь языковая реформа Карамзина основана на сбли­жении книжного стиля с разговорной речью образованного дворян­ства. При этом Карамзин настаивал на исключении как устаревших слов и грамматических оборотов, так и простонародных слов и вы­ражений. Большой заслугой Карамзина было введение в русский литературный язык слов, позволяющих передать тонкие, изыскан­ные чувства. Писатель сам создавал их по образцу соответствующих иностранных (в основном, французских) слов: интересный, трога­тельный, утонченный, оттенок, влияние, потребность и т. д.

Вклад Карамзина в становление русской литературы связан с утверждением художественных принципов сентиментализма. Он “первый на Руси начал писать повести, в которых действовали лю­ди, изображалась жизнь сердца и страстей посреди обыкновенного быта”; (В. Г. Белинский). В “Бедной Лизе”; (1792) – классическом образце “чувствительной повести”; – Карамзин впервые открыл мир чувств простого человека.

Знаменитая фраза – “И крестьянки любить умеют”; – определяет основную идею повести. Главная ге­роиня выступает как воплощение сентиментального представления о “естественном человеке”;, простом и непосредственном, живущем в гармонии с природой и людьми, обладающем внутренней чистотой и душевной силой. Богатству и благородному происхождению про­тивопоставлялось благородство и богатство чувств.

Сюжет тради­ционен для литературы сентиментализма: читатель с волнением знакомится с трагической судьбой крестьянской девушки, соблаз­ненной молодым дворянином. Современников поразила новизна в изображении внутреннего мира героев, лирический пейзаж, красо­та и легкость языка.

Карамзину также принадлежит заслуга введения новых жанров в русскую литературу. Среди них такие, как психологическая по­весть (“Наталья, боярская дочь”;, “Бедная Лиза”;), путешествие, по­слание (“Письма русского путешественника”;), исповедь (“Моя испо­ведь”;). Историческая повесть “Марфа Посадница, или Покорение Новгорода”; определила дальнейшие пути русской исторической прозы. Поэтическое наследие Карамзина невелико, но его камер­ная лирика, в которой создается образ поэта-мечтателя, – большой шаг в развитии новой, романтической, литературы.

С предромантизмом связаны и поздние произведения Карамзина – рассказ – миниатюра “Остров Борнгольм”; и повесть “Сиерра-Морена”;.

Значение Карамзина для русской литературы определяется тем, что он проложил дорогу писателям XIX века – прежде всего Жу­ковскому и Пушкину.


1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars (1 votes, average: 5.00 out of 5)
Loading...

Литература сентиментализма