Как изображается русский характер в рассказе “Русский характер”?

В рассказе “Русский характер” А. Н. Толстой описал эпизод Великой Отечественной войны, когда до победы оставался еще целый год, причем автор изобразил даже не военный подвиг танкиста Егора Дремова (этого скорее всего можно было бы ожидать), а семейные обстоятельства героя – взаимоотношения его с родителями и невестой.
Русский характер в рассказе складывается из отдельных черт характеров всех героев, главных и второстепенных. Главным героем является Егор Дремов, командир танка, получивший тяжелые ожоги в бою на Курской дуге. Его

спасает из горящего танка водитель, который сам был ранен, но вытащил командира, потерявшего сознание.

Таким образом, водитель танка Чувилев (этот второстепенный персонаж еще раз появится в рассказе для описания боевых подвигов танкового экипажа под командованием Егора Дремова) в опасный момент думает не только о собственной жизни, но, рискуя собой, спасает боевого товарища. В его совестливости можно видеть черту характера, которая высоко ценится русскими.
Егор Дремов проявляет русский характер и в бою, и особенно в отношениях с родителями и невестой. Приехав домой в отпуск после ранения, он пожалел своих

старых родителей, побоялся огорчить их. Егору казалось, что его безобразное лицо испугает их: ведь оно стало безжизненной маской, и только глаза остались прежними.

Таким образом, в характере главного героя проявились скромность, сдержанность, даже жертвенность, которые ценят русские люди: настоящий человек меньше всего заботится о себе, но прежде всего думает о своих близких, об их счастье.
Егор Дремов ошибался, думая, что щадит своих родителей, когда не признается, что он их сын. Его родители счастливы уже тем, что их сын жив – ведь все вокруг получают с фронта “похоронки”. Егор Егоровичи Мария Поликарповна любят своего сына не за внешность, а потому, что он – сын. Конечно, старики гордятся, что их Егор – герой, но прежде всего ценят в нем не красоту, а мужество и честность.

Здесь проявляется еще одна черта русского характера – главное внимание уделяется не внешности, а душевным качествам. Ведь обожженное лицо солдата свидетельствует, что он участвовал в страшных боях и не щадил себя, защищая Родину. Такой человек вызывает у русских уважение и восхищение, несмотря на внешнее уродство.

Поэтому отец Егор Егорович считает, что таким лицом, какое было у приезжавшего к ним фронтовика, “надо гордиться”. Эту мысль формулирует старший Дремов – сам русский человек.

Русским характером обладает и мать героя. Мария Поликарповна узнала своего сына, хотя его лицо изменилось после операций до неузнаваемости. Она сердцем, каким-то шестым чувством, угадала, что у нее в доме гостил сын, и проявила необыкновенную чуткость, столь дорогую для русского сердца. Поскольку русский человек обычно сдержан в проявлениях своих чувств, постольку очень важными качествами становятся внимание и наблюдательность окружающих, которые сами должны догадываться о переживаниях близкого человека.

Очень хорошо, если друзья и родственники понимают друг друга без слов.
В Кате Малышевой – невесте Егора Дремова также раскрывается русский характер: в женщине русские ценят верность и преданность, что и демонстрирует героиня, которая дважды (провожая на фронт и навещая после ранения) заявляет Егору, что будет ждать его с войны и верно любить. А ведь Катя – невеста главного героя, а не жена, то есть пока связана с Егором только словом.
Иван Сударев – друг Егора и доброжелательный рассказчик – сам обладает русским характером, рассудительным, сдержанным, вдумчивым. Он оценивает поступки всех героев, появляющихся в маленькой истории, и отмечает разные грани русского характера в каждом персонаже.
Таким образом, Толстой создает русский характер, объединяя черты разных героев, и, благодаря этому приему, представляет образ русского человека полным, разносторонним и обобщенно-возвышенным. Такое изображение национального характера отличает рассказ Толстого от произведений других советских авторов, писавших о войне. Например, А. Т. Твардовский в поэме “Василий Теркин” сосредоточивает черты русского характера в одном главном герое.
По художественным принципам – конфликт между хорошим и лучшим и назидательность (поучительность) – “Русский характер” следует отнести к ведущему направлению советской литературы – социалистическому реализму. В рассказе конфликт между Егором Дремовым и его родными надуман, ибо существует только в голове скромного главного героя, а на самом деле, персонажи рассказа – один другого лучше и благороднее. Назидательность “Русского характера” выразилась в том, что через Ивана Сударева, который оценивает в произведении всех действующих лиц, писатель поучает: именно так, как Егор Дремов, должен вести себя советский солдат; именно так, как его родители и невеста, должны поступать родственники солдата. В конце рассказа автор подсказывает читателю, как правильно понимать идею произведения: “Да, вот они, русские характеры!

Кажется, прост человек, а придет суровая беда, в большом или в малом, и поднимется в нем великая сила – человеческая красота”.
Итак, история о Егоре Дремове закончилась счастливо. Иного финала и не могло быть, учитывая, что все ее герои обладают благородными характерами. Во время страшной войны такая история становится необходимой: она дает надежду, спасает от отчаяния, и поэтому “Русский характер”, можно сказать, отражает восприятие военной эпохи и в этом смысле становится памятником эпохи.
Но бесконфликтные истории со счастливым финалом если и встречаются в реальной жизни, то только как исключения. А как обычно происходит встреча солдата и его семьи? Помня о миллионах советских людей, погибших на фронтах и в оккупации, скорее можно ожидать трагических свиданий.

В стихотворении М. В. Исаковского “Враги сожгли родную хату” (1945) изображается возвращение солдата-победителя на родное пепелище: все его близкие погибли во время немецкой оккупации, долгожданная встреча с родственниками превратилась в поминки на могиле жены. Другую трагическую ситуацию описывает М. А. Шолохов в рассказе “Судьба человека” (1956). Вернувшись в родной город после фашистского плена.

Андрей Соколов узнает, что в его дом, когда там находились жена и две дочери-подростки, попала немецкая бомба. В результате любимые родственники главного героя не имеют даже могил – на месте дома воронка с ржавой водой.
Подравнять целую нацию под один, даже правильный образец невозможно. Драматический вариант встречи солдата с семьей представлен в рассказе А. П. Платонова “Возвращение” (1946).
Капитан Алексей Алексеевич Иванов после победы приезжает в родной город, где его ждут жена Люба, одиннадцати летний сын Петрушка и пятилетняя дочь Настя. В первый же вечер за ужином воин-победитель требует у жены отчета, как она жила без него. Писатель не рассказывает об Иванове на фронте, хотя его ордена и медали свидетельствуют о боевых подвигах.

Зато автор подробно описывает жизнь семьи Ивановых в тылу: Люба все четыре года войны работала на кирпичном (!) заводе, заботилась о двух маленьких детях, постоянно тревожилась за мужа на фронте и, чтобы отвлечься от повседневной тоски, один раз поддалась на нежности какого-то профсоюзного инструктора. Этого капитан Иванов простить жене не может, хотя себе подобные вольности прощает легко: он сам пару дней назад по пути домой задержался в гостях у знакомой фронтовички Маши.
Финал истории о Егоре Дремове заранее предрешен, учитывая прекрасные русские характеры всех персонажей в этом рассказе. А как поступит неидеальный платоновский герой? Возмущенный и обиженный признанием Любы, Алексей на следующее утро хочет уехать к Маше (!), но, увидев из окна вагона бегущих к поезду своих детей Петрушку и Настю, вдруг смягчается душой и сходит с поезда: вчера он оценивал свои семейные обстоятельства с точки зрения “самолюбия и собственного интереса”, а сейчас понял их “обнажившимся сердцем”.
Никакого поучения в рассказе Платонова нет, а счастливый конец объясняется не образцовым благородством Иванова, а чувствами нормального человека – любовью к своей семье. Поэтому рассказ “Возвращение” ближе к жизни, чем “Русский характер”: платоновский рассказ показывает реальный мир таким сложным, каков он и есть, а не таким правильным, каков он должен быть, по мнению писателя А. Н. Толстого.


1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars (3 votes, average: 3.33 out of 5)
Loading...

Как изображается русский характер в рассказе “Русский характер”?