Мораль басни Пчела и Мухи и ее анализ (Крылов И. А.)
«Пчела и Мухи» — басня 1817 года. К этому времени образ Пчелы у Крылова уже сложился. Кстати, в 1827 году он напишет басню «Муха и Пчела», где характер «трудолюбивой» хвастуньи 1808 года («Муха и дорожные») будет раскрыт несколько в ином преломлении, но, вообще-то говоря, в том же качестве.
В басне «Пчела и Мухи» поэт рассматривает один вид паразитизма и тунеядства: две Мухи решили улететь в чужие края.
Это естественно: попугаи им рассказали
О дальних сторонах большую похвалу.
Но в басне знаменательно и другое. Послушав
Каков был здесь тайный умысел? Крылов молчит. И мы не будем говорить за него. Но полагаем, что у Мух был умысел.
Злой умысел. Он заключается уже в самом факте: сманить полезного человека «в чужие край» — прямая выгода для Мух, ибо они не радеют об общем благе, о благе родины. Скорее, наоборот. Но в этой, поразительно мудрой и цельной в мудрости своей басне все достойно пристального внимания и изучения.
Замысел
«Путь добрый вам,- Пчела на это отвечала»
А далее следует всегда сбывающееся пророчество:
«А рады пауки лишь будут вам
И там».
Мухи полетели «в чужие край» паукам на съеденье! Не перестаешь изумляться Крылову. Басня эта как художественное произведение замечательна обнаженностью своей идеи и отсутствием усложняющей детализации. Видимо, Крылов не хотел допустить никакой возможности расплывчатого толкования.
Все идет на пределе прямого смысла слов, без покрова иносказания. К тому же герои басни нам давно известны. Они выступают в твердой определенности своего характера.
Поэтому гвоздь морали вбит резко и остро самим рассказом. Такая басня обособленной морали не требует. И все же Крылов, дорожа своей идеей, прибегает к морали.
Он поясняет и без того ясную басню. И его пояснение, по сути — повторение, стоит басни.
Кто с пользою отечеству трудится,
Тот с ним легко не разлучится…
Такова основа патриотического чувства и патриотического сознания. Как это не похоже на часто встречавшееся в истории: «Мы отсюда никуда не поедем. Нам и здесь хорошо.
Мы здорово устроились и здорово устроены…» В таком патриотизме, по Крылову, нет ни грамма патриотизма. Патриотизм, по Крылову, начинается с сознания своих обязанностей перед родиной, в основе которого лежит активное трудовое начало. Оно скрепляет тебя с землей.
Мера твоей активности есть объективная мера твоего патриотического чувства. Вне этой меры патриотическое чувство изменчиво, потому что бесформенно. Только труд формирует истинное патриотическое сознание.
- Мораль басни Два мужика и ее анализ (Крылов И. А.) Говоря о пороке, который в иные времена становится бедствием народным, Крылов называет едва ли не в первую очередь пьянство. Об этом он расскажет в басне (в басне ли?) «Два Мужика» (1824), известной всем с малых лет. В ней речь идет о Фаддее и Егоре, которые, напившись, попали в беду: один сжег свой двор и «по […]...
- Мораль басни Госпожа и две служанки и ее анализ (Крылов И. А.) Безрассудным мотовством русский барин себя прославил в Москве и Петербурге, Париже и Риме. Но он прославил себя не менее, а более и рассудительным приобретательством, терпеливым и настойчивым. Только не на международной арене, а где-то в закуте, в глуши, в каком-нибудь Неелове, Неурожайке — тож… Прославил. Об этом Крылов расскажет в басне 1816 года «Госпожа и […]...
- Мораль басни Старик и трое молодых и ее анализ (Крылов И. А.) Басня «Старик и трое молодых» относится к 1805 году. И в ней «смиренно» говорит Старик, отвечая на дерзость молодых: «Издетства я к трудам привык». Заметим, что трое молодых, посмеявшихся над Стариком, сажающим деревце, не просто молодежь. «Один из них в торги пошел на кораблях», «другой в чужих землях» предавался «порока власти», жил в роскоши и […]...
- Мораль басни Чиж и Еж и ее анализ (Крылов И. А.) В басне «Чиж и Еж» (1814) речь идет о поэзии, ее сущности, ее правде, о воспевании героя, о подлинной героике и подлинном героизме, о великих мира сего, об обязанностях поэта перед жизнью и перед правдой. Басня хитра. В ней Крылов отказался воспевать Александра Первого. Сделал он это тонко и замысловато, но так, чтобы каждый понимал, […]...
- Мораль басни Соловьи и ее анализ (Крылов И. А.) Не единожды поэт говорил о жестокой несвободе подлинного искусства в крепостническом обществе, предвосхищая дальнейшее развитие этой темы у Пушкина, Гоголя, Герцена, Островского. Крыловские «Соловьи» (1824) «метят» во многое, что было известно поэту, и во многое из того, что раскроется лишь в грядущие десятилетия — так реально и прозорливо было его обобщение. Кстати, очень простое и […]...
- Мораль басни Крестьянин и Змея и ее анализ (Крылов И. А.) Крыловская тема «Змея», змея «умная», маскирующаяся, хитрая, выявляет как свое несомненное достояние мудрость народа и общества: как ни умна Змея, как ни изощрена она в своих метаморфозах, ей никого не удалось обмануть даже соловьиным голосом. Ни умом своим, ни наглостью своей. Подумать только, до чего дошло: ведь она хотела у Крестьянина детей нянчить. В няньки, […]...
- Мораль басни Лев и ее анализ (Крылов И. А.) Обратимся к басне 1830 года. Ее название «Лев». Просто «Лев», без «и». Лев, так сказать, в чистом виде. И басни истина дана тоже в чистом виде: к рассказу нет пояснения, нет морали. Одна лишь картина, снятая с действительности. Картина, правда, аллегорическая, но тем она правдивее. Итак, когда Лев стал стар и хил, ему надоела жесткая […]...
- Мораль басни Орел и крот и ее анализ (Крылов И. А.) Тему возмездия, наказания за гордость и презрение к малым, простым, находящимся где-то в самом-самом низу государственной иерархии, Крылов ставил часто. Если не сказать, что это была его любимая тема. Она как бы являлась обратной стороной темы достоинства малого существа, достоинства скромности, незаметности, дружности и совместности общих усилий. Кичливость и зазнайство, гордыня (в отличие от законной […]...
- Мораль басни Сочинитель и Разбойник и ее анализ (Крылов И. А.) На опыте Крылова русский писатель учился и тому, как надо писать, и тому, как писать не надо. Учился быть верным жизненной правде. В басне «Сочинитель и Разбойник» осуждается Сочинитель на страшные муки — вечно гореть в геенне огненной. Удались обвинения в адрес писателя. Они дышат гневом и злобой. Совершенно очевидно, что Крылов знал, о чем […]...
- Мораль басни Рыбьи пляски и ее анализ. Два варианта басни (Крылов И. А.) «Рыбьи пляски» — известнейшая басня. Эта басня дошла до нас в двух вариантах, так как первый ее вариант не пропустила цензура. Хотя второй вариант более отделан, для нас больший интерес представляет первый, «черновой», ибо он в духе всего творчества Крылова и, естественно, «в духе» прогрессивной русской литературы. У первого, «чернового», варианта неблагоприятная для властей развязка. […]...
- Мораль басни Листы и Корни и ее анализ (Крылов И. А.) И Крылов тем велик и поныне, что в своих произведениях создал и развернул стройную философию свободного труда, философию творчества и созидания, раскрыл общественное значение и характер труда, возведя эту тему в ранг национально-патриотического достоинства и показав ее всемирно-историческое значение. Его басня 1811 года «Листы и Корни» находится на стыке двух планов темы. Удачно найденная аллегория […]...
- Мораль басни Обоз и ее анализ (Крылов И. А.) «Обоз», как известно,- выступление в защиту стратегии и тактики Кутузова в ведении войны. Тактики, кроме всего прочего, гуманной. Фельдмаршал берег солдат, русских людей. Он не пускал их тысячами в распыл и в расход. Не пользовался старым, «досюльным» приемом стратегии — чем больше жертв, тем больше славы. Великая победа при наименьших потерях. Победа (имея в виду […]...
- Мораль басни Богач и Поэт и ее анализ (Крылов И. А.) Как же Крылов относился к долговечности и действенности произведений искусства? На этот вопрос отвечает басня «Богач и Поэт». В ней повествуется о тяжбе Поэта, проклинающего свой жребий, с великим Богачом. Спор решал Зевс. Поэт ропщет, обращаясь к громовержцу …Чем я виновен пред тобой, Что с юности терплю Фортуны злой гоненье? Ведь он беден, а вот […]...
- Мораль басни Пестрые овцы и ее анализ (Крылов И. А.) В басне «Пестрые овцы» Лев сам хотел изничтожения овец, но тем не менее Крылов внимательно следит — а как работает система, то есть что она собой представляет. Басня начинается так. Лев невзлюбил пестрых овец и хотел было просто перевести их, однако это было бы неправосудно, ведь, замечает Иван Андреевич, Он не на то в лесах […]...
- Мораль басни Лжец и ее анализ (Крылов И. А.) Крылов с его изумительным чувством реальности, то есть социальности, всегда выявлял, рисуя живую картину жизни, социальную природу того или иного «общечеловеческого» порока. Для своего времени выявил, полагаем, он и социальную природу лжи как явления общественного, выведя тип лжеца как тип, социально значимый. С этого Крылов и начинает своего «Лжеца». Возвратившись из дальних странствий, дворянин (возможно, […]...
- Мораль басни Охотник и ее анализ (Крылов И. А.) «Охотник» — басня, написанная в 1819 году. Она проста: Крылов ополчился против извечного «Еще успею». Он говорит, что здесь советчик не ум, а леность. И его мораль, заданная наперед (то есть выверенная и выношенная), звучит призывом и строгим наказом: …Коль дело есть, скорей его кончай, Иль после на себя ропщи — не на случай… А […]...
- Мораль басни Две Собаки и ее анализ (Крылов И. А.) Крылов не был бы Крыловым, если бы настаивал на том, что предательство обязательно постигнет наказание. Это наивно. Видимо, предательство-лицемерие имеет одно важное отвлечение свое — холуйство, угодничество, порождаемые неограниченной единодержавной властью. Если не ценится труд, если попрано личное достоинство, то процветает холуйство, ищущее, по Достоевскому, кому бы сапоги почистить. Это писатель наблюдал у русских либералов. […]...
- Мораль басни Гуси и ее анализ (Крылов И. А.) Басня «Гуси» — одно из центральных произведений всего творчества великого баснописца. В ней его антикрепостнические взгляды нашли свое предельное выражение. Это не осмеяние хвастовства, не сатира на людей, хвастающихся заслугами предков (как склонны думать некоторые ученые),- она выражает самые основы демократической идеологии Крылова и бьет тоже по самым основам идеологии крепостников. Ведь принцип «первородства», родовитости, […]...
- Мораль басни Синица и ее анализ (Крылов И. А.) Одна из ранних басен, басня 1811 года, — «Синица». В ней обличается хвастовство. … делом не сведя конца, Не надобно хвалиться. Такова мораль басни. Она совершенно очевидна. «Море синица не зажгла» — стало крылатой крыловской фразой. Заклейменные и посрамленные хвастуны, вероятно, боятся моря как огня, боятся Крылова, избегают встречи с синицами — двойниками своими. Синица, […]...
- Мораль басни Котенок и Скворец и ее анализ (Крылов И. А.) «Котенок и Скворец» (1824) — басня о предательстве, возведенном в ранг философии. В ней затронута весьма щепетильная нравственная категория — совесть. Та самая совесть, к которой весьма скептически относились герои горьковского дна. Крылов был более внимателен, чем герои Горького, к нравственному кодексу собственнического мира. Его Скворец («Плохой певец; зато уж философ презнатный») прочитал голодному Котенку […]...
- Мораль басни Волки и овцы и ее анализ (Крылов И. А.) Крылов прослеживал открытую им истину на малом и большом, на частностях и общем, на главных государственных институтах и маленьких сошках управления. В частности, он писал о «совете» при царе. И в «Водолазах», и в «Рыбьих плясках», и в «Пестрых овцах», и в «Волках и Овцах» на протяжении ряда лет Крылов зло издевается над этим «учреждением», […]...
- Мораль басни Мор зверей и ее анализ (Крылов И. А.) Рассмотрим басню «Мор зверей» (1809). Крылов рисует картину страшного опустошения — по лесам ходит смерть, она не щадит никого… Но поэт так выразителен в описании эпидемии. Чувствуется, что на описание мора Крылов бросил все свои силы — здесь краски сгущены до предела. Следовательно, для идеи целого данная картина существенна. Лютейший бич небес, природы ужас — […]...
- Мораль басни Камень и Червяк и ее анализ (Крылов И. А.) Басня «Камень и Червяк» была написана в 1814 году. Коль скоро в свете царит неправда и «знать свет» — значит знать всесилие неправды и несправедливости, то ссылками на несправедливость света пользуется сама несправедливость для своего утверждения. Несправедливость, неправда, мелкая ложь, где-то оплошавший паразитизм; степенная многолетняя терпеливая бесполезность, стремящаяся очаровать своею скромностью; или кипучее себялюбие, выставляющее […]...
- Мораль басни Квартет (Крылов И. А.) В басне «Квартет» Крылов дерзко осмеял высший государственный орган царской России, Государственный совет, который был учрежден в 1810 году и включал в себя 4 департамента. Его члены никак сразу не смогли разместиться по разделам, а пересаживались из одного в другой. Разностопный ямб, использованный автором, замечательно передает содержание басни. Размер стиха, краткость строк, частое повторение твердого […]...
- Мораль басни Волк и Ягненок и ее анализ (Крылов И. А.) Басня «Волк и Ягненок» относится к ранним. Она написана в 1808 году и вошла в первую книгу, изданную год спустя — в 1809-м. На книгу откликнулся не один литератор. В их числе Жуковский. Но он не удостоил разбора этого, одного из совершеннейших (так полюбившихся читателю) произведений баснописца. Басня начинается с постулата, выраженного в предельно сжатой, […]...
- Мораль басни Осел и ее анализ (Крылов И. А.) [center][/center]Басня 1830 года «Осел» рассказывает об Осле много интересного. Рассмотрим ее Содержание. У крестьянина был Осел. Он так смирно себя вел, что тот не мог им нахвалиться. То есть здесь наш герой выступает почти в своем животном естестве. Он не знатен, не сановит, его никакая Лиса никуда не продвигает, — он просто Осел в подлинности […]...
- Мораль басни Совет мышей и ее анализ (Крылов И. А.) «Совет Мышей» — басня о совете хвостатых, куда не следует допускать бесхвостых. И наконец в мучном ларе Открыто заседанье… Хвостатых. На котором тем не менее оказалась бесхвостая крыса. Что и взволновало молодого мышонка. «Где ж делся наш закон?» — спрашивает он седую Мышь. На этот голос возмущения молодого мышонка последовал успокоительный ответ старой Мыши: …»Молчи! […]...
- Мораль басни Собака, Человек, Кошка и Сокол (Крылов И. А.) «Собака, Человек, Кошка и Сокол»- басня, написанная в 1816 году. Ее герои поклялись друг другу в вечной дружбе, разделить заботу и радость, помогать друг другу, а при необходимости и умереть друг за друга. Налицо вся бутафория дружбы — полный комплект славословия и словоизвержения. Сюда прибавить нечего. А что было на деле? (Крылов делом всегда проверяет […]...
- Мораль басни Вороненок и ее анализ (Крылов И. А.) К 1811 году относится «Вороненок» с «моралью», утверждающей некую тривиальную истину: Что сходит с рук ворам, за то воришек бьют. Видимо, картина всеобщего, повального государственного воровства и родила эту басню. Отсюда и идут уподобления. Главный вор — вор на троне, Орел. Это он выхватил ягненка из стада, что и «взманило» Вороненка, подбило его на подвиг. […]...
- Мораль басни Волк на псарне и ее анализ (Крылов И. А.) Подлинное прославление Кутузова, его народного гения военного и дипломата, дано Крыловым в басне «Волк на псарне». Это произведение поэта — чудо искусства слова. Здесь торжествует аллегория и как аллегория, т. е. поэтика широкого радиуса действия, и как (при всей условности своей) максимальное приближение к действительности,- в смысле данного конкретного случая. Здесь одержало победу свою и […]...
- Мораль басни Воспитание льва (Крылов И. А.) Субъективно Крылов не видит возможности иного правления, кроме монархического. Поэтому, обличая, он одновременно наставляет, дает своеобразный «урок царям», что иногда делал, правда, в другом роде и Пушкин. Одним из таких «уроков» является басня «Воспитание Льва» (1811). Не пересказывая всего (в басне повествуется о том, как царь зверей Лев отдал Львенка на выучку к Орлу, который […]...
- Анализ басни Рыбьи пляски Крылова (Крылов И. А.) В басне рассказывается, что Лев, слыша жалобы на богачей, на сильных мира сего и на судей, отправился осматривать свои владения. Вскоре он наткнулся на Мужика, жарившего живьем на сковороде рыб. Тот, отвечая на вопросы Льва (царя), сказал, что он и народ (рыбы) собрались его приветствовать, оттого они и машут головами и хвостами. Лев поверил, лизнул […]...
- И. А. Крылов. Ворона и Лисица. Сравните мораль в баснях. Все ли басни учат одному и тому же? 1. Прочтите все басни о Вороне и Лисице и сравните их. Можно сравнить две из них — те, которые вам больше понравились. Все эти басни построены на одном сюжете: льстивая Лисица (Лис) хочет обманом добыть то, чем владеет Ворон (Ворона), и ей это удается. И то, что у Эзопа и Лафонтена это Ворон, а у […]...
- Мораль басни Слон и Моська (Крылов И. А.) Наверное каждый в своем детстве читал басню Крылова «Слон и Моська». И не многие в те далекие годы смогли разглядеть в ней ярко выраженный смысл. Чаще всего это обусловленной юным возрастом, когда проходили данное произведение в школе и только благодаря Родителям или учителям Литературы мы понимали всю иронию и сатиру данного произведения. Ведь только задуматься, […]...
- Мораль басни Пестрые овцы (Крылов И. А.) Царь Лев не взлюбил часть своего народа — Пестрых Овец — и захотел избавиться от них. Их было бы «перевести нетрудно», дело, так сказать, привычное, но вопрос осложняется тем, что нужно было при это сохранить свою «славу» — репутацию монарха просвещенного, правящего с соблюдением твердых законов. Лев обращается к своим советникам. Для одного из них […]...
- Крылов, Два мальчика. Как вы понимаете мораль этой басни, чему она учит? Как вы понимаете мораль этой басни, чему она учит? Басня осуждает эгоизм, стремление использовать чужой труд себе в пользу и не ответить на это благодарностью, жадность, то есть те качества, которые делают человека плохим товарищем. Нарисуйте портреты Феди и Сенюши. Опишите характеры каждого из мальчиков. Попытайтесь использовать при рассказе такие качества, как изобретательность, сообразительность, ловкость, […]...
- Мораль басни или Актуальность Басни в современном мире Сочинение по произведениям Эзопа и Ивана Крылова. Основоположником басни считают античного раба-художника Эзопа. Действительно, мудрость его басен настолько глубокая и неисчерпаемая, что на протяжении многих столетий ею пользуются баснописцы. Они создают новую форму для басни, совершенствуют ее, но не считают за нужное изменять ее содержание, которое есть завершенным, а потому вечным. Рассмотрим три басни Эзопа, […]...
- Анализ басен «Квартет» и «Лебедь, рак и щука» Басни Крылов И — А — Подготовка к ЕГЭ: Сочинение Анализ басен «Квартет» и «Лебедь, рак и щука» Басни Крылов И. А. Когда между товарищами нет согласия, на лад, как известно, их дело не пойдет… Однако, «согласие в товарищах» — это не единственное условие успешной деятельности. Каждый из участников проекта должен обладать необходимыми способностями, в противном случае, если слепой ведет слепого […]...
- Идейно-художественный анализ программных басен Г. Сковороды. «Пчела и Шершень» Сюжет этой басни был распространен в творчестве русских баснописцев ХVIII ст. (например, басня Сумарокова «Жуки и Пчелы». Написана в духе идей прогрессивного просветительства конца ХVIII ст., она довольно полно выражает взгляды Сковороды на жизненную необходимость трудиться по естественным наклонностям. Композиция. Произведение состоит из двух частей: сюжетной и дидактической («силы»). Сюжетная часть построена в форме диалога […]...
- Обработка произведения Л. Глибова «Муха и Пчела» (1864-1872) Тема: изображение встречи Мухи и Пчелы, в которой каждая высказала свою жизнь и подвергла критике другую. Идея: прославление трудолюбия, творческого вдохновения, умение рационально использовать время (Пчела); осуждение праздности, безопасности; стремление жить за счет других, удовлетворяя собственные нужды. Основная мысль: уважение имеет тот в обществе, кто работает ради других, приносит пользу, напрасно не тратит времени; бездельники […]...