Мораль басни Старик и трое молодых и ее анализ (Крылов И. А.)

Басня “Старик и трое молодых” относится к 1805 году. И в ней “смиренно” говорит Старик, отвечая на дерзость молодых:

“Издетства я к трудам привык”.

Заметим, что трое молодых, посмеявшихся над Стариком, сажающим деревце, не просто молодежь. “Один из них в торги пошел на кораблях”, “другой в чужих землях” предавался “порока власти”, жил в роскоши и неге; о третьем поэт ничего не говорит, но, видимо, он тоже не нарушал единства картины, социально значимой и определенной.

Все они – из семейства Листов, что

глумятся над “смиренным” трудом Корней (Крылов, “Листы и Корни”). Их корыстным расчетам не дано понять, что есть “общая польза”, за которую ратует и от имени которой выступает поэт, далеко опередивший свое время.

Всматриваясь в Старика, полагаю, мы обязаны фиксировать свое внимание на том, что перед нами не бессребреник, который, как положено в плохих романах, трудится не для себя, а только для других и для которого “чужие” интересы выше личных. Крылов, думается, мудрее. Его герой трудится и для себя (иначе бы он умер с голода), но не только для себя одного. Отсюда – переплетенность общественного

и личного.

Отсюда проистекает возможность “общественному интересу” стать личной человеческой страстью. Трудовая психология крыловского Старика проста и естественна. Она возникла в практике миллионов. Потому-то она так живуча.

Потому-то так дорого приходилось расплачиваться за нарушение “правил” народной мудрости. Особенно в области организации труда, как мы сказали бы сейчас.

Крылов создает целый кодекс общественной нравственности, доблести, чести, морали и долга, в основе которого лежит труд как абсолютное мерило достоинства человека. Труд не требует особых наград и величания. Это верно лишь в том смысле, что он сам, по Крылову, награда и величие.

Он выводит из безвестности в известность, он создает прочную славу, делает знатным.

Проблема славы, знатности была в ту пору важной общественной проблемой. На ней, на знатности, основывались права. Не случайно Пушкин был очень чувствителен и ревнив в этих вопросах. Появлялась новая знать, она попирала старую, основывавшую свои “права” на давности рода, ибо с родовитостью связана давность заслуг перед государством.

Но при всем том совершенно очевидно, что в спорах о знатности у Крылова была своя, особая позиция. Он защищал демократический принцип знатности, основой которого был труд.


1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars (2 votes, average: 3.00 out of 5)
Loading...

Мораль басни Старик и трое молодых и ее анализ (Крылов И. А.)