Обработка произведения Л. Глибова “Муха и Пчела” (1864-1872)

Тема: изображение встречи Мухи и Пчелы, в которой каждая высказала свою жизнь и подвергла критике другую.

Идея: прославление трудолюбия, творческого вдохновения, умение рационально использовать время (Пчела); осуждение праздности, безопасности; стремление жить за счет других, удовлетворяя собственные нужды.

Основная мысль: уважение имеет тот в обществе, кто работает ради других, приносит пользу, напрасно не тратит времени; бездельники – непрошеные гости.

Композиция.

Басня построена на противопоставлении двух героинь (Муха

и Пчела), их отношении к работе, развлечениям, собственному назначению в жизни.

Экспозиция: встреча читателя с Мухой, которая живет беззаботно, будто госпожа.

Завязка: разговор Мухи с Пчелой: смысл жизни в роскоши, празднованиях или в повседневной добросовестной работе?

Кульминация: недоразумение между Мухой и Пчелой.

Развязка: мораль басни.

Обсуждение содержания басни с вопросами:

– Видели ли вы в естественной среде муху и пчелу? Чем каждая из них занимается?

– Что свидетельствует о безопасной жизни Мухи?

– Почему Муха назвала работу Пчелы бедной?

– Какая цель в жизни

у Мухи и Пчелы? Для чего Л. Глибов противопоставляет этих двух героинь?

– Как именно сочувствует Муха Пчеле?

(Какая плохая…

На свете долюшка твоя:

Раненько встанет, поздно ляжет…).

– В чем Муха усматривает вольность своей жизни?

– В каких развлекательных мероприятиях Муха принимает участие? (Банкет, обед, веселье).

– Что свидетельствует о нахальстве мухи относительно посещения кого-нибудь непрошеной?

(Большое дело – прогонят!

Нельзя в двери – я в форточку

Или полезу в другую дырку…).

– Почему Пчела не понимает смысла жизни Мухи?

– Каких людей изображает Л. Глибов на примере этих двух существ?

– А как вы относитесь к работе? Помогаете ли дома родителям? Чем именно?

– Каким образом нужно организовать собственный досуг?

– Чем полезна для нас эта басня?

Загадки о героях басни.

Кто над нами вверх ногами? (Муха). Я работаю почтенно, Все лето летаю В поле, в роще, собираю медок с разных цветов. Кого невзлюблю, Того жалом колю. (Пчела). Не каменщик, А амбар строит. (Пчела).

Целый день летает, Всем надоедает, А вечер настанет – тогда перестанет. (Муха). В саду маленький Никита захотел сорвать цветок, а она его укусила. Что за цветок это был? Это не цветок, а… (Пчела).

Есть у меня большая семейка, Как весна придет, Вся в поле пойдет. (Пчелы). С одним венком хата, Работящая в ней семья. По цветам все летают, Мед ароматный добывают. (Пчелы и улей). Сидит девка в темнице, Вяжет кружево без петель. (Пчела).

К цветочку лечу, Лечу – жужжу. – Дзум – дзум – жу – жу! Как зовут не скажу. (Пчела). Зимой спит. Летом звенит.

Выше садов летает, Сладкую росу собирает. (Пчела). Будто птица, крылья имеет, Все летает и поет: – Я медок вам ношу, Не трогайте, так как укушу. (Пчела). Не мотор, а гудит, Не пилот, а летит, Не гадюка, а жалит. (Пчела). Семьсот соловьят На одной подушке сидят. (Пчела).

Этот дом на ножках, Внизу окошко, Дом многоквартирный, Лишь сверху мирный. (Улей).

Народные пословицы к содержанию басни.

1) Работа.

– Человеческая работа – не ерунда, раскинуть не годится.

– Работа человека кормит, а лень расточает.

– Кто работает, тот работу уважает.

– На дерево смотри, как родит, а на человека, как делает.

– Честное дело делай смело.

– Если хорошо будешь работать, честь и славу будешь иметь.

2) Лень.

– Линь – хуже болезни.

– Уродился лентяй ни на что.

– Ему каждый день воскресенье.

– Ленивому все некогда.

– Лишь бы день до вечера!

– Как без дела сидеть, то можно и одубеть.


1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars (1 votes, average: 5.00 out of 5)
Loading...

Обработка произведения Л. Глибова “Муха и Пчела” (1864-1872)