Обработка произведения Л. Глибова “Муха и Пчела” (1864-1872)
Тема: изображение встречи Мухи и Пчелы, в которой каждая высказала свою жизнь и подвергла критике другую.
Идея: прославление трудолюбия, творческого вдохновения, умение рационально использовать время (Пчела); осуждение праздности, безопасности; стремление жить за счет других, удовлетворяя собственные нужды.
Основная мысль: уважение имеет тот в обществе, кто работает ради других, приносит пользу, напрасно не тратит времени; бездельники – непрошеные гости.
Композиция.
Басня построена на противопоставлении двух героинь (Муха
Экспозиция: встреча читателя с Мухой, которая живет беззаботно, будто госпожа.
Завязка: разговор Мухи с Пчелой: смысл жизни в роскоши, празднованиях или в повседневной добросовестной работе?
Кульминация: недоразумение между Мухой и Пчелой.
Развязка: мораль басни.
Обсуждение содержания басни с вопросами:
– Видели ли вы в естественной среде муху и пчелу? Чем каждая из них занимается?
– Что свидетельствует о безопасной жизни Мухи?
– Почему Муха назвала работу Пчелы бедной?
– Какая цель в жизни
– Как именно сочувствует Муха Пчеле?
(Какая плохая…
На свете долюшка твоя:
Раненько встанет, поздно ляжет…).
– В чем Муха усматривает вольность своей жизни?
– В каких развлекательных мероприятиях Муха принимает участие? (Банкет, обед, веселье).
– Что свидетельствует о нахальстве мухи относительно посещения кого-нибудь непрошеной?
(Большое дело – прогонят!
Нельзя в двери – я в форточку
Или полезу в другую дырку…).
– Почему Пчела не понимает смысла жизни Мухи?
– Каких людей изображает Л. Глибов на примере этих двух существ?
– А как вы относитесь к работе? Помогаете ли дома родителям? Чем именно?
– Каким образом нужно организовать собственный досуг?
– Чем полезна для нас эта басня?
Загадки о героях басни.
Кто над нами вверх ногами? (Муха). Я работаю почтенно, Все лето летаю В поле, в роще, собираю медок с разных цветов. Кого невзлюблю, Того жалом колю. (Пчела). Не каменщик, А амбар строит. (Пчела).
Целый день летает, Всем надоедает, А вечер настанет – тогда перестанет. (Муха). В саду маленький Никита захотел сорвать цветок, а она его укусила. Что за цветок это был? Это не цветок, а… (Пчела).
Есть у меня большая семейка, Как весна придет, Вся в поле пойдет. (Пчелы). С одним венком хата, Работящая в ней семья. По цветам все летают, Мед ароматный добывают. (Пчелы и улей). Сидит девка в темнице, Вяжет кружево без петель. (Пчела).
К цветочку лечу, Лечу – жужжу. – Дзум – дзум – жу – жу! Как зовут не скажу. (Пчела). Зимой спит. Летом звенит.
Выше садов летает, Сладкую росу собирает. (Пчела). Будто птица, крылья имеет, Все летает и поет: – Я медок вам ношу, Не трогайте, так как укушу. (Пчела). Не мотор, а гудит, Не пилот, а летит, Не гадюка, а жалит. (Пчела). Семьсот соловьят На одной подушке сидят. (Пчела).
Этот дом на ножках, Внизу окошко, Дом многоквартирный, Лишь сверху мирный. (Улей).
Народные пословицы к содержанию басни.
1) Работа.
– Человеческая работа – не ерунда, раскинуть не годится.
– Работа человека кормит, а лень расточает.
– Кто работает, тот работу уважает.
– На дерево смотри, как родит, а на человека, как делает.
– Честное дело делай смело.
– Если хорошо будешь работать, честь и славу будешь иметь.
2) Лень.
– Линь – хуже болезни.
– Уродился лентяй ни на что.
– Ему каждый день воскресенье.
– Ленивому все некогда.
– Лишь бы день до вечера!
– Как без дела сидеть, то можно и одубеть.