Идейно-художественный анализ программных басен Г. Сковороды. «Пчела и Шершень»
Сюжет этой басни был распространен в творчестве русских баснописцев ХVIII ст. (например, басня Сумарокова «Жуки и Пчелы». Написана в духе идей прогрессивного просветительства конца ХVIII ст., она довольно полно выражает взгляды Сковороды на жизненную необходимость трудиться по естественным наклонностям.
Композиция. Произведение состоит из двух частей: сюжетной и дидактической («силы»). Сюжетная часть построена в форме диалога между Шершнем, который смеется над трудолюбием Пчелы и над пчелой, которая получает от работы удовлетворение.
Вторая
Содержание произведения. Паразит Шершень насмехается над Пчелой, что она работает не столько на себя, сколько на других: «Скажи мне, Пчела, чего ты такая глупая? Знаешь ли ты, что плоды твоей работы не столько тебе самой, как людям полезны, а тебе часто и вредят, принося вместо награды смерть; однако не перестаешь из-за глупости своей собирать мед.
Много у вас голов, но все безмозглые».
Называя дураком «господина советника», Пчела осуждает тех, кто «кражей добывает» мед. Для нее работа самая сладкая вещь: «нам
Мораль басни простая: работа должна стать для человека естественной потребностью, «самой сладкой поживой». Только тогда жизнь будет иметь содержание и красоту. В работе человек ощущает радость бытия, а в безделье деградирует.
«Сила» у баснописца здесь вышла значительно большей, чем самая фабула. Она переросла в целый трактат, пересыпанный многими фактами из жизни, ссылками на Цицерона, Эпикура, библейскими выражениями. Здесь имеются и автобиографические элементы: в лице «студента» не тяжело узнать самого Сковороду. «Нет большей радости, чем жить по призванию»,- провозглашает он.
В подтверждение своей мысли Григорий Савич приводит целый ряд интересных примеров, ссылаясь на охотничью собаку, самую веселую тогда, когда охотится на зайца, на домашнего кота, который, поймав мышь, не ест ее, в конце концов, на запертую в благосостоянии пчелу, которая умирает от скуки, так как не может летать по цветоносным лугам. Баснописец убеждает, что нет хуже, как купаться в благосостоянии и смертельно мучиться без естественного дела, и нет большей радости, чем жить по призванию.
Проблематика басни: человек и общество; смысл жизни каждого; человеческое призвание; работа и безделье.
Философская мудрость в произведении.
— «Нет худшего мучения, как болеть мыслями, а болеют мысли, лишаясь сродного дела». — «И нет большей радости, чем жить по призванию». — «Душа, повелительница человека, утешается сродным делом». — «Веселость сердца — жизнь для человека».
Язык басни. Язык произведения близкий к народному, но если в уста Шершня вложено больше бранной лексики, то Пчела говорит афористически и красиво.
Обсуждение идейного содержания произведения. Беседа с вопросами:
— Почему Шершень, унижая достоинство Пчелы, называет ее глупой? («Знаешь ли ты, что плоды твоей работы не столько тебе самой, как людям полезные, а тебе часто и вредят, принося вместо награды смерть; однако не перестаешь из-за глупости своей собирать мед»).
— Что имел в виду Шершень, обращаясь к Пчеле: «Видно, что вы без прока влюблены в мед»?
— В чем видит свое назначение Пчела? Чем обусловлено то, что работа для нее — наслаждение? («…Большая радость собирать мед, чем его потреблять. К сему мы родившиеся и будем такие, пока не умрем.
А без сего жить… для нас злейшее мучение»).
— Какой мысли относительно работы придерживается Шершень? Почему он не понимает Пчелу?
— Что является мучением для героини?
— Кого старался осудить Г. Сковорода на примере Шершня?
— Почему Пчела — символ мудрого человека?
— Какие жизненные примеры приводит баснописец в выводе («силе») произведения? О чем они свидетельствуют?
— Чем объяснить то, что человек без дела — наказывается и страдает?
— Что имел в виду Эпикур, отмечая о необходимости жить за натурой?
— Когда работа для человека является наслаждением и удовлетворением?
— Какое воспитательное значение имеет эта басня?