И. А. Крылов. Ворона и Лисица. Сравните мораль в баснях. Все ли басни учат одному и тому же?
1. Прочтите все басни о Вороне и Лисице и сравните их. Можно сравнить две из них – те, которые вам больше понравились.
Все эти басни построены на одном сюжете: льстивая Лисица (Лис) хочет обманом добыть то, чем владеет Ворон (Ворона), и ей это удается. И то, что у Эзопа и Лафонтена это Ворон, а у других авторов – Ворона, не меняет дела.
Чаще всего сравнивают басни Эзопа и Крылова или Сумарокова и Крылова. Когда Эзопа сравнивают с другими авторами, то первое различие очевидно: Эзоп создавал свои басни прозой. Но, выбрав сравнение Эзопа
Никакого нравоучения после своей удачи Лисица не произносит: ее цель достигнута.
Если мы сравним Сумарокова и Крылова, то убедимся в том, что у Сумарокова речь Лисицы произносится дважды: она думает о своем плане и затем осуществляет его в своей речи льстеца. У Крылова даны очень выразительный авторский текст о поведении Лисицы и яркий ее монолог.
2. В какой из басен, как
Образ льстеца создан очень выразительно во всех этих баснях, однако в басне Крылова вдохновенная хвалебная речь Лисицы передана ярче и живее.
3. В какой из басен Ворона (Ворон) кажется вам особенно глупой и тщеславной?
Наиболее сообразительным и способным осознать свою ошибку оказался Ворон у Лафонтена: он даже поклялся, “что другого урока ему не понадобится”.
Особенно тщательно описал восторг Вороны, которой льстит Лисица, Крылов. Он не только убеждает нас в глупости птицы, но и объясняет, как такое могло получиться, чем вызван ее поступок.
4. Сравните мораль в баснях. Все ли басни учат одному и тому же?
Внимательно перечитывая басни, видим, что басня Эзопа “уместна против человека неразумного”. Так мораль показывает читателю неразумный поступок. У Лафонтена Ворон поклялся, “что другого урока ему не понадобится”, т. е. урок принес пользу.
В басне Тредиаковского говорится о торжестве льстеца. Сумароков высмеивает глупость Вороны, поверившей лести. В басне Крылова сказано, что “Вещуньина с похвал вскружилась голова”, так что виновата не глупость Вороны, а опасность самой лести.
Так все басни высмеивают лесть и льстецов и учат не попадаться на их удочку. Но каждый автор по-своему рассматривает отношения льстеца и его жертвы. Для Эзопа вера льстецу – проявление глупости.
Для Лафонтена – урок, который спасет от повторения ошибки. Для Тредиаковского – утверждение силы лести. Для Сумарокова и Крылова – обличение льстецов и лести как опасности.
Так, поучая, все баснописцы обличают лесть и высмеивают тех, кто ей поддается.