Мораль басни Охотник и ее анализ (Крылов И. А.)



“Охотник” – басня, написанная в 1819 году. Она проста: Крылов ополчился против извечного “Еще успею”. Он говорит, что здесь советчик не ум, а леность. И его мораль, заданная наперед (то есть выверенная и выношенная), звучит призывом и строгим наказом:

…Коль дело есть, скорей его кончай,

Иль после на себя ропщи – не на случай…

А далее следует рассказ об охотнике, который отправился на охоту, но ничего ему не попалось,- и вот “измокши весь, пришел домой с пустой сумой”.

Сам рассказец прост и немудрящ. И понятно: он возник как иллюстрация к выношенной и обобщенной мысли. Отсюда, думается, и бедность его.

Но басню эту, мало известную, не вошедшую в басенную классику, выручает ее мораль – призыв. Воззвание к энергичному действованию. В ней человек выведен в роли хозяина собственной судьбы, а не просто жертвы обстоятельств.

Крыловское “пеняй на себя” исключает пассивно-созерцательное “не везет”, “счастья нет” и т. п. “А все ли сам ты сделал?” – спрашивает поэт “простолюдина”. “Имеешь ли ты право жаловаться на судьбу?” Постановка этих великих вопросов, пусть в басенной форме, является огромной заслугой Крылова перед русским обществом.

К слову молвить, как же хорошо знает Крылов своего героя – жалобщика. В “Охотнике” замечательна не только мысль, вводящая в рассказ, но не менее изумляет и концовка басни. Охотник виноват сам во всем. Но, измокший весь, придя домой с пустой сумой, он

…Все-таки пенял не на себя – на счастье.


1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars (No Ratings Yet)
Loading...

Мораль басни Охотник и ее анализ (Крылов И. А.)