Проблема поиска истины в романе И. Тургенева “Дворянское гнездо”

Надежда на будущее
Люди познаются в споре и в пути.
Джордж Герберт
Если вдуматься, то каждый человек в процессе своей жизни ищет истину. Одному кажется, что он ищет благополучия, другому – любовь, третьему – знаний… Но в конечном итоге каждый из них ищет ту истину, к которой стремится. Печально, когда этот поиск приводит к мещанскому уюту, ограничиваясь геранью на подоконниках и кружевными салфетками на серванте-Прекрасно, когда поиск приводит человека к творческим подвигам.

Кому что дано…
Тема такого поиска – одна

из главенствующих в произведениях русской литературы. Чернышевский в заточении “пускает” на такой поиск Рахметова; Горький “поручает” искать истину своим многочисленным литературным героям, начиная с легендарного Данко; Чехов разрабатывает тему “руками” героев “Вишневого сада”, “Чайки”; а Пушкин звучными строками вкладывает эту тему в уста Ленского, ДонГуана, Пугачева.
Ищут истину и современные писатели. Такие, как Распутин, Евтушенко, Афанасьев, Солоухин, Шугаев, Пелевин, Бродский, Алешковский, и многие другие.
Совершенно не важно, какими стилистическими приемами пользуются
писатели для этой цели. Вот, к примеру, одно из замечательных произведений Ивана Сергеевича Тургенева – роман “Дворянское гнездо”. В нем при помощи своих героев писатель изучает пути нравственного и духовного развития передовой русской девушки.

Этот поиск принято считать от Натальи Ласунской к Елене Стаховой, минуя образ Лизы Ка-литиной. Это неверно.. Лиза по своей натур, е ближе стоит к Елене, чем Наталья. Последняя после своего горького разочарования удовлетворилась обыденным “счастьем” с ограниченным Волынским.

Примерно также поступит и Вера в “Обрыве” – уже по воле Гончарова. Лиза же не способна ни на какие компромиссы. Она отказывается от счастья с Паншиным.

По отзыву Лемма, “она не могла любить одно прекрасное”. Писарев был совершенно прав, указывая, что по свойствам своей личности Лиза “примыкает к лучшим людям нашего времени”. У нее такой же непоколебимый в своем духе характер, каким обладали героические девушки 60 -70-х годов, идущие в народ.
По силе характера, по суровой требовательности к себе, по способности к самопожертвованию к ним близка и Лиза Кали-тина. В условиях революционного движения 70-х годов она могла бы стать героиней тургеневского стихотворения в прозе “Порог”.
Провозглашая в своем романе идею объединения передовой интеллигенции с народом, с “землей”, Тургенев видел истину в оптимистическом взгляде в будущее. “Дворянское гнездо” заканчивается скорбными мотивами о бесполезной жизни, об одинокой старости и вместе с тем выражением веры в молодое поколение, которое сможет разрешить трагические противоречия и найти путь к счастью. “Играйте, веселитесь, растите молодые силы… жизнь у вас впереди, и вам легче будет жить: вам не придется, как нам, отыскивать свою дорогу, бороться, падать и вставать среди мрака”, – говорит Лаврецкий, обращаясь к молодежи. Лаврецкий садится на ту же скамейку, на которой когда-то сидел с Лизой. Вокруг него – все та же знакомая ему и неизменяющаяся природа.

А его так изменили годы и горе.
С грустным лиризмом развивает в этой сцене Тургенев одну из своих любимых мыслей о контрасте между вечной и могучей природой и бренным, слабым человеком, неспособным добиться счастья, найти истину и обреченным на беспощадное, разрушительное действие времени.


1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars (1 votes, average: 5.00 out of 5)
Loading...

Проблема поиска истины в романе И. Тургенева “Дворянское гнездо”