Детские сказки В. Ф. Одоевского

Прогрессивный писатель и своеобразный человек, Владимир Федорович Одоевский серьезно интересовался вопросами воспитания детей. Он долго работал над книгой “Наука до наук”, которую задумал как педагогический трактат, посвященный основным принципам воспитания человека с детских лет.

“Дети были лучшими моими учителями… Для свежего, не испорченного никакой схоластикой детского ума иет отдельно ни физики, ни химии, ни антропологии…” “Ребенок не будет вас слушать, если вы заговорите систематическим путем отдельно об

анатомии лошади, о механизме ее мускулов, о химическом превращении сена в кровь и тело, о лошади как движущей силе, о лошади как эстетическом предмете. Дитя – отъявленный энциклопедист, подавайте ему лошадь всю, как она есть, не дробя предмета искусственно, но представляя его в живой цельности,- в том вся задача педагогики”.

Педагогические взгляды В. Одоевского не совпадали с официальной педагогикой его времени. Он следовал принципам Белинского, считая, что нужно в ребенке видеть прежде всего человека и воспитывать гуманиста. Он призывал также пробуждать интерес детей к знаниям.

На произведениях В.

Одоевского для детей отразились его педагогические убеждения. Считая, что дети бывают “проснувшиеся” и “непроснувшиеся”, Одоевский придавал большое значение детской литературе, способной пробудить ум и сердце ребенка. Сам он начал писать для детей в 30-е годы XIX века, когда стал участвовать в издании альманаха “Детская книжка для воскресных дней” и сотрудничать в журнале “Детская библиотека” А. Н. Очкина.

Работал он под псевдонимом “дедушка Ириней”.

В 1834 году отдельным изданием была напечатана сказка В. Ф. Одоевского “Городок в табакерке”. В 40-е годы появляются его сборники для детей: “Детские сказки дедушки Иринея” (1840) и “Детские песни дедушки Иринея” (1847). Он стремился “привести в движение оружие мышления”, опираясь на любовь детей к вымыслу, фантастике.

В детских книгах Одоевский умело сочетает реальные и фантастические события. Он создавал для детей произведения разных жанров: научно-фантастические сказки, волшебные сказки, рассказы.

Для произведений Одоевского, адресованных детям, характерны естественность и научность содержания, увлекательность и драматизм повествования, убежденность в могуществе человеческого разума. Классическим произведением, выдержавшим множество изданий и не потерявшим значения до наших дней, стал его “Городок в табакерке”. Сложный научный материал, по выражению Белинского, “ловко приноровлен к детской фантазии”.

Одоевский находит понятные ребенку сравнения: колокольчик похож на мальчика с золотой головкой и в стальной юбочке; молоточки напоминают каких-то унылых господ на тоненьких ножках и с длинными носами; валик преображается в надзирателя, который переворачивается с боку на бок. С помощью сказочных образов писатель стремится популярно рассказать детям о законах механики. Каждый персонаж сказки наделен индивидуальными чертами, которые проявляются и во внешнем облике, и в поведении, и в речи.

Похожая на змейку царевна-пружинка беспрестанно движется, “то свернется, то развернется”, ведет себя властно, толкает под бок надзирателя Валика. Дядьки-молоточки злые, бесцеремонные, колотят бедных мальчиков-колокольчиков.

Речь сказочных персонажей отражает их характеры. Дядьки-молоточки говорят отрывисто и сердито (“Прочь ступай, не мешай”, “Тук-тук-тук”). Надзиратель Валик ворчливо и ритмично бормочет (“Шуры-муры, шуры-муры!”, “Кто здесь ходит?”, “Кто здесь’бродит?”).

Сказочное повествование о городке в табакерке заключено в реалистическую рамку. Мальчик Миша засыпает, разглядывая оставленную отцом табакерку, видит сказочный сон и затем просыпается, поняв механизм музыкального ящика. Менее всех индивидуализирован образ Миши, потому что Одоевскому он важен был для достижения композиционной завершенности.

Это персонаж несколько условный, он нужен, чтобы помочь автору в его общении с читателем. Речь Миши не отличается какими-либо характерными для его возраста чертами, она нейтральна (“Я очень благодарен вам за ваше приглашение”), он ласков с колокольчиками, вежлив с молоточками, слушается отца.

“Городок в табакерке” – первая в детской литературе научно-познавательная сказка. Одоевским созданы также сказки “Червячок”, “Мороз Иванович”, рассказы “Столяр”, “Серебряный рубль”, “Бедный Гнедко” и др. Своеобразный талант Одоевского, детского писателя, принес ему заслуженное признание читателей и прогрессивной критики. В. Г. Белинский писал, что “русские дети имеют для себя в дедушке Иринее такого писателя, которому позавидовали бы дети всех наций…

Какою теплотою и жизнью веет от его рассказов и какое необыкновенное искусство у него заманить воображение, раздражить любопытство, возбудить внимание иногда самым, по-видимому, простым рассказом”.


1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars (1 votes, average: 5.00 out of 5)
Loading...

Детские сказки В. Ф. Одоевского