Жизненный и творческий путь австрийского писателя Франца Кафки Рассказ “Перевоплощение”



Цель : ознакомить с основными тенденциями развития европейской модернистской прозы первой половины ХХ ст.; жизненным и творческим путем Ф. Кафки; сюжетом, тематикой и проблематикой рассказа “Перевоплощение”; развивать творчество, навыки определения черт личности, наблюдению за художественным текстом; оказывать содействие воспитанию наилучших моральных качеств.

Оборудование : портрет писателя, издание его произведений, иллюстрации к биографии.

Тип урока: изучение нового материала.

Ход урока

I. Мотивация учебной деятельности учеников

Учитель. Давние люди не могли объяснить действия многих естественных сил, путей человеческой судьбы. Их фантазия создала мифы о богах и сверхъестественных существах, которые правят миром, руководят судьбами и поступками людей. Реальность и фантастика в таких мифах тесно переплетались, отражая невозможность человека логически осмыслить мир, в котором он живет.

Писатель Ф. Кафка создал свой миф. Действительность и фантастика в его произведениях объединяются, чтобы изобразить картину современного автору мира, безжалостного

и абсурдного, лишенного логики, в котором человек беззащитный, обречен на одиночество, где он настолько “маленький”, что чувствует себя “насекомым”. Об одной из наиболее трагических и противоречивых фигур литературы первой половины ХХ ст. – Франце Кафке – и его творчестве, которое отображает сложности и противоречия тогдашнего мира, будет идти речь на уроке.

II. Объявление темы и цели урока.

III. Актуализация опорных знаний.

Проверка домашней задачи.

– Назовите основные признаки модернизма, авангардизма, их течения, величайших представителей

– Составьте опорно-логическую схему литературного процесса первой половины XIX ст.

– Расскажите о новейших трансформациях реализма и романтизма.

IV. Восприятие и усвоение учебного материала.

1. Лекция учителя с элементами беседы.

– “Родителями”-основателями европейской модернистской прозы считают французского писателя Марселя Пруста, автора новаторского романного цикла “В поисках утраченного времени”; ирландского англоязычного писателя Джеймса Джойса, творчество которого обозначено масштабными экспериментами с мифом, разными слоями реальности, с историей, временами, со средствами изображения внутреннего мира человека, языком и стилем и изобретением приема “поток сознания”; и, в конце концов, австрийского писателя Франца Кафку, который получил славу художника-пророка.

С ознакомления с его личностью и творчеством мы и начнем постижение достижений модернизма в художественной прозе первой половины ХХ ст.

Франц Кафка родился в 1883 году в Праге в еврейской семье. Отец был коммерсантом среднего достатка. После окончания гимназии Франц изучал юриспруденцию в Пражском университете.

В 23 года получил звание доктора юридических наук и начал службу в страховых компаниях. В 26 лет начал печататься. И дальнейшая его жизнь была связана с литературой. “Все мое естество нацелено на литературу.

Если я от литературы когда-нибудь откажусь, то просто перестану жить”, – писал он. Из-за болезни оставил в 1922 году службу, и через два года его не стало.

В творческом заделе писателя – три незавершенных романа, несколько сборников новелл и притч, афоризмы, письма, дневники.

Еврей по происхождению, пражанин по месту проживания, по языку – немец, а по культурной традиции – австрийский писатель, он был чужой всем: государству, немцам, чехам, даже евреям. И это заостряло чувства Кафки, создавало дисгармонию в жизни.

Кафка и в семье был чужим. Отец хотел видеть Франца наследником своего дела и никак не мог понять, что тот – иной. В письме к отцу Кафка писал: “Я потерял веру в себя, вместе с тем приобрел безграничное чувство вины”, а невесте признался: “Я и отец ненавидим друг друга…”.

Но отец для Кафки был из “вышестоящих инстанций”, которые нужно учитывать независимо от того, на благо человеку их требования или на погибель. Все творчество Кафки – если не рассказ о себе, то глубокое субъективное переживание внешнего мира.

Кроме всего этого, был еще и аскетический эгоцентризм художника. “Для моей работы мне нужно быть от всего отгороженным”, – писал он, мечтая “…быть запертым в глубоком подземелье, примоститься где-то в найдальнейшем закоулке и раз в сутки осуществлять продолжительную прогулку к дверям, чтобы забрать миску с пищей”. Его целиком удовлетворял личный опыт.

Мироощущение писателя определили три основные конфликта его внутренней жизни. Это, как уже отмечалось, противостояние отцу, который в глазах писателя олицетворял авторитарную власть с ее равнодушием к личности, тотальным присутствием и абсурдностью действий.

Второй проблемой был брак, который воспринимался Кафкой как неразрешимое разногласие между стремлением через бракосочетание обрести независимость от отца и страхом навредить литературному творчеству. Вследствие этих колебаний несколько его помолвок так и не завершились браком.

Третьим больным вопросом внутреннего мира художника было собственное литературное творчество. Занятие литературой он расценивал как единственное содержание своего бытия, тем не менее, большей частью ощущал острую неудовлетворенность произведениями, которые выходили из-под пера. Из-за этого много их осталось незавершенными, и вообще, Кафка распорядился сжечь его литературное наследие после смерти.

В произведениях Ф. Кафки соединились трагическое и ироническое, фантастические элементы и натуралистические детали, вследствие чего реальность становится похожей на сновидение.

– Прокомментируйте афоризмы Ф. Кафки.

1) “Есть два человеческих греха, из которых вытекают остальные,- нетерпение и леность души. Из-за своего нетерпения люди изгнаны из рая, а из-за лености они не могут туда вернуться…”.

2) “Счастливым я был бы только тогда, если бы смог привести мир к чистоте, правде, постоянству”.

3) “Пойми, что для счастья достаточно лоскута земли, на котором вмещаются твои ноги”.

“Перевоплощение” (1912) – знаковое произведение модернистской литературы. Тема рассказа (чаще произведение определяют как новеллу) – предельное одиночество личности и трагическое обесценение человеческой жизни. Фамилия главного героя Грегора Замзы – это зашифрованная с помощью криптографии фамилия самого автора.

2. Беседа.

– Что означает слово “перевоплощение”? (Метаморфоза, преобразование)

– В каких произведениях мы уже встречали преобразование людей в существ животного мира? (В сказках, в произведениях Овидия, Гоголя, Булгакова и др.).

3. Слово учителя.

– Да, но в тех случаях существовала какая-то причина (месть, зависть или что-то другое), какая-то злая сила. Однако никому до Кафки не не приходило в голову сделать это преобразование абсурдным, немотивированным, беспричинным.

Исходный пункт сюжета рассказа – преобразование главного героя Грегора Замзы в огромное насекомое, которое вызывает у всех ужас и отвращение. Содержание новеллы представляет описание борьбы героя за право считаться, как и раньше, человеком. Три его попытки выползти из комнаты отвечают трем столкновеньям с внешним миром и обозначены композицией произведения – его делением на три части.

Но об этом поговорим после детального ознакомления с текстом рассказа.

V. Закрепление знаний, умений и навыков.

Проблемный вопрос.

Прокомментируйте высказывание литературоведа Д. Затонского о творческом наследстве Ф. Кафки: “…Его творчество – не что иное, как колоссальный, бесшабашный и гениальный фрагмент – осколок из фрагментарного бытия человечества”.

VI. Домашняя задача.

Знать биографию писателя.

Прочитать и уметь анализировать рассказ “Перевоплощение”.

VII. Итоги урока.

Интерактивное упражнение “Микрофон”.

Продолжите предложение: Наибольшее впечатление оказал на меня тот факт, что…


1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars (No Ratings Yet)
Loading...

Жизненный и творческий путь австрийского писателя Франца Кафки Рассказ “Перевоплощение”