Жизненный и творческий путь С. Васильченко (Материал для сочинения)



Степан Васильевич Панасенко (Васильченко) (1879 – 1932). Родной городок на Черниговщине казался таким дорогим и красивым, хотя в нем, как и всюду, вековали бедность, за тяжелой работой бедность света-солнца не видела. Там 8 января 1879 года родился будущий писатель, там познал первые детские радости и печали. Немалая семья Панасенко – всех было восемь – жила в старом, покосившемся доме.

Отец был сапожником, мать по батрачеству за заработок. Ни лоскута поля, ни хвоста во дворе. Как заходила жатва, вся семья за убогий сноп жала чужое. Степка воду носил жнецам.

Все густым потом обливались.

Долгими вечерами в доме кипела работа: отец шил сапоги и сыновей своих старших тому ремеслу учил. А меньшие залезали на печь и поочередно рассказывали сказки, придумывали всякие удивительные истории. Степан всегда умел самые остроумные придумывать.

Был прыткий, бодрый, хваткий ко всякому делу.

В убогой семье уважали правдивое слово, песню, шутки. Отец был грамотный (когда-то у дьяка научился грамоте), уважал просвещенных людей, знал цену мудрой книге. В доме Панасенко любили “Кобзаря”

Шевченко и “Тараса Бульбу” Гоголя.

Временами здесь звучали песни – “Ой, наступала та черная туча”, “За Сибирью солнце всходит…”, их пели взрослые и дети. Значительно позднее писатель Степан Васильченко (такой литературный псевдоним изберет Степан Васильевич Панасенко) будет вспоминать: “Сильнейшее впечатление оказала на меня эта троица: Песня, Кобзарь и Гоголь – произведения, которым я не знаю равных в мировой литературе. Перелистывая “Кобзаря”, я не один раз вспоминал всю свою жизнь…”.

Отец заботился, чтобы дети учились, так как по наследству никакого благосостояния он им не мог оставить “Учитесь, дети, – говорил, бывало, – и ищите другие пути”.

Пять лет ходил Степан в начальную школу в Ичне. И закончил ее наилучшим учеником. Его оставили при школе, чтобы готовился к учительской семинарии. Прошло два года напряженной работы.

За это время мальчик хорошо овладел программой, перечитал много книг русского и мирового писательства (при школе была как для того времени богатая библиотека).

Шестнадцатилетний Степан едет учиться в Коротышевскую учительскую семинарию. Искренним и трогательным было прощание с родными, односельчанами. Дяди и тетки, соседи приказывали: “Помни отца, уважай мать!

Не забывай, из какого колена вышел. Нами, бедными, не гордись. Курносый нос не гни.

С господами не водись”.

Коростышевская семинария была единственной на Украине, куда принимали способных детей крестьянской бедности. Поступить в нее было мечтой, но везло немногим, так как казенные средства выделялись каждый год только на 10-12 мест, а платить за обучение неимущие родители не могли. Поэтому учились в Коростышеве преимущественно дети богатеев.

Мировоззрение будущего писателя формировалось в конце ІХ столетия, когда в России и Украине интенсивно развивался капитализм, все шире разворачивалась революционная борьба рабочего класса против буржуазии.

Школой идейной закалки для Степана Панасенко стал литературно-художественный кружок, где молодежь воспитывалась на лучших образцах революционной литературы и искусства. В работе кружка будущий педагог и писатель принимал деятельное участие.

Осень 1898 года. Село Потоки под Каневом. Здесь по окончании семинарии оказался молодой учитель. Школа в старом трухлявом доме под соломенной крышей.

Из уголков тянет сыростью и плесенью. Сыро, неприветливо. Почти такая же самая и квартира учителя.

Голые стены, голый стол, кривоногая кровать, три стареньких стула. Грустно на душе у Степана, печаль сердце донимает. Правда, его теперь будут величать “господин учитель”. И хотя!

Он сроду-веку не забудет своего мужицкого колена.

Не льнул Степан в семинарии к поповичам и куркуленкам. Перед ним – высокая миссия просветителя детей сельской голытьбы. Вот к кому будет стелиться его жизненная дорога.

Для взрослых молодой учитель организовал вечерние классы. А со временем образовал любительский драматический кружок. Пьесы ставили не только в Потоках, а и в окружающих селах.

Хорошая слава об учителе полетела по всему уезду. Пожилые крестьяне любили и уважали Степана Васильевича, а молодежь чуть ли не на руках носила.

Бурная деятельность учителя не понравилась местным панам. Поп Диановский сначала не спускал глаз со Степана Васильевича, а дальше принялся поучать: дескать, зачем мужику грамота, пусть лучше молится Богу. Но ни поп, ни пристав, ни урядник – никто из местного начальства так и не смог перетянуть на свою сторону молодого учителя.

Однажды Степан Васильевич стал свидетелем возмутительного произвола и издевательство писаря в канцелярии пристава над невинным сельским парнем. Он написал об этом в газету.

По распоряжению инспектора Степана Васильевича перевели в Богуслав. В Богуславе молодой учитель охотно общался с рабочими, приходил к ним, принимал участие в обсуждении общественных событий.

Не успел молодой учитель привыкнуть работать в маленькой школе села Карапыши, как его снова сорвали с места и перевели в Драбов.

В 1904 году Степан Васильевич поступает в Глуховский учительский институт, который не закончил. Писатель давно мечтал попасть в рабочую среду. Он добивается переведение в село Щербеновку на Донбассе.

Но не успевает еще присмотреться к бурной шахтерской жизни, как его вместе с другими учителями по кулаческому доносу арестовывают и упекают в Бахмутскую тюрьму.

В тюрьме Васильченко познакомился с осетином Алексеем Хостнаевым. Поэт в душе, тот знал много сказок родного народа и вечерами их рассказывал. Со временем, на воле, учитель-украинец запишет те осетинские сказки, литературно обработает и напечатает.

Долго и терпеливо Степан Васильченко учил своего побратима грамоте, читал ему “Кобзаря”.

Полевой суд оправдал Васильченко. Но в это время его свалил с ног тиф. Едва встав на ноги, вышел из больницы. Куда теперь?

Учительствовать ему запретили. Поехал к матери в Ичню. В старом полуразваленном доме она сама доживала век, тяжело бедствуя.

Отец умер, из братьев и сестер некоторые поженились, другие подались в батрачество, на заработки.

Васильченко живет частными уроками. Его путь в литературу начался еще в сельской школе, когда сочинял свои первые стихи, наследуя Шевченко, Пушкина, Кольцова. Интернатская жизнь в семинарии мало оказывала содействие литературным занятиям. Правда, его классные произведения, часто написаные в художественной форме, до слез трогали преподавателя словесности.

В первые годы учительствования Васильченко ведет дневник – “Записки учителя”, занося туда все пережитое и виданное. В нем видим интересные эпизоды, которые со временем писатель развернет в новеллы, повести.

В Ичне Васильченко по-настоящему взялся за литературное творчество. Любимый жанр писателя – рассказ. Редакция газеты “Совет” предложила Васильченко постоянную работу, и 1910 году он переезжает в Киев.

В газете Васильченко ведет отдел театральной хроники.

Художественные произведения С. Васильченко, которые стали известны читателям в 1910 году, обозначены ярким мастерством, оригинальностью, они свидетельствуют о тонком художественном вкусе автора. Первостепенное значение в творческом росте Васильченко имел Т. Шевченко, который, в сущности, определил его литературно-эстетичный идеал и стал ведущей звездой на всем литературном пути писателя.

Однако популярность Васильченко как писателя возрастала, так как на протяжении 1917-1920 годов вышли многочисленные сборники его дореволюционных новелл и повестей. Васильченко избирают делегатом на военные съезды. В скором времени писатель демобилизируется по болезни сердца, некоторое время живет в родной Ичне, а потом снова переезжает в Киев.

Сначала он – воспитатель детского дома, потом (1922-1928) – учитель 61-й трудовой школы имени И. Франко в Киеве. Выступал С. Васильченко и как переводчик. Степан Васильевич переводил Н. Лескова, Н. Гоголя, О. Серафимовича, В. Короленко и делал это с большой любовью и вдохновением.

Напряженная интенсивная деятельность писателя обозначилась на его здоровье. В последние годы он все чаще жаловался на сердце. И когда недуг начал донимать, оставил работу в школе.

Правда, думал, что это временно, так как жизнь свою без детей-школьников не представлял. 11 августа 1932 года Степан Васильченко умер. В тени широкополых яворов на Байковом кладбище в Киеве – пожизненная печаль – его могила.


1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars (No Ratings Yet)
Loading...

Жизненный и творческий путь С. Васильченко (Материал для сочинения)