Жизненный и творческий путь писателя Михаила Булгакова. Булгаков и Киев

Цель : помочь ученикам определить основные вехи жизненного и творческого пути писателя, источники его творчества, истоки моральной стойкости, твердых принципов и убеждений; развивать навыки восприятия информации на слух, выделение главного; воспитывать гуманистические идеалы.

Оборудование : портрет писателя, материалы к биографии, киевские виды.

Тип урока: изучение нового материала.

Ход урока

I. Анализ контрольной работы

II. Мотивация учебной деятельности учеников.

Учитель. “…Этот роман в романе, психологический

– внутри фантастического, это роскошная проза… Этот роман, как по мне, является наилучшим произведением Булгакова, а если говорить об истории Христа и Пилата, то это вообще одна из наилучших страниц русской литературы ХХ столетия”,- писал известный русский писатель К. Симонов. Эту мысль о романе М. Булгакова “Мастер и Маргарита” подтверждает литературовед В. Лакшин: “тень загадки, опасная игра с нечистой силой на границе веры и безверия, романтическая любовь, юмор, который показывает язык догматики и “здравого смысла”, точные слова, которые готовы рассыпаться по жизни афоризмами,- все это
обольстительные соблазны для молодого, да и любого, не лишенного непосредственности читателя”.

Итак, на уроке будет идти разговор об одном из известнейших романов ХХ ст. и его творце.

III. Объявление темы и цели урока.

IV. Восприятие и усвоение учебного материала.

1. Мини-лекция учителя с элементами беседы.

– Слышали ли вы выражение “рукописи не горят”? Что оно означает и кому принадлежит?

– Видели ли вы фильм режиссера В. Бортко “Собачье сердце”? По какому произведению он поставлен? Какое впечатление фильм оказал на вас?

– Видел ли кто-то спектакль “Дни Турбиных” (или кинофильм “Белая гвардия”)? Поделитесь впечатлениями.

– Родился Михаил Булгаков в 1891 году в Киеве. Отец будущего писателя был магистром Киевской духовной семинарии (по другим сведениям – академии), доцентом кафедры древней гражданской истории. В семье было семеро детей.

Семья увлекалась музыкой, литературой, особенно поэзией; ставились домашние спектакли.

Учился Михаил в Первой киевской гимназии одновременно с Константином Паустовским, также будущим писателем. Паустовский вспоминал, как инспектор Бодинский, хитро улыбаясь, сурово вычитывал Булгакову за “отравляющий глаз и язык” – очень уже придирчивым был тот.

С 1907 года, после смерти отца, Михаил стал главой семьи. Учась в Киевском университете, в 22 года вступил в брак с Татьяной Николаевной фон Лаппа, дочерью управляющего Саратовской государственной палаты. Во время Первой мировой войны молодой врач Булгаков работал в полевых госпиталях, позднее был заведующим земской больницей на Смоленщине.

Часто ему приходилось принимать по 50 больных за день. Этот период он описал в “Заметках юного врача”. Потом были Киев, Кавказ.

Дважды Булгаков хотел уехать из России, но ему не разрешили. С 1921 года жил в Москве, работал на разных должностях – конферансье, редактором хроники в частной газете, инженером в научно-техническом комитете, журналистом в газете “Гудок”, вокруг которой сплотились талантливые писатели.

Пьеса “Дни Турбиных” принесла Булгакову славу выдающегося драматурга. В 1925-28 гг. увидели мир сборники рассказов “Роковые яйца”, “Дьяволиада”, “Рассказ”; в Риме и Париже вышел роман “Белая гвардия”. С 1928 года писатель работал над произведением, которое со временем выкристаллизовалось в роман “Мастер и Маргарита”. Работа над этой рукописью продолжалась до последних дней художника.

В 1930 году постоянные травли критиков и преграды цензуры заставили Булгакова обратиться с письмом к Сталину, в котором писатель требовал предоставить ему возможность печататься или разрешить выехать за границу. Булгакова назначили на должность режиссера МХАТа.

Брак с первой женой распался, со второй не сложился также. Лишь с третьей женой, Еленой Сергеевной, которая стала его музой, прототипом Маргариты, он чувствовал себя счастливым.

В 1940 году Булгакова не стало. О. Булгакове вспоминали: “Умирая, он говорил: “Наверное, это правильно… Что я мог бы написать после Мастера?””.

2. Сообщение ученика о связи М. Булгакова с Украиной, с Киевом (заочная экскурсия по Киеву булгаковскими местами).

3. Составление схемы психологического портрета писателя по рассказу учителя и сообщению ученика.

4. Продолжение мини-лекции учителя.

– Литературными авторитетами для М. Булгакова были Н. Гоголь, Ф. Достоевский, М. Салтыков-Щедрин. На протяжении творческой жизни писатель заявил о себе как реалист, сатирик и автор фантастических произведений. Разные грани литературного таланта художника и разные направления его художественных интересов синтезировались в произведении “Мастер и Маргарита”, которому судилось стать одним из ярчайших образцов модернистского романа ХХ ст. и вершиной его творчества. Основными источниками романа Булгакова “Мастер и Маргарита” были:

Реальные факты жизни писателя и истории СССР 1920-1930-х гг.;

Творчество писателей Н. Гоголя, Ф. Достоевского, философа В. Соловьева, М. Сенкевича (“Кама грядеши” (“Куда идем”)), Й. Гете (“Фауст”), Данте Алигьери (“Божественная комедия”), Э. Т. А. Гофмана (“Малыш Цахес”);

Мифологические произведения (евангельские легенды об Иисусе Христе, Понтии Пилате, Иуде и др., библейские мифы о дьяволе, европейские, славянские мифы, апокрифы).

В эпоху культивации атеизма и тотальной борьбы с церковью обращение Булгакова к библейскому сюжету было чрезвычайно смелым.

Первый вариант романа писатель сжег (всего было шесть вариантов), что свидетельствует о стремлении автора к совершенству.

Прием, который использовал писатель для создания впечатления, что препятствия и во времени, и в пространстве являются относительными, называется “роман в романе” – роман мастера о Ешуа. Отсюда вытекают и особенности произведения, согласно которым “библейские, ершалаимские” разделы произведения чередуются с “московскими” для того, чтобы в последней главе “встретиться” и будто слиться в лунную тропу, по которой будут идти Пилат и Ешуа Га-Ноцри.

В романе “Мастер и Маргарита” главы, посвященные Понтию Пилату и Ешуа, отличаются не только сюжетно, но и стилистически. Эмоциональный, острый стиль первых глав романа неожиданно сменяет четкий, сдержанный, точный прозаический язык.

Сделайте вывод!

Прокомментируйте воспоминания К. Паустовского о семье Булгаковых: “Булгаковы жили на подъеме к Подолу напротив Андреевской церкви – в очень живописном киевском уголке. За окнами их квартиры постоянно были слышны звуки рояля и даже пронзительной валторны, голоса молодежи, беготня и смех, спора и пение. Такие семьи с большими культурными и трудовыми традициями были украшением провинциальной жизни, своеобразными ячейками передовой мысли”.

VI. Домашняя задача

Знать содержание романа М. Булгакова “Мастер и Маргарита”.

VII. Итоги урока.

Интерактивное упражнение “Микрофон”.

Продолжите предложение:

Булгаков мне кажется человеком…

Меня заинтересовало…


1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars (1 votes, average: 5.00 out of 5)
Loading...

Жизненный и творческий путь писателя Михаила Булгакова. Булгаков и Киев