Жизненный и творческий путь немецкого писателя Бертольда Брехта
«Культура будет спасена тогда, когда будут спасены люди!» — провозгласил немецкий драматург Бертольд Брехт, задумываясь над тем, куда могут завести человеческую цивилизацию научные открытия, использованные жестоким умом.
О личности писателя, его новаторском подходе к театру поговорим на уроке.
II. Объявление темы и цели урока
III. Актуализация опорных знаний
Беседа
— С чем связаны активные поиски средств выразительности в мировой литературе второй половины ХХ ст.?
— Назовите новые жанры интеллектуальной прозы,
IV. Восприятие и усвоение учебного материала
1. Мини-лекция учителя с элементами беседы
— Шел 1915 год. Европа захлебывалась в кровавой, бессмысленной войне, которая требовала все новых и новых жертв. Верноподданные баварские учителя готовили из своих учеников «пушечное мясо».
Когда в Аугсбургской гимназии для написания произведения предложили выражение Горация «Сладко и почетно умереть за Родину», гимназист Бертольд Брехт написал: «Выражение, что умереть за Родину сладко и почетно, можно расценивать так же, как тенденциозную пропаганду. Прощаться
За это юношу едва не исключили из гимназии.
Брехт активно выступал против военного психоза и насилия, обманной морали тех, кто «тайно потягивал вино, а прилюдно прославлял воду». Он старался отмежеваться от своей среды, принципов и взглядов, которые были ему чужие:
По мере оттого, как я рос и смотрел вокруг, Отворачивало меня от людей моего класса, От навыков приказывать и от услуг лакея. И оставил я свой класс, и присоединился К простому люду.
(Перевод Л. Череватенко).
Бертольд Брехт родился в 1898 году в Аугсбурге в семье фабриканта. Его воспитывали как господского ребенка, а он почему-то приклонялся к бедным и обездоленным. В 1917 году он поступил в мюнхенский университет, где изучал медицину.
Через год был призван в армию, служил несколько лет санитаром в госпитале. Начал писать стихи, пьесы, нашел и признательных слушателей — раненых. Особой популярностью пользовался стих «Легенда о мертвом солдате», за которую фашисты, которые пришли к власти в 1933 году, лишили его немецкого гражданства.
И было за что: Брехт создал острую, едкую сатиру на милитаризацию государства, на сомнительное право одних распоряжаться жизнью других. В стихе речь идет о том, как погиб один солдат, его похоронили. Но как-то на кладбище приходит военная врачебная комиссия и старается вернуть воина на поле боя.
Ексмотря на то, что солдат мертвый, — врачи вольют ему в рот вино и оживят его; солдат молчит, — немой меньше будет говорить; труп уже гниет, — кадило попа развеет смрад. Вывод готов: «Солдат годится к войне».
В 1933 году в Германии запылали инквизиторские костры: на них горели книги наисветлейших умов мира, а среди них — и произведения Б. Брехта.
В то время уже известному писателю приходится покинуть родину. Он живет в эмиграции во Франции, Швеции, Финляндии, Америке и других странах. И в таких условиях Брехт продолжает бороться против фашизма своим словом.
Пьесы драматурга идут по всему миру: «Мать» — в Нью-Йорке, «Круглоголовые и остроголовые» — в Копенгагене, «Винтовка Тересы Каррар», «Страх и отчаяние в третьей империи» — в Цюрихе. Нацистскую доктрину Брехт развенчивает в пьесах «Карьера Артура Уи, которой могло бы не быть», «Швейк во Второй мировой войне».
Шесть лет писатель жил в США, но после выхода на сцену его драмы «Жизнь Галилея» в 1947 году он вынужден был отвечать на вопрос сенатской комиссии по расследованию антиамериканской деятельности и выехать из страны.
После окончания Второй мировой войны Б. Брехт жил в Немецкой демократической республике, основал театр «Берлинский ансамбль», ставил в нем пьесы, вел активную борьбу за мир, за воссоединение всех немецких земель, хотя этот тезис в 1956 году не был популярным в мире, расколотом на два непримиримых блока — НАТО и Варшавский договор. В 1956 году писатель умер.
Каким вы представляете себе писателя по этому рассказу? Назовите определяющие черты его характера.
Бертольд Брехт стал основателем теории и практики эпического театра. Еще в конце 20-х гг. драматург заявлял, что наибольшую надежду возлагает на тех людей, которые идут из театра недовольные засильем мистики, порнографии, проповеди насилия и жестокости. Ведущим направлением в немецкой драматургии того времени был экспрессионизм, который, по словам Брехта, «провозгласил освобождение человека и не осуществил его».
Художники-экспрессионисты, субъективно честные и чистые, выступали против войны и крови. Но не видели выхода для человечества. Именно в настоящее время растерянности и неуверенности Брехт заговорил о необходимости создания «боевого искусства» — искусства, которое бы заставило человека определить собственную позицию в жизни.
Зритель должен думать, анализировать, принимать решение, тогда как годами народ приучали не думать, а лишь выполнять приказы.
В своей программной работе «Современный театр — театр эпический» Брехт подал схему, в которой сравнивает драматургическую и эпическую формы театра. Рассмотрим таблицу.
— Как вы думаете, был ли для зрителей «эпический театр» интереснее обычного драматического?
V. Закрепление знаний, умений и навыков.
Подумайте!
— Вставьте пропущенные слова в высказывание И. Фрадкина и прокомментируйте его.
«Теория эпического театра была теорией универсальной, т. е…. все области театрального искусства и обобщала принципы, на которые… творческая работа драматурга, режиссера, актера, художника, композитора, вплоть до гримера и осветителя».
Для справок: охватывала, строится; находила, любуется; посещала, корректируется; дежурила, находится.
VI. Домашняя задача
Рассказывать о жизненном и творческом пути Б. Брехта, его «эпическом театре».
Прочитать драму «Жизнь Галилея».
VII. Итоги урока
Интерактивное упражнение «Микрофон»
Продолжите предложение.
Драматургия для меня — это такой жанр…