Жизненный и творческий путь Александра Пушкина



А. С. Пушкина – спутник многих поколений людей вот уже два столетия. О нем говорят: “Мой Пушкин”. В этом признак особых отношений, открытости чувства и преданности поэту. О. Блок говорил: “Наша память сохраняет из малолетства веселое имя Пушкина.

Это имя, этот звук наполняет собой много дней нашей жизни. Пасмурные имена императоров, полководцев, изобретателей орудий убийства, мучителей и мучеников жизни. И рядом с ними это легкое имя – Пушкина.

Пушкин так легко и весело мог нести свою творческую ношу, несмотря на то, что роль

поэта не легкая и не веселая; она трагическая”.

В 1835г. Пушкин подвел итог жизни – создал стих “Вновь я посетил”, в финале которого звучит почти радостное приветствие будущим поколением.
“Здравствуй, племя
Младое, незнакомое!”

26 мая (6 июня) 1799 года в Москве в семьи Пушкиных родился сын Александр.
Отец поэта Сергей Львович Пушкина, военный в отставке, был из старинного родительного дворянского семейства, не богатый и не очень счастливый в службе и чинах. Иметь Пушкина, Надежда Осиповна, была внучкой знаменитого Ибрагима Ганнибала, арапа Петра И. Она имела своеобразный непостоянный

характер, ее любимцем был младший сын Лев. Александр чаще ее бесил своим упрямством, непохожестью с другими детьми. Но были две женщины, которые дали маленькому Александру ту любовь, которую он так и не получил от матери.

Это няня Арина Родионовна и бабушка Мария Алексеевна. Это они спешили успокоить и приласкать мальчика, рассказывали ему сказки, знакомя с прекрасным миром поэтического народного слова. Когда мальчик подрос, его начали учить арифметики, истории и других наук.

Но главным источником знаний в детские года для Пушкина были книги. По словам брата поэта, юный Александр “проводил за чтением бессонные ночи и тайно в кабинете отца поглощал одну книжку за другой”.

Известный исследователь жизни и творчества Пушкина Юрий Лотман отмечал: “Наиболее впечатляющей чертой пушкинского детства было то, как имело и редко он упоминал эти года в будущему”. Наверное, из детства Пушкина вынес много грусти и душевных ран.
Атмосферу детства поэта воссоздает в романе “Пушкина” талантливый исследователь и художник, знаток пушкинской эпохи Юрий Тынянов.

И снова обратимся к книге Ю. Лотмана “Александр Сергеевич Пушкина”: “…когда в будущем Пушкина хотел осмотреться на начало своей жизни, он неизменно упоминал лишь Лицей – детство он вычеркнул со своей жизни. Он был человеком без детства”.

Александру было 12 лет, когда родители решили устроить его в тилькино созданный Царскосельский лицей. Летом 1811 года в сопровождении дяди Василия Львовича Пушкина отъезжал к Петербургу. Детство закончилось. Начинался новый этап его жизни – Лицей.

На первому курсе учились одаренные мальчики. Имена многих из них со временем вошли в историю русской культуры и общественной мысли. Ближайшими друзьями Пушкина были: Антон Дельвиг – добродушный, медленный, фантазер и поэт; Иван Пущин – справедливый, смелый юноша; Вильгельм Кюхельбекер – зажигательный, одержимый поэзией, нескладный и трогательный “Кюхля”.

Пушкина, который быстро получил славу лучшего поэта лицея, друзья называли “Французом” через свободное владение на французском языке. После окончания Лицея Пушкина был зачислен в коллегию иностранных дел. Со стен закрытого учебного заведения, где безвыездно прожил шесть лет, он попадается в Петербург, где бурлит бушующее светская и политическая жизни.

Пушкина можно видеть на баллах, в театре, на заседаниях литературных и политических кружков. Тем не менее мало кто догадывается, что в это время поэт напряженно работает над своей первой поэмой “Руслан и Людмила”. (Ученик берет из полки и демонстрирует книгу “Руслан и Людмила”). Поэма увидела мир улитку 1820 года Известный русский поэт Василий Жуковский, прочитав новое сочинение Пушкина, подарил поэту свой портрет с надписью: “Победителю ученику от побежденного учителя…”

Популярность Пушкина возрастала. Молодежь читала наизусть его свободолюбивые стихи “Вольность”, “Деревня”, “К Чаадаеву”, цитировала многочисленные эпиграммы на царя и его сановников. Император был разгневан: “Пушкина наполнил Россию возмутительными стихами, – вся молодежь их читает наизусть”. Он хотел заслать Пушкина в Сибирь или подвергнуть заключению в Соловецком монастыре.

Но влиятельные друзья заступились за молодого поэта. Его высылают из Петербурга, и он едет на службу на юг Русской империи, административный центр которого довольно находился в Екатеринославе (ныне Днепропетровск).

6 мая 1820 года Пушкина на курьерской тройке отправился из Петербурга к Екатеринослав. Путь поэта пролегал через белорусские и украинские города – Витебск, Могилев, Чернигов. В Киеве поэт увидел Днепр, который справил на него незабываемое впечатление – был именно время наводнения. Находясь в Киеве, Пушкин знакомится с героем Отечественной войны 1812 года генералом Г. Раевским и его взрослыми детьми.

В их обществе поэт продолжает путешествие: едет через Екатеринослав дальше – на Кавказ и в Крым. Он побывал в Феодосии, Гурзуфе, Бахчисарае, Симферополе. Из Крыма поэт поворачивался через Каховку, Херсон и Николаев. Пушкин приезжает на место своего нового назначения – в Кишинев.

Генерал Инзов хорошо отнесся к юному поэту, не загружал его сложными поручениями.

К своим, странствий поэт тщательно готовился. Во время путешествий заводил “дорожные тетради”, куда записывал все, что его интересовало, а также часто делал зарисовки. На основе собранных материалов были написанные известные “Южные поэмы”: “Кавказский пленник”, “Братья-разбойники”, “Бахчисарайский фонтан”, “Цыгане”.

Закончился период “южной ссылки” Пушкина пребыванием в Одессе.


1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars (1 votes, average: 5.00 out of 5)
Loading...

Жизненный и творческий путь Александра Пушкина