Творческий путь Некрасова Н. А

ОСНОВНЫЕ ВЕХИ. Николай Алексеевич Некрасов пришел в литературу вскоре после гибели Пушкина и еще при жизни Лермонтова (первая журнальная публикация – 1838 г., первый сборник стихов “Мечты и звуки” – 1840 г.). Раннюю лирику поэта, впоследствии ставшего великим, принято считать ученической, подражательной, перепевающей мотивы русских романтиков.

Но уже в середине 40-х гг. им созданы поэтические шедевры, к числу которых относится и “Тройка” (с нее далее начнем обзор отдельных произведений). Тогда же он стал литератором “натуральной

школы” 40-х гг., организованной Белинским и призванной развивать гоголевские традиции в русле реалистического направления. Он не только поэт, но и прозаик-романист, очеркист, драматург, и журналист, критик, издатель, организатор литературных дел (ближайший сотрудник Белинского).

Но главным делом его жизни стала и осталась поэзия. А главным ее содержанием и пафосом – народ, народность и все, что с этим связано.
Лирика – прекрасная вещь, но редкий большой поэт (Батюшков и Тютчев едва ли не исключения) согласен ограничиться ролью

миниатюриста и не мечтает попробовать свои силы в более крупном – лиро-эпическом – жанре: поэме! В 50-х гг. Некрасов этот жанр освоил.

Из написанных тогда поэм наиболее значительны “Саша” и “Несчастные” [о сибирской каторге]. Центральное событие в отечественной истории тех лет – Крымская война, оставившая глубокий след и в душе Некрасова, что отозвалось в его поэме “Тишина” (1856-1857) и отзовется в более позднем творчестве (“Кому на Руси жить хорошо”).
И все-таки наиболее убедительные опыты подлинно “народной” поэмы удались Некрасову не в 50-е, а в начале 60-х гг.: “Коробейники” и особенно “Мороз, Красный нос”. Это был путь к самому монументальному эпическому творению поэта “Кому на Руси жить хорошо”. Над этим произведением, начатым через два года после освобождения крестьян от крепостничества (1861), Некрасов работал до конца своей жизни и не успел закончить. В эти же – 60-е и 70-е – годы созданы другие крупные вещи.

Наиболее заметны историко-революционные поэмы, посвященные подвигу декабристов и их жен: “Дедушка” (1870), “Русские женщины. Княгиня Трубецкая. Княгиня М. Н. Волконская” (1871-1872).

Лебединой же песней поэта стала поэма “Современники” (1875) – о начинающемся русском капитализме, хищном и циничном.
Во всех некрасовских стихотворениях, которые будут рассмотрены, на первом плане – тема народных страданий. Поэт сострадает крестьянам и особенно крестьянкам: женская доля еще тяжелее, чем мужская. Судьбы трудящегося люда глубоко волнуют его.

При всем том, что Некрасов откликался на самые разные явления и проблемы русской жизни и мир его поэтических переживаний, конечно, далеко не исчерпывался сострадательной обращенностью к народному горю, все же именно ему посвящено то, что сам поэт воспринимал как нечто главное в своем творчестве.


1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars (1 votes, average: 5.00 out of 5)
Loading...

Творческий путь Некрасова Н. А