Творческий путь Некрасова Н. А
ОСНОВНЫЕ ВЕХИ. Николай Алексеевич Некрасов пришел в литературу вскоре после гибели Пушкина и еще при жизни Лермонтова (первая журнальная публикация — 1838 г., первый сборник стихов «Мечты и звуки» — 1840 г.). Раннюю лирику поэта, впоследствии ставшего великим, принято считать ученической, подражательной, перепевающей мотивы русских романтиков.
Но уже в середине 40-х гг. им созданы поэтические шедевры, к числу которых относится и «Тройка» (с нее далее начнем обзор отдельных произведений). Тогда же он стал литератором «натуральной
Но главным делом его жизни стала и осталась поэзия. А главным ее содержанием и пафосом — народ, народность и все, что с этим связано.
Лирика — прекрасная вещь, но редкий большой поэт (Батюшков и Тютчев едва ли не исключения) согласен ограничиться ролью миниатюриста и не мечтает попробовать свои силы в более крупном — лиро-эпическом
Из написанных тогда поэм наиболее значительны «Саша» и «Несчастные» [о сибирской каторге]. Центральное событие в отечественной истории тех лет — Крымская война, оставившая глубокий след и в душе Некрасова, что отозвалось в его поэме «Тишина» (1856-1857) и отзовется в более позднем творчестве («Кому на Руси жить хорошо»).
И все-таки наиболее убедительные опыты подлинно «народной» поэмы удались Некрасову не в 50-е, а в начале 60-х гг.: «Коробейники» и особенно «Мороз, Красный нос». Это был путь к самому монументальному эпическому творению поэта «Кому на Руси жить хорошо». Над этим произведением, начатым через два года после освобождения крестьян от крепостничества (1861), Некрасов работал до конца своей жизни и не успел закончить. В эти же — 60-е и 70-е — годы созданы другие крупные вещи.
Наиболее заметны историко-революционные поэмы, посвященные подвигу декабристов и их жен: «Дедушка» (1870), «Русские женщины. Княгиня Трубецкая. Княгиня М. Н. Волконская» (1871-1872).
Лебединой же песней поэта стала поэма «Современники» (1875) — о начинающемся русском капитализме, хищном и циничном.
Во всех некрасовских стихотворениях, которые будут рассмотрены, на первом плане — тема народных страданий. Поэт сострадает крестьянам и особенно крестьянкам: женская доля еще тяжелее, чем мужская. Судьбы трудящегося люда глубоко волнуют его.
При всем том, что Некрасов откликался на самые разные явления и проблемы русской жизни и мир его поэтических переживаний, конечно, далеко не исчерпывался сострадательной обращенностью к народному горю, все же именно ему посвящено то, что сам поэт воспринимал как нечто главное в своем творчестве.