Жизнь и творческий путь М. Ю. Лермонтова

М. Ю. Лермонтов родился в Москве, в семье офицера. Детство будущего поэта было омрачено ранней смертью матери и постоянной тяжбой между бабушкой и отцом. Тяжелые впечатления детства наложили отпечаток на характер юноши, способствовали формированию натуры с весьма ярко выраженными эмоциональными реакциями.

Уже в детские годы у Лермонтова проявилась такая черта характера, как мечтательность, склонность к фантазии. Предметом его пристального внимания становится природа. В образах природы будущий поэт ищет и находит соответствия своим

душевным переживаниям.

Особую роль в развитии Лермонтова-поэта сыграли поездки на Кавказ, пробуждавшие его поэтическое вдохновение.

Синие горы Кавказа, приветствую вас!

Вы взлелеяли детство мое,

Вы носили меня на своих одичалых хребтах;

Облаками меня одевали;

Вы к небу меня приучили,

И я с той поры все мечтаю о вас да о небе… – так писал шестнадцатилетний Лермонтов.

Одна из ранних поэм Лермонтова – “Кавказский пленник” (1828) – написана под сильным влиянием творчества А. С. Пушкина. Вместе с тем это произведение – своеобразный этап в овладении молодым поэтом основами

мастерства. Лермонтов переделывает сюжет пушкинского “Кавказского пленника”, иное звучание приобретает в поэме тема природы. Отличительной чертой лермонтовского пейзажа становится его слитность с миром чувств лирического героя, природа наделяется теми же качествами и свойствами.

В романтическом мире раннего Лермонтова человек и природа равновелики. Этот мотив впоследствии будет развит в творчестве Лермонтова и прежде всего в поэме “Мцыри”. Лермонтов не подражал, не копировал, а усваивал в опыте Пушкина и других поэтов, своих предшественников, то, что могло способствовать выражению его собственной творческой индивидуальности.

В 1828 году Лермонтов поступает в пансион при Московском университете, а в 1830 году становится студентом отделения словесности. В 1832 году из-за столкновения с преподавателями Лермонтов вынужден был покинуть университет. В этом же году он поступил в Петербургскую школу гвардейских подпрапорщиков. Его натура, жаждущая бурь и сильных ощущений, не могла удовлетвориться гражданской службой.

Лермонтова влекли приключения, военная карьера. Два года, проведенные им в школе, пагубно отразились на духовном развитии поэта. Лермонтов в эти годы почти не занимался творчеством.

В этот период жизни создано стихотворение “Парус”.

В Петербурге Лермонтов знакомится с текстом комедии А. С. Грибоедова “Горе от ума”. Тогда и было задумано им драматическое произведение, содержащее резкую критику современных нравов. В 1835 году Лермонтов пишет драму “Маскарад”, которой так и не суждено было появиться на сцене при жизни автора. Во время пребывания в Петербурге Лермонтов изучает историю России, знакомится со сборником “Древние российские стихотворения, собранные Киршей Даниловым”.

Лермонтова увлекает характер и лад русской былины, у него зарождается замысел произведения из русской национальной жизни, осуществленный позднее, в 1837 году (“Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова”).

В январе 1837 года роковая весть о смертельной ране, полученной Пушкиным на дуэли, потрясла Лермонтова. Он пишет стихотворение “Смерть поэта” (первоначально в нем не было последних шестнадцати строк). Стихотворение было удостоено высочайшей похвалы великого князя Михаила Павловича.

В день смерти Пушкина Лермонтов пишет последние строки, которые сыграли роковую роль в его собственной судьбе. Согласно высочайшему повелению Лермонтов весной 1837 года должен был покинуть Петербург и убыть на Кавказ.

Экспедиция по восточному берегу Черного моря обогатила Лермонтова разнообразными наблюдениями. Особенно поразила поэта старая Военно-Грузинская дорога. Предания, связанные с ней, были известны ему с детства.

Теперь они соединились с впечатлениями от великолепной природы Кавказа. Так возникла мысль перенести действие поэмы “Демон” на Кавказ.

Лермонтов возвращается в Петербург другим человеком. Его юношеский оптимизм уступает место тоске и даже отчаянию. Поэт сравнивает свободолюбивых людей, встреченных им на Кавказе, с людьми своего круга, грядущее которых “иль пусто, иль темно”.

Поколение 1830-х годов изображает Лермонтов в “Думе”, единственном лирическом произведении, написанном им по возвращении с Кавказа.

Кавказские впечатления нашли отражение и в окончательном варианте поэмы “Демон” (1838) и в романе “Герой нашего времени”. В конце 1830-х годов Лермонтов начинает сотрудничество с журналом “Отечественные записки”, где печатает повести “Бэла” и “Фаталист”, впоследствии вошедшие в роман “Герой нашего времени”.

Известность, пришедшая к Лермонтову в конце 1830-х годов, не радует его. Поэта раздражает то, что он “входит в моду”. Его положение во многом напоминает положение Пушкина в придворных кругах. Свет недолюбливал Лермонтова за его дерзость, наблюдательность и независимость.

Лермонтов осознавал это и предчувствовал, что настанет время, когда его будут “преследовать клеветами”.

Образ “героя времени”, получивший воплощение в лирической стихии лермонтовской поэзии, в романе “Герой нашего времени” (1839) раскрывается не только психологически. Роман Лермонтова – это исследование современного общества, его нравственной атмосферы. Печорин – герой своего времени – тем и отличается от всех других персонажей романа, что он – единственный, кто умеет беспристрастно судить не только окружающих, но и быть критичным по отношению к себе.

Лермонтов представляет читателю возможность изучить различные стороны жизни в их соотношении с судьбой отдельного человека, а судьбу человека рассмотреть на фоне общественно-исторических обстоятельств.

Лермонтов-психолог исследует процессы духовного искажения личности средой, обращая внимание на определяющие, переломные в жизни героев события. Это касается и образов простых, “естественных” людей – Казбича, Бэлы, Максима Макси-мыча, “честных контрабандистов”, и людей печоринского круга – Грушницкого, Вернера, Мери.

Исследование личности Печорина в “дневниковых” главах романа построено по принципу взаимохарактеристики персонажей. Грушницкий и Вернер не только герои, имеющие свою собственную судьбу и характер, но и своеобразные зеркальные отражения личности Печорина. Лермонтовский Печорин познает самого себя, изучая других людей.

Образ главного героя раскрывается не только в действии, поступках, но и в описании внешности. Лермонтов создает удивительно богатый психологический портрет внешности Печорина. Портрет героя создается не только выразительными, но и изобразительными средствами.

В описании пластики движений Печорина, его фигуры, выражения глаз чувствуется опыт Лермонтова-живописца, прекрасно владевшего кистью.

Композиция романа играет важнейшую роль в формировании художественного замысла Лермонтова. Характер Печорина в первых главах романа раскрывается с внешней стороны, его личность проявляется в поступках, в отношении к нему других персонажей. В дневнике представлена исповедь самого героя.

Хронологическая последовательность сюжетных событий заменяется психологической последовательностью “узнавания” героя читателем. В романе “Герой нашего времени” глубокий психологический анализ напряженной духовной жизни отдельной личности соединился с аналитическим изображением эпохи конца 1830-х годов, периода нравственных потерь и общественных разочарований.

За дуэль с де Барантом, за непозволительные стихи (“Первое января”) Лермонтов вторично был сослан на Кавказ. В то время как поэт вел жизнь, полную приключений и тревог, в Петербурге готовились к изданию его книги – 28 лирических произведений, выбранных самим поэтом (1840). Лермонтов страстно мечтает уйти в отставку и заняться литературной деятельностью.

Но судьба распорядилась иначе. Трагически нелепая случайность (дуэль с Н. Мартыновым) оборвала жизнь поэта 15 июня 1841 года. Ушел из жизни великий поэт России, которому было всего 27 лет.


1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars (1 votes, average: 5.00 out of 5)
Loading...

Жизнь и творческий путь М. Ю. Лермонтова