Творчество и жизненный путь Ю. О. Домбровского

Семидесятые годы были временем изживания иллюзий, временем, когда литература, вся нацеленная на социальность, на социальную пользу и на социальные ограничения в мышлении, переходила на позиции, где личность и мир личности возвышались надо всем. Тут одновременно потрудились и “шестидесятники”, и “семидесятники”, интеллектуалы и интуитивисты, знатоки деревни и города, все, для кого постулаты тридцатых годов, заморочившие их предшественников, уже не значили ничего”, – писал в статье о Домбровском И. Золотусский. На вершину этой волны литературы время выносит имя за именем. “Не хочу называть всех, – продолжал критик в 1989 г. – Назову только три романа: “Доктор Живаго” Б. Пастернака, “Жизнь и судьба” В. Гроссмана и “Факультет ненужных вещей” Ю. Домбровского”. Юрий Осипович Домбровский родился 12 мая 1909 г. в семье известного московского адвоката.

В 1932 г. окончил Высшие государственные литературные курсы. В 1933 г. Домбровский был выслан из Москвы в Алма-Ату. В 1936 г. последовал первый арест, в 1939 г. – второй, в 1949 г. – третий.

Обвинения Домбровскому предъявлялись по первому пункту статьи 58, § 10 (распространение антисоветских измышлений). Сам писатель вспоминал: “В общей сложности на сталинских курортах я провел почти четверть века – в ссылках, в тюрьмах, лагерях! И ни разу за эти годы не был виноват даже в простой неосторожности или оговорке: меня отучили их делать!” В 1956 г. он был реабилитирован за отсутствием состава преступления.

Творчество Ю. Домбровского условно можно разделить на два периода: казахский (1937-1955 гг.) и московский (1956-1978 гг.). В 1937 г. Ю. Домбровский начинает активно сотрудничать с газетой “Казахстанская правда” и журналом “Литературный Казахстан”. Сначала это были коротенькие заметки, рецензии, литературно-критические статьи.

В 1938 г. напечатан первый рассказ “Смерть лорда Байрона”, в 1939 г. – поэма “Каменный топор в музее Казахстана”. В этом же году состоялся большой литературный дебют писателя – отдельным изданием вышел роман “Державин”. Задумав большой историко-биографический роман (о чем свидетельствует публикация отдельных глав в 1937 – 1938 гг. и первоначальное название романа “Крушение империи”), Домбровский сузил его рамки до эпизода из биографии поэта: краха его карьеры на поприще юриспруденции.

Рождение Державина-поэта показано у Домбровского как творческое открытие. На смену искателю наград и чинов приходит человек, нашедший себя: “В голове у него стихотворение слагалось целиком, он мог бы его продекламировать сам себе, отбивая ногой размер и делая паузу в конце каждой строчки. Стихотворение, собственно говоря, было уже написано.

Оно рвалось наружу, и ему не хватало только материально воплотиться на бумаге”. В романе возникает образ поэта, гневно отметающего все, что мешает стихотворчеству: “Не мешайте! Не мешайте мне, потому что я пишу стихи”.

Здесь заметно влияние Ю. Тынянова. Домбровский вспоминал: “…Он меня потряс так, что я потерял вкус ко всякой иной современной прозе”.

В небольшом по объему историческом романе автор рассматривает взаимоотношения личности и власти, человека и истории и приходит к выводу о необходимости сохранять верность своему призванию. В. Лихоносов писал о Домбровском, что он “был человеком старой классической культуры, чего нельзя было сказать о нас, галопом проскакавших по страницам Древней Греции, Рима, могучего Востока. Я не удивился, что он написал три повести о Шекспире”. Концепция Домбровского, изложенная в трех новеллах (“Смуглая леди”, “Вторая по качеству кровать”, “Королевский рескрипт”), получила высокую оценку шекспироведов как советских, так и английских.

В своем исследовании художественного мира гениального поэта он снимал противоречие между Шекспиром-человеком и Шекспиром-художником.

В 1958 г. Ю. Домбровский закончил роман “Обезьяна приходит за своим черепом”. Работа над романом была начата в 1943 г. В разговоре с журналистом А. Лессом писатель вспоминал об этом времени: “Я начал писать роман осенью сорок третьего года, лежа на больничной койке… Спасаясь от собственного бессилия и тоски, – я по койке не мог передвигаться, а только ерзать, – я и писал свой роман”. В начале 1949 г. основная работа была завершена, и автору было предложено опубликовать свой роман в журнале “Звезда”.

К сожалению, суровая действительность разрушила радужные ожидания: в 1949 г. писателя вновь арестовали. “Казахстанская правда” от 20 марта 1949 г. писала: “…Писатель Домбровский, едва ли не самая зловещая фигура среди антипатриотов и безродных космополитов, окопавшихся в Алма-Ате. Последним “трудом” Домбровского является объемистый роман “Обезьяна приходит за своим черепом”, под которым, не задумываясь, подписался бы фашиствующий писатель Сартар. С циничной откровенностью Домбровский сформулировал свое отношение к нашей действительности: “Я писатель своеобразный, я не умею писать на советские темы”. Ему не только чужда, ему враждебна советская тема”.

Между тем роман Домбровского имеет антифашистскую направленность. Антифашистский характер произведения выявляется в противопоставлении двух позиций – профессора Мезонье (“прекрасен человек и то, что творит его разум”) и бывшего ученого Ланэ (“Не тот прав, у кого мозга больше, а тот, у кого дубина тяжелее”). Писатель выдвигает на первый план тему права: Ганс Мезонье выступает против оправдания военных преступников.

Исследуя явление фашизма, автор представляет историю человечества как смену эпох: эпоху приобретения и накопления духовных ценностей сменяет эпоха варварства и вандализма. Это происходит, когда в человеке над созидателем берет верх разрушитель, фашизм относится к тому периоду, когда властвует разрушитель, когда люди забывают, что в прошлом они были созидателями, и включаются в “обезьяньи шествия”. Автор убежден в превосходстве разумного и доброго начала в человеке. Эпилог романа призывает извлечь уроки из прошлого: “О, если бы вы, прочитав мою книжку, подумали над тем, что происходит перед вашими глазами!

О, если бы вы только хорошенько подумали над всем этим!” После издания романа в 1958 г. Домбровский получил письмо от Степана Злобина, который восхищался его книгой: “Книга Ваша сильна и талантлива во всей целостности, во всей совокупности художественных качеств, морально-психологической и философс-ко-исторической глубины”. Московский период творчества Ю. Домбровского ознаменован созданием дилогии “Хранитель древностей” (1964) и “Факультет ненужных вещей” (1978).

У Домбровского особая манера письма – свою прозу он рассказывает и тем самым добивается ощущения подлинности, если не сказать документальности. Заключительная фраза романа выводит читателя на иной уровень восприятия – произведение прочитывается как летопись того страшного года (кстати, этому способствует и изменение формы обращения к читателю: если в “Хранителе древностей” повествование шло от первого лица, то в “Факультете ненужных вещей” используется форма третьего лица). Намеренный разрыв между датами происшедшего и написанного подчеркивает роль летописца-очевидца, который предостерегает от попытки противопоставить свое суетное время вечному и напоминает об ответственности за сохранение тысячелетней культуры на Земле для всех последующих поколений.

Летопись жизни Зыбина вплотную подводит читателя к размышлениям о судьбе личности, народа, России.

Свой роман “Факультет ненужных вещей” Ю. Домбровский мечтал увидеть опубликованным в России. Увы… 29 мая 1978 г. Юрий Осипович умер, так и не узнав, что роман издан в Париже, правда на французском языке. “Факультет ненужных вещей” получил престижную премию Французской академии искусств как “лучшая иностранная книга 1979 года”.

В России этот роман был впервые напечатан в 1988 г. в “Новом мире”. Жан Катала, переводчик дилогии, свое послесловие закончил словами: “В потоке литературы о “сталинизме” эта необыкновенная книга, тревожная и огромная, как грозовое небо над казахской степью, прочерченное блестками молний, возможно, и есть тот шедевр, над которым не властно время”. В 1993 г. благодаря стараниям вдовы писателя было издано его первое полное собрание сочинений.

Творчество Ю. О. Домбровского – факт истории, трагической и страшной по своим последствиям, которую нельзя забывать и которая уже стала предостережением для будущего. И для автора, и для его героев важно, чтобы последующие поколения помнили печальные уроки Истории:

“О! Если бы вы только хорошенько подумали над всем этим!”


1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars (No Ratings Yet)
Loading...

Творчество и жизненный путь Ю. О. Домбровского