Творческий и жизненный путь Горького Максима (Пешкова Алексея Максимовича)

Максим Горький – литературный псевдоним А. М. Пешкова, родившегося 16 (28) марта 1868 г. в Нижнем Новгороде. Его раннее детство прошло в семье деда, а образование ограничивалось 2 классами нижегородского слободского Кунавинского училища. С десятилетнего возраста началась жизнь “в людях”: “мальчик” в магазине, ученик и прислуга у чертежника, посудник на пароходах, ученик в иконописной мастерской, десятник на ярмарочных постройках, статист в театре и т. д. С 17 лет после неудачной попытки поступить в Казанский университет Алексей Пешков

проходил жизненные “университеты” в трущобах Казани, перебиваясь случайными заработками и занимаясь самообразованием.

В 1887 г. он предпринял попытку самоубийства, был отлучен от церкви и отправился путешествовать по стране.
Первый рассказ под псевдонимом М. Горький (это был “Макар Чудра”) опубликован 12 сентября 1892 г. в газете “Кавказ”, выходившей в г. Тифлисе (ныне – Тбилиси). Рассказы 1890-х гг., напечатанные в местной прессе, а затем и в центральных журналах, делают имя Горького известным в литературных кругах. Взлет литературной популярности Горького в России пришелся на 1901-1904 гг.

В

1902 г. состоялся успешный дебют Горького в качестве драматурга: были опубликованы и поставлены на сцене Художественного театра пьесы “Мещане” и “На дне”.

В середине 1900-х гг. писатель познакомился с В. И. Лениным и другими большевиками. В 1906 г. под угрозой ареста он эмигрировал и направился в Америку, где завершил работу над книгой “Мать”, впервые опубликованной на английском языке и вызвавшей похвалу Ленина. Период 1906-1913 гг. Горький провел на итальянском острове Капри.

После царской амнистии 1913 г. он вернулся в Петербург. В годы первой мировой войны написал автобиографические произведения “Детство” (1914) и “В людях” (1916). В 1917-1918 гг. выпускал газету “Новая жизнь”, в которой публиковал помимо “Русских сказок” и рассказов статьи под рубрикой “Несвоевременные мысли”. За неделю до октябрьского переворота опубликовал статью “Нельзя молчать!”, в которой призвал большевиков отказаться от вооруженного выступления.

В 1918 г. вышли в свет два тома горьковской публицистики: “Революция и культура” и “Несвоевременные мысли. Заметки о революции и культуре”.
Горький сотрудничал с новой властью в области культуры и просвещения. В 1918-1919 гг. он помог организовать первый рабоче-крестьянский университет, Большой драматический театр в Петрограде, издательство “Всемирная литература”. 1920-егг. писатель провел преимущественно за рубежом. В этот период написаны романы “Дело Артамоновых” (1925) и “Жизнь Клима Самгина” (1925-1936, остался незаконченным).

В 1928-1929 гг. писатель посещал СССР, совершал поездки по стране, рассказав о них в книге очерков “По Союзу Советов”. В 1928-1930 гг. в Москве было издано первое отечественное собрание сочинений писателя. В 1931 г. Горький окончательно вернулся в СССР и стал председателем основанного в 1934 г. Союза писателей.

Умер М. Горький 18 июня 1936 г., похоронен на Красной площади в Москве.

Творчество Горького в трактовке советского литературоведения было почти синонимом “литературного марксизма”. Конечно, марксистом в строгом смысле слова писатель никогда не был, а история его отношений с этим политическим течением – это история дружбы-вражды. Что же сделало Горького пусть непостоянным, неустойчивым, но все же союзником российских большевиков? Общим с отечественными радикалами у Горького был сильнейший заряд отрицания существовавшего мира.

Для него, как и для большевиков, это был мир социальной несправедливости, контрастов буржуазной роскоши и убогого быта бедняков, мир “свинцовых мерзостей”, как он напишет в повести “Детство”. Однако еще более важным для него было отрицание любых проявлений человеческой слабости – слезливой жалости и беспомощности, житейской покорности судьбе, “непротивления злу”.
Некрасивость и бессилие “маленького человека” для раннего Горького – не меньшее зло, чем социальное неравенство и жестокость общественных порядков. В раннем творчестве Горького русская литература будто затосковала по большей этической определенности, по энергии непричесанной, “не омещанившейся” силы.
“Маленький человек” в русской литературе предшествующей эпохи унижен и оскорблен, но сохранил в себе живую душу и потому достоин сострадания. Русские писатели XIX в. видели причины его бедствий в несовершенстве жизненного порядка, непосильном гнете социальной среды. Иной взгляд на природу страданий человека у Горького, писателя нового поколения.

Особенно отчетливо, даже подчеркнуто резко, этот взгляд выражен в его аллегорической поэме в прозе с эмблематическим названием “Человек”.
В поэме Горького человек – сам причина своих обретений и утрат. Она насыщена высокой патетикой и завершается настоящим апофеозом Человеку-победителю – “величественному, гордому и свободному” борцу, идущему “вперед! и – выше! все – вперед! и – выше!”. Масштаб риторического обобщения в поэме Горького пределен. Риторика исключает описательность, делая ставку на лирические абстракции, ее цель – не точность отражения, но заражающая сила убеждения.

Вереница восклицательных знаков в финале поэмы передает экзальтированную веру писателя в способность человека распрямиться и вырасти в колосса – стать Человеком с большой буквы. Для этого ему нужно не только преодолеть “весь мрачный хаос жизни на этой исстрадавшейся земле”, но и перешагнуть через такие важные для прежней литературы ценности, как Любовь, Дружба, Надежда, Гнев, Вера. Главной же опорой в преодолении этих “несовершенных созданий его творческого духа” служит окрыляющая сила Мысли. “Человек” – концентрированное, крайнее выражение горьковской героической концепции личности.
Горький 1890-х – начала 1900-х гг. воспринимался читателями прежде всего как строптивец, отрицающий традиционную систему ценностей, официальную религию и общепринятую мораль. Это отрицание направлено не столько на обыденную жизнь и быт, сколько на миропорядок в целом. Корень зла молодой писатель видит в человеческой косности, в самой не просветленной смыслом природе, в окружающем человека мире, который нужно полностью переменить. Горький отказывает природе в изначальной упорядоченности.

Лишь напряженная мысль, крылатое воображение человека могут привнести в нее гармонию. Потому окружающий мир – и социальный, и природный – нужно покорять и обуздывать.
Вот почему столь враждебным кажется темный лес, сквозь который горьковский Данко ведет толпу людей. В противоположность слепой природе Горький наделяет качествами совершенства человеческое сознание, он делает ставку на силу воли человека и безграничные возможности его разума. Такой взгляд на отношения человека и мира принято определять как антропоцентрический: в центре художественного мира писателя – человек, стремящийся быть хозяином своей судьбы. Характерны сами названия многих горьковских рассказов – “Старуха Изергиль”, “Макар Чудра”, “Челкаш”, “Коновалов”, “Мальва” и др.

Проблематику и поэтику горьковских произведений во многом определяет принцип “человек – крупным планом”. Устами одного из персонажей пьесы “На дне” Горький так передает свой символ веры: “Все – в человеке, все для человека! Существует только человек, все остальное – дело его рук и его мозга!”.
Но начать такому человеку, по мнению Горького, нужно с самого себя: конфликт человека и породившей его природы разворачивается в душе самого человека. В ней борются начала ” зрячего” разума и “слепых” инстинктов, гармонии и стихии. Природно-инстинктивное начало, воплощенное, например, в образе “сына орла” Ларры, ведет человека к плотским удовольствиям, к сугубо биологическому существованию: будучи рабом инстинктов, человек не может не быть индивидуалистом, а у индивидуалиста нет будущего.

Напротив, сила разума способна раскрепостить внутреннюю энергию человека, сделать его своего рода “сверхчеловеком”, который сумеет подчинить себе обстоятельства и повести за собой других людей.


1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars (1 votes, average: 5.00 out of 5)
Loading...

Творческий и жизненный путь Горького Максима (Пешкова Алексея Максимовича)