Творческий и жизненный путь Блока Александра Александровича
Поэтическая судьба А. А. Блока была связана с самым крупным литературным течением русского модернизма начала XX в. – символизмом. Хотя хронологически Блок принадлежал ко второму поколению символистов – младосимволизму (вместе с Блоком младосимволистами были Андрей Белый (Б. Н. Бугаев), С. М. Соловьев, Вяч.
И. Иванов), – именно его творчество, по мнению многих его современников, явилось наиболее законченным и универсальным воплощением всего русского символизма.
А. А. Блок родился 16 (28) ноября 1880 г. в Петербурге. Детские и юношеские годы
Серьезное обращение к поэтическому творчеству, во многом связанное с увлечением юного Блока поэзией Жуковского, Пушкина, Лермонтова, Тютчева, Фета, Полонского, приходится на период окончания им гимназии и поступления в 1898 г. в Петербургский университет.
Начальный этап творчества поэта отмечен
Выход первой книги сделал имя автора широко известным и ввел его в круг символистов.
В период 1905-1907 гг. Блок с нарастающим вниманием вглядывается в реалии окружающей его повседневности, обнаруживая торжество стихийного начала в драматической дисгармонии жизни. Этот новый взгляд на мир нашел выражение в сборниках “Нечаянная радость” (1907), “Снежная маска” (1907), “Земля в снегу” (1908) и “Ночные часы” (1911).
В эти же годы Блок создает цикл лирических драм: “Балаганчик”, “Король на площади” и “Незнакомка” (1906), а позже – еще две драмы: “Песня Судьбы” (1908) и “Роза и Крест” (1913), а также печатает ряд публицистических и литературоведческих статей (“Безвременье”, “Народ и интеллигенция”, “О современном состоянии русского символизма” и др.). Содержание его творчества расширяется и углубляется. Этому способствуют поездки в Германию, Францию, Бельгию, Нидерланды и особенно в Италию.
В период подготовки к изданию первого “Собрания стихотворений” (1910-1912) Блок критически пересматривает свой жизненный и творческий путь, поделив его на три этапа, каждому из которых поэт отводит одну книгу своей лирической трилогии. Трехтомная структура сохраняется им и в двух последующих изданиях (1916 г. и 1918-1921 гг.).
К 1915-1916 гг. творческая активность поэта заметно снижается. Причиной тому были как причины личные, психологические, так и объективные – в первую очередь, начавшаяся летом 1914 г. мировая война. В это время Блок работает над поэмой “Возмездие”, но завершить ее не успевает: летом 1916 г. его призывают в армию в качестве табельщика одной из строительных дружин и направляют на фронт, где, по его словам, он живет “бессмысленной жизнью, без всяких мыслей, почти растительной” . После Февральской революции Блок возвращается в Петербург и работает в качестве редактора стенографических отчетов “Чрезвычайной следственной комиссии”.
На протяжении всего 1917 г. Блок не создает ни одного поэтического произведения. После октябрьского переворота Блок поверил в “очистительную силу революции”. “Он ходил молодой, веселый, бодрый, с сияющими глазами, – вспоминает его тетка М. А. Бекетова, – и прислушивался к “музыке революции”, к тому шуму от падения старого мира, который непрестанно раздавался у него в ушах, по его собственному свидетельству”. Именно в это время поэт переживает последний творческий взлет, создав в течение января 1918 г. свои известные произведения: статью “Интеллигенция и революция”, поэму “Двенадцать” и стихотворение “Скифы”.
Блок включается в практическую деятельность по культурному строительству: сотрудничает в горьковском издательстве ” Всемирная литература”, является председателем управления Большого драматического театра, членом коллегии Литературного отдела Наркомпроса, возглавляет Петроградское отделение Всероссийского союза поэтов. Однако со временем многочисленные заседания становятся ему в тягость. В окружающей жизни он с отвращением обнаруживает торжество бюрократизма, пошлости, мещанства в новом, “революционном” варианте. Отсюда и горькая запись в дневнике: “Жизнь изменилась (она изменилась, но не новая, не nuova), – вошь победила весь свет, это уже свершившееся дело, и все теперь будет меняться только в другую сторону, а не в ту, которой жили мы, которую любили мы”.
Это ускорило его смерть. Поэт умер в Петрограде 7 августа 1921 г.