Творческий путь писателя Милорада Павлина. Воплощение в рассказе “Дамаскин” признаков постмодернизма



Цель : ознакомить учеников с жизнью и творчеством писателя, раскрыть особенности его постмодернистского произведения; развивать навыки работы с электронной книгой; умение анализировать произведения постмодернизма, “расшифровать” их; расширять кругозор учеников; воспитывать уважение к литературе, эстетичный вкус.

Оборудование : портрет писателя, тексты произведений, иллюстрации к ним.

Тип урока: изучение нового материала.

Ход урока

I. Мотивация учебной деятельности учеников.

Учитель. “Закончив книгу, оказываешься

в начале следующей истории”, – пишет К. Рансмайр. Так и мы оказываемся в начале истории настоящего, начала литературы ХХI столетия. Ее представляют писатели разнообразнейших течений, направлений, стилей, от традиционных до самых оригинальных.

И видное место среди них занимает постмодернист, сербский писатель Милорад Павлин. О нем и будет идти речь на уроке.

II. Объявление темы и цели урока

III. Актуализация опорных знаний

1. Эвристическая беседа

– Какие факторы оказывали содействие возникновению постмодернизма, как его обосновывают философы и сами писатели?

– Какие основные признаки

постмодернизма?

– Назовите ярчайших представителей постмодернизма и их произведения.

2. Заслушивание устных произведений учеников; комментарий учителя.

IV. Восприятие и усвоение учебного материала

1. Сообщение ученика о Сербии XX-XXI ст.

Я писатель уже двести лет

В далеком 1766 году какой-то Павлин издал в Будиме сборник стихов и с того времени считается в круге писательской семьи. Родился я в 1929-м на берегу одной из четырех райских рек в 8.30 утра под знаком весов (что передуют Скорпиону), по гороскопу ацтеков – Змея.

Первый раз меня бомбардировали, когда мне миновало 12-ть. Во второй раз – когда миновал 15-ть. Между теми двумя бомбардировками я впервые влюбился и под немецкой оккупацией натянуто выучил немецкий язык. В то время я втайне выучил и английский от одного господина, который курил душистый табак.

Тогда же я впервые забыл французский (потом я забывал его еще дважды). В конце концов, в одной собачьей будке, где оказался, спасаясь от англо-американской бомбардировки, один бывший царский офицер начал давать мне уроки русского языка по книжкам поэзий Фета и Тютчева: других он не имел. Сегодня считаю, что обучение языкам было для меня своеобразным преобразованием в разных волшебных зверей.

Я любил двух Йованов – Йована Дамаскина и Йована Златоуста (Хризостома).

Намного больше любви я пережил в своих книжках, чем в своей жизни. За исключением той, что длится и до сих пор. Ночь в моих снах сладко прислонялась ко мне к обеим щекам.

До 1984 года я был наименее прочитанным писателем в моей стране, а с того года и в дальнейшем – наиболее прочитанным.

Я написал роман в виде словаря, второй – в виде кроссворда, третий в виде клепсидры и четвертый – как справочник для ворожения картами тара. Я старался как можно меньше повредить людям этими романами. Изо дня в день я все меньше писатель своих книг, а все больше писатель будущих, которые, возможно, никогда не напишу.

Как не удивительно, мои книжки до сих пор переводились 66 разными языками. Короче говоря, я не имею биографии. Имею лишь библиографию.

Критики во Франции и Испании указали, что я первый писатель ХХI-го столетия, который жил в ХХ-м, когда нужно было доказывать невиновность, а не вину.

Наибольшее разочарование в жизни принесли мне победы. Победы не окупаются. Я знал, что не надо затрагивать живой рукой, который во сне затронул мертвый. Я никого не убивал.

Вместе с тем убили меня. Задолго до смерти. Для моих книг было бы лучше, если бы их автором был какой-либо турок или немец.

Я был известнейшим писателем сербского народа.

ХХI столетие для меня началось avant la date, 24 марта 1999 года, когда НАТО в течение 78 дней бомбардировало Белград и Сербию. С того времени Дунай, на берегах которого я родился, уже не судоходный…

Думаю, Господь осыпал меня безграничной лаской, подарив мне радость писать, но в такой же мере и подверг наказанию меня, может, именно за эту радость.

2. Творческая задача

Представьте, что вы на презентации новой книги М. Павлина. Как бы вы представили его аудитории? Составьте небольшое устное выступление.

VI. Домашняя задача

Знать биографию писателя.

Прочитать рассказ “Дамаскин”, уметь его анализировать.

VII. Итоги урока

Интерактивное упражнение “Микрофон”

Продолжите предложение:

– Меня заинтересовало…

– Мне показалась благоприятной мысль о том…


1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars (1 votes, average: 5.00 out of 5)
Loading...

Творческий путь писателя Милорада Павлина. Воплощение в рассказе “Дамаскин” признаков постмодернизма