Рассказ Милорада Павлина “Дамаскин”. “Виртуальный историзм” как характерный признак творчества писателя
Ход урока
I. Мотивация учебной деятельности учеников
Учитель
– Чего ты хочешь?
– Книжку.
Такой диалог ведут герои одного из произведений К. Рансмайра. Как хочется, чтобы такие слова звучали как можно чаще из уст молодежи, школьников. Ведь хорошая книга – это и утешение, и совет, а относительно произведений постмодернизма – еще и интеллектуальная разминка, тест на эрудицию, общее литературное образование и сознательное отношение к жизни, ее разнообразных проявлений.
О художественном произведении постмодернизма
II. Объявление темы и цели урока
III. Актуализация опорных знаний
1. Беседа
– Что вы знаете об авторе рассказа “Дамаскин” М. Павлине?
– Какое впечатление у вас сложилось от произведения?
– В чем особенности чтения произведения и игры писателя с читателем?
2. Краткий пересказ сюжета рассказа
Возможные варианты пересказа
В сербскую Остень приходят 800 строителей, и все по имени Йован. Они выдающиеся мастера, которые строят храмы в древнегреческом стиле.
Дочь господина Николича фон Рудки, попечителя сербских школ
Атилия рассказала Дамаскину о своих снах-мечтах. Будто у нее родился ребенок, и она его любит и растит. А у того сына – особая примета: шрам в виде закрытого глаза.
У Дамаскина оказался такой же самый шрам.
Читатели попадают на первый “перекресток” и читают или о дворце, или о третьем храме, которые строятся одновременно. Йован, строитель церкви, показывает чертежи трех церквей – зеленой (этот посаженный им самшит будет расти вместе с храмом и будет приобретать одинаковый вид с ним), желтой (из камня) и сиреневой (это храм на небе, храм души).
Как-то господину сообщили, что церковь перестали строить, так как перестал расти самшит. Когда Николич спросил, почему не растет самшит, ему ответили: “Где-то вы согрешили, господин Николич. Что-то вы задолжали, кому-то ото рта ломоть хлеба оторвали.
Когда покаетесь и заслужите прощение, долг вернете”. А господин в самом деле задолжал строителям.
Дворец тоже стоит недостроенный. На Дамаскина кто-то напал и поранил, поэтому он исчез. Атилия хочет его разыскать, идет во дворец.
Читатель снова оказывается на “перекрестке” и может читать или о столовой, или о спальне.
Атилия понимает, что Дамаскин зашифровал ей послание в названиях мебели, в рисунках на потолке. Она начинает разгадывать, пользуясь компасом и циркулем, догадывается, в какие места ее зовут, и едет туда. Все указывает на один монастырь.
Атилию со свитой хорошо там принимают. Дочь пишет отцу письма с впечатлениями о поездке, местности, гостеприимности монахов. На обратной дороге к девушке в карету подсаживается молодой мужчина, похожий на ее жениха Александра, и дает книгу, в которой описано точно такими словами, как она писала, путешествие в монастырь. Но книга называется “Жизнеописание генерал-майора и кавалера Симеона, сына Стефана Пищевича в годах 1744-1784”.
Атилия испытывает удивление. Между ней и новолунием происходит любовная сцена. Атилии кажется, что это Александр, она не замечает отрубленного указательного пальца у юноши (а именно такое ранение получил Дамаскин).
Вернувшись домой, Атилия рассчитывается с долгами отца и извиняется перед строителями; по знакам в спальне снова догадывается, что Дамаскин ее зовет. Высчитывает маршрут и едет. Конечный пункт – монастырь, который, оказывается, принадлежит ей самой.
В подарок она получает еще два обручальных кольца и… отрубленный палец в сундучке.
IV. Формирование умений и навыков.
Воспроизведение “местного колорита: балканские имена, географические названия; бытовые детали
…Что можно сказать о домах? Просто, некоторые из них имеют дарование нас любить, а некоторые – ни. Дома – это по сути беспрерывная переписка между домом и теми, кто в них живет.
Парадоксальные портреты. Один из строителей был старый, испуганный человечек, короткорукий и такой молчаливый человек, что когда его принуждали заговорить, рот его хлопал, будто рыбий пузырь.
Дамаскин был красивый, но левша, с крепкими икрами и плотной черной бородой с золотым крючком. Локти и запястья у него были перевязаны белыми платками, как это делают саблисты. Когда они нападают, платки развеваются и сбивают с толку неприятеля – тот не знает точно, с какой стороны нужно ждать удара. Но молодой Дамаскин не носил ни сабли, ни ножа.
Почти все время молчал, хотя непрерывно что-то делал руками.
Каталогизация, “вязание слов”. Имена строителей, географические названия, вещи (например, мебель в комнате все начинались на “с”).
* Здесь и далее перевод О. Микитенко.
3. Определение традиционных художественных средств, использованных автором в рассказе
Ирония – неизвестному, который напал на спящего Дамаскина, не удалось его убить, так как вдруг “досадно заворчало в животе”;
Гипербола – у Атилии так много мечтаний и ощущений, что их каждый день приходится забывать “не пудами или килограммами, а тоннами”;
Афоризмы – “Если хочешь долго и счастливо прожить на земле, не щади себя ни в чем”;
Эпитеты, сравнения и др.
4. Составление графического содержания рассказа.
Рассказ для компьютера и циркуля: Дамаскин Строители Обед
Первый перекресток
Третий храм Дворец
Второй перекресток
Столовая Спальня
5. Интерактивное упражнение “Мозговой штурм”.
– Можно ли вынести какие-то моральные уроки из рассказа?
Ожидаемые ответы
– Нужно заботиться о “храме души”.
– Грехи необходимо заслужить прощением, а долги платить.
– Любовь – странное и непредвиденное чувство.
V. Домашняя задача
Знать содержание рассказа. Уметь определять черты постмодернизма, анализировать произведение.
Прочитать роман П. Коэльо “Алхимик”.
Подготовиться к беседе по произведению.
Индивидуальная задача: подготовить сообщение о жизненном и творческом пути П. Коэльо.
VI. Итоги урока
Интерактивное упражнение “Микрофон”.
Продолжите предложение:
Мое впечатление от произведения М. Павлина после литературоведческого анализа…