Творческий путь Куприна А. И

Александр Иванович Куприн родился 26 августа 1870 г. в городе Наровчате Пензенской губернии, в семье мелкого чиновника. Вскоре после смерти мужа, Ивана Ивановича Куприна, мать будущего писателя, Любовь Алексеевна (урожденная княжна Кулунчакова), переезжает с сыном и двумя дочерьми в Москву. С 1876 по 1880 г. Куприн воспитывался в Разумовском пансионе (сиротское училище), а в 1880 г. становится учеником 2-й Московской военной гимназии.

Еще с 1877 г. он начинает писать стихи, а в гимназические годы занимается также переводами французских и немецких поэтов.

В декабре 1889 г. в журнале «Русский сатирический листок» был напечатан его первый рассказ — «Последний дебют». В 1890 г. Куприн в чине подпоручика окончил Александровское юнкерское училище в Москве и следующие четыре года посвятил военной службе в составе 46-го пехотного Днепровского полка, который дислоцировался в небольших городках Подольской губернии (Проскуров, Гусятин и др.).

Впоследствии армейская тема займет видное место в творчестве писателя.
В 1894 г. Куприн в чине поручика выходит в отставку и приезжает в Киев, где сотрудничает в газетах «Киевское слово», «Киевлянин». В эти и

последующие годы ему пришлось сменить множество разнообразных профессий — грузчика, рабочего кузнечного цеха, землемера, провинциального артиста, газетного репортера и др. Этот жизненный опыт решающим образом повлиял на художественную картину мира уже ранней купринской прозы, для которой характерна экстенсивность в освоении самых разных социальных уровней русской жизни, психологии героев различных профессиональных призваний — от служителей искусства до военных и артельных рабочих. Первую писательскую известность принес Куприну основанный на материале армейской жизни рассказ «Дознание» (1894), где через незначительный бытовой эпизод кражи рядовым татарином «пары голенищ и тридцати семи копеек деньгами» автору удалось не только психологически емко запечатлеть отупляющее воздействие нравов солдатской и офицерской среды, но и вывести мыслящего героя, тяготящегося формализованным духом этой среды и противопоставляющего ему возможность невербального, искреннего человеческого контакта (образ подпоручика Козловского).

Данная тематическая линия получит развитие в таких ранних рассказах Куприна, как «Куст сирени» (1894), «Ночлег» (1895), «Прапорщик армейский» (1897), «Поход» (1901). В этот же период, восхищаясь стихийными, страстными натурами героев книг К. Гамсуна, Р. Киплинга, Д. Лондона, Куприн обращается к темам любви, красоты, к постижению тайны женской души в рассказах «Страстная минута» (1895), «Лолли» (1895), «Allez!» (1897), «Погибшая сила» (1900), «Сентиментальный роман» (1901) и др. В этом ряду особенно выделяется написанная под впечатлением от поездки в Полесье повесть «Олеся» (1898), где Куприн, с опорой на опыт Л. Толстого — автора «Казаков», развивает классическую для отечественной литературы тему «русский человек на rendez-vous» и воплощает самобытную трактовку идеала гармоничного в своей первородной красоте «естественного» человека, утверждая возвышенно-романтическую концепцию любви, которая преодолевает узкие пределы бытовых форм повседневной жизни.
В 1896 г. Куприн работает корреспондентом на сталелитейном заводе Донбасса. Творческим отражением этих впечатлений стала повесть «Молох» (1896), в центр которой выдвигается «страшная и захватывающая картина» труда тысяч людей, отдающих свои силы, здоровье, внутреннюю свободу «за один только шаг вперед промышленного прогресса». На фоне «удвоенной» интенсивности внешней деятельности («двадцать лет человеческой жизни в сутки») здесь — в отношениях инженера Боброва с сослуживцами, в любовной драме главного героя, в его попытке бунта против Молоха — раскрывается крайняя степень упрощения личности в эпоху машинного «бума», намечаются предвестия социальных катаклизмов.
В конце 1890-х — начале 1900-х гг. Куприн активно входит в литературные круги. В 1897 г. под Одессой он знакомится с И. Буниным, в апреле 1900 г. в Ялте происходит его знакомство с А. Чеховым, а в 1901 г. Куприн переезжает в Петербург, где состоялось его окончательное профессиональное самоопределение в качестве литератора. Он начинает публиковаться в солидных литературных журналах «Мир Божий», «Русское богатство», о его таланте одобрительно отзывается Л. Толстой.

В 1902 г. М. Горький привлекает писателя к сотрудничеству с издательством «Знание», которое в 1903 и 1906 гг. выпускает два тома купринских рассказов. Для произведений Куприна начала 1900-х гг. характерны постановка острых социальных проблем, дальнейшая разработка «стихийных» характеров «маленьких» людей искусства («Трус», «Конокрады», «Белый пудель»), а также нередкое выдвижение на первый план драматичных раздумий о краткости земного пути. Последнее начало особенно ярко выразилось в рассказе «На покое» (1902), где прежнему упоению героев сценической игрой, гастролями и актерской славой резко противопоставляется нынешнее доживание ими своего века в приюте, отравленное взаимным озлоблением, богохульством, ощущением «гнусно прошле-панной жизни».

В сгущении тягостных бытовых подробностей существования персонажей высветились раздумья писателя об обреченности творческой личности на извечную тоску по семейному уюту, «домовитости», «мирной комнатке», «простому мещанскому счастью».
С 1902 г. в значительной степени под влиянием Горького Куприн начинает работу над повестью «Поединок», где армейская тема осмыслена во взаимодействии автобиографического опыта и масштабных социальных обобщений. Нравственное разложение армейской среды, раскрывшееся в судьбе и гибели Ромашова, в образе Назанского, в объемном критическом изображении полкового офицерства, вырисовывается здесь в общем социоисторическом контексте русской жизни кануна первой революции. В мае 1905 г. повесть была опубликована в сборнике товарищества «Знание», получила широкий литературно-критический и общественный резонанс и воспринималась в соотнесенности с такими трагическими для России событиями Русско-японской войны, как падение Порт-Артура и поражение русского флота в Цусимском сражении.
Среди произведений Куприна середины и второй половины 1900-х гг., прямо или косвенно отразивших дух революционных потрясений, кризисные явления национальной действительности («Листригоны», «Механическое правосудие», «Мелюзга», «Яма» и др.), особенно выделяется рассказ «Гамбринус» (1907), явивший на примере южного портового города показательный социальный «срез» русской жизни в эпоху назревающей и осуществляющейся революции 1905 г. Разрушительной энергии «бурных времен», массовых волнений автор противопоставляет стихийную творческую личность, «маленького» человека искусства скрипача Сашку, выступающего в городской пивной. Давняя купринская тема «погибшей силы» здесь обогащается упованием на героическую, всепобеждающую мощь искусства, способную, как верится писателю, сдерживать натиск нарастающей социальной розни.
В 1912 г. вместе с семьей Куприн предпринимает путешествие по Европе, посещает Францию, Италию, Испанию и на основе этих впечатлений создает цикл очерков «Лазурные берега» (1913), а также, расширяя перспективу художественного видения мира и жанровый диапазон своей прозы, работает над повестью «Жидкое солнце» (1912), содержащей в себе элементы научной фантастики и антиутопии.
В конце 1900-х и первой половине 10-х гг. купринское пристрастие к «героическим сюжетам» выразилось в ряде произведений, в центр которых выдвигается образ артистической, волевой личности, восстающей против повседневной рутины и неправды жизни («Анафема», «Черная молния», «Капитан» и др.). Художественных высот писатель достигает в это время и при обращении к теме любви, разные «лики» которой явлены в построенной на библейском сюжете повести «Суламифь» (1907-1908), в рассказе «Леночка» (1910), где любовное чувство предстает в возвышенных, просветленно-ностальгических воспоминаниях персонажей о молодости, а также в рассказе «Гранатовый браслет» (1910), приобретшем широкую известность в том числе и благодаря осуществленной в сентябре 1915 г. экранизации.
В 1911 г. Куприн переезжает в Гатчину под Петербургом, где в августе 1914 г. в его доме открывается лазарет для раненых солдат Первой мировой войны. С ноября 1914 г. по май 1915 г. сам писатель находился в действующей армии. В 1919 г., занимая антибольшевистскую позицию, Куприн покидает Россию вместе с отступающей Белой армией, уезжает вначале в Эстонию, затем в Финляндию, а в июле 1920 г. перебирается с семьей в Париж.
В эмиграции Куприн занимается редакторской деятельностью в литературных журналах «Отечество» и «Иллюстрированная Россия», в 1927 г. появляется сборник его новых повестей и рассказов, в которых писатель остается верным изображению своего «излюбленного… человеческого типа — отважного романтика, бросающего вызов судьбе и утверждающего себя ярким поступком». В поздней новеллистике Куприна («Лимонная корка», «Пунцовая кровь», «Наташа», «Ночь в лесу», «У Троице-Сергия» и др.) особенно примечателен рассказ «Ольга Сур» (1929) — эта «цирковая история», в которой оригинально преломились некоторые мотивы «Гранатового браслета»: и принцип парного сопоставления женских портретов, и изображение «маленького» человека — «незаметного артиста из униформы», спонтанно раскрывающего свою личностную и творческую незаурядность под воздействием любовного чувства, родственного, как и у чиновника Желткова, возвышенному молитвенному переживанию. Из крупных произведений позднего Куприна заметными явлениями стали в значительной степени автобиографичный роман «Жанета» (1934) о драматичной судьбе одинокого русского эмигранта профессора Симонова в потоке суетливой парижской жизни, роман о любви «Колесо времени» (1929), а также пронизанный воспоминаниями о проведенной в Москве молодости роман «Юнкера» (1928-1932), где «выведен многогранный образ прежней Москвы, воспринимаемой как центр духовной жизни России» конца XIX в.
В мае 1937 г., будучи уже смертельно больным, Куприн возвращается в СССР, где в середине июня того же года выходят два тома его «Избранных произведений». Писатель скончался 25 августа 1938 г. в Ленинграде и был похоронен на Литераторских мостках Волкова кладбища.


Творческий путь Куприна А. И