Система практических работ по литературе
В своей деятельности я использую разные виды творческих заданий, но один вид – практические работы – родился именно в процессе моей педагогической работы. Разрозненные, проводимые скорее по наитию, чем по плану, практические работы постепенно преобразовывались в систему, но не застывшую, а подвижную, зависящую от конкретных детей конкретного класса, от их потребностей, от самого произведения. Я была очень рада, когда увидела в учебниках “В мире литературы” под редакцией А. Г. Кутузова разделы “Творческая мастерская”, “Творческий
I. Общее содержание и цели практических работ
Практические работы направлены на анализ структуры произведения, образной системы, эпизода произведения, стиля писателя, на выявление авторской позиции. “Кто хочет понять поэта, должен идти в страну поэта”, – говорил Гете. Необходимость их проведения диктуется двумя условиями: отдельные детали произведения были недостаточно глубоко проанализированы в ходе обсуждения или, что встречается чаще, ученики сами в ходе обсуждения поставили проблему именно литературоведческого
Их цель – в активном творческом постижении языка произведения, авторской модели действительности, в формировании и развитии литературно-художественных умений, что в конечном итоге ведет к формированию образованного читателя.
II. Методика проведения практических работ
Эти работы в 5-6-х классах проводятся в коллективно-индивидуальной форме: коллективное обсуждение вопросов, индивидуальная запись ответов и примеров. Учитель создает эти работы, во время их проведения направляет и координирует деятельность учащихся.
В 7-8-х классах практические работы проводятся коллективно, в группах и индивидуально. Ученики могут принимать участие в создании этих работ.
Роль учителя меняется: теперь он выступает в роли соавтора, но по-прежнему в ходе обсуждения направляет и координирует деятельность учащихся.
В 9-11-х классах эти работы проводятся только индивидуально. Методика проведения такова:
объявление о предстоящей работе, тексты работ раздаются учащимся на Дом, индивидуальный анализ, урок-консультация, индивидуальное выполнение работы, обсуждение одной из работ, взаимопроверка и проверка учителем.
Как правило, работы составляются учителем и дополняются учениками, возможен вариант коллективного творчества. Учитель выступает в роли консультанта.
- Тексты контрольных работ по литературе 2 класс Аудит знаний русского языка. Чтение отрывка о гордой утке (народная сказка). Одна утка плавала на воде. Но вот набежала лиса. Добрый день, уточка! – говорит лиса. Здорова была, сударыня! Что нам доброго скажете? Бегу из села, – говорит лиса, и люди говорят, что нет лучшей на целое село уточки, как ты? Уточка аж взлетела радости. […]...
- Тексты контрольных работ по литературе 3 класс 2009 Аудит знаний русского языка. Диктант. Маленький скрипач. Как хорошо и весело летом в поле! Целый день слышать музыку: там живое веселый музыкант – кузнечик – попрыгун. Он на рост не больший за детский мизинчик, имеет прехороший зеленый жупан, три пары длинных ног. Маленькая ямочка в земле – его избушка; вокруг цветочки приветливо кланяются ему. На […]...
- Творческие работы по литературе как составная часть образования в гимназии Вся система филологического образования в гимназии ставит цель развивать у учащихся стремление занимать не просто активную, но инициативную позицию в учебном процессе, осваивать новый опыт. Именно поэтому в гимназии были введены творческие работы по различным предметам, в том числе и по литературе. Первоначальная задача была скромной: приобщить учащихся к лучшим образцам мировой литературы, расширить культурное […]...
- Система уроков по современной литературе в 10-м классе КУЛИГИНА Татьяна Викторовна (1949) – учитель русского языка и литературы. Живет в Иваново. Материал подготовлен Н. В. Васильевой, методистом Ивановского ИПК и ППК. В оформлении использованы фотографии из издания: Kultur &; Jugend. 2003. № 3. Предлагаемая система уроков основывается автором на следующих принципах: осмысление названных ниже произведений современной литературы в Контексте литературного процесса, в их […]...
- Обзорные разделы по литературе в 9-11 классах Особенные задания выполняют обзорные разделы программы для 11 класса. По своему содержанию и назначениям они набирают разного характера: вступительный раздел о становлении и развитии украинской литературы; обобщающий обзор современной украинской литературы; итоговый – мировое значение украинской литературы. Такие разделы имеют своей целью не только обобщения и систематизацию знаний учеников, приобретенных во время изучения творчества отдельных […]...
- График контрольных работ по окружающему миру в (4 класс) 2014-2015 учебный год График контрольных работ по окружающему миру В 4 – “Б” классе На 2014- учебный год № П/п Тема контрольной работы № К/р Дата Ка Итого По плану По факту 1 четверть 1. Проверочная работа по теме “Человек – живое существо” №1 Пр./р. – 1 К/р – 1 Пр./р. – К/р – 2. Контрольная работа по […]...
- I этап Всеукраинского Конкурса-защиты научно-исследовательских работ учащихся-членов Малой академии наук Крыма “Искатель” В Красноармейской ОШ І – ІІІ ступеней в І этапе Всеукраинского Конкурса-защиты научно-исследовательских работ учащихся-членов Малой академии наук Крыма “Искатель” в 2011/2012 учебном году будут принимать участие ученица 10 класса Жилкина Александра и ученицы 11-А класса Щеглазова Кристина, Белоконева Наталья и Гарбуз Кристина. Жилкина Александра и ее руководитель – учитель истории Хомич Александр Александрович подготовили […]...
- Основные виды письменных работ в V классе Основными видами письменных работ в V классе являются изложения с элементами рассуждения, сочинения-миниатюры на так называемые нелитературные темы, ответы на вопросы, связанные с литературным произведением (начало работы над сочинениями по литературе), и сочинения по картине. К письменным работам пятиклассники готовятся в процессе разбора произведения, в устных беседах, при выполнении домашних заданий и, опросе или же […]...
- Проверка письменных творческих работ Перед вами – первый выпуск новой рубрики. Отчасти мы, правда, уже объяснили, чему она будет посвящена, однако все же напомним: нам хотелось бы собирать в ней литературоведческие и методические ходы, зацепки, “полезные мелочи” (была такая рубрика в газете “Русский язык”), которые пригодятся на уроке, какие-то свежие наблюдения, оригинальные предложения. Интересно то, что в действительности работает, […]...
- Материалы для проверочных работ и викторин к роману Гончарова “Обломов” Перед изучением нового литературного произведения советую коллегам проводить проверочные работы, напоминающие викторину. Обычно вопросы викторины касаются знания текста произведений, они позволяют обращать внимание детей на очень важные детали при чтении (портрет героя, интерьер, новую лексику). Ребята быстро привыкают к такого типа заданиям и, начиная читать новое произведение, уже невольно вглядываются в детали, про которые их […]...
- Система работы по формированию устойчивых каллиграфических навыков у учащихся начальной школы Томилова И. Г., Учитель начальных классов, Учитель высшей категории Орфографическое действие – Один из аспектов письма. Однако ученик может сосредоточить На них свое внимание только тогда, Когда письмо перестает быть предметом обучения. Н. Г. Агаркова Заглядывая в тетради учеников, мы с каждым днем все больше и больше убеждаемся в том, что у большинства из них, […]...
- Тропы в литературе: примеры и виды (О литературе) Троп (от греч. tropes – поворот, оборот речи). Каждое слово имеет свой универсальный смысл. Это так называемые прямые значения слова. В них закрепляются названия различных предметов и явлений. Без устойчивости данных значений нет и не может быть языка как средства общения. Вместе с тем природа любого национального языка открывает широкий простор для переносного, образного употребления […]...
- Формализм в искусстве и литературе (О литературе) Формализм (формальная школа, русский формализм, формальный метод) – направление в гуманитарной науке (филология, искусствоведение, исследования кино и др.), появившееся в России в середине 1910-х гг. Научным объединением, декларировавшим установки Ф., явилось Общество по изучению поэтического языка (ОПОЯЗ), основанное в 1916 г. в Петрограде. Члены ОПОЯЗа – В. Шкловский, О. Брик, Е. Поливанов, Р. Якобсон, Л. […]...
- Тексты контрольных работ 1 класс на 2009 год Русский язык и литература. Задание списывание. Родительский порог. Отчий дом… В этих словах все человеческие ожидания. Собственный дом спет во многих песнях. Только в родных стенах человек чувствует себя защищенным и счастливым. (27 слов.) Москва. Какой красивый город Москва! В нем много садов и парков, широких улиц, высоких домов, музеев и памятников. Под землей – […]...
- Учебное исследование по литературе как вид работы Лето – отличное время для планирования будущего учебного года. Нужно прикинуть раскладку часов, продумать логику построения курса в том или ином классе, подготовить дидактический материал, кое-что почитать, освежить в памяти. Особое внимание стоит уделить системе подготовки к будущим экзаменам. Сегодня мы поговорим о таком важном ее аспекте, как подготовка учащимися исследовательских работ. С введением профильной […]...
- Стиль в литературе определение понятия (О литературе) Стиль (от лат. stylus – палочка для письма) художественной литературы – способ бытования: а) общелитературного языка, б) языка художественной литературы (включая поэтический язык), осуществляющийся в конкретном произведении конкретного автора; корпусе произведений конкретного автора; корпусе произведений ряда авторов одной и той же эпохи (школы, направления и др.); корпусе произведений ряда хронологически не связанных авторов, выбирающих сходную […]...
- Нервная система. Рефлекс. Инстинкт Вопрос 1. На примере нервной клетки покажите, как взаимосвязаны строение и функция. Каждая нервная клетка имеет один длинный отросток (аксон), проводящий возбуждение от тела нервной клетки к другим нейронам, и многочисленные короткие ветвящиеся отростки (дендриты), что увеличивает площадь контакта данного нейрона с другими нейронами. Соединяясь между собой, нейроны образуют нервную сеть. Таким образом, строение нервной […]...
- ЕГЭ по литературе: аналитика и реальность Народная пословица “Готовь сани летом, а телегу зимой” в переводе на школьный язык означает примерно следующее: “Близится к концу вторая четверть – пора думать об экзаменах”. Думы эти год от года становятся для словесника все тяжелее. Если раньше мы готовили выпускников к одному-единственному экзамену (сочинению), то теперь, в эпоху введения Единого экзамена, приходится готовить аж […]...
- Урок – сложный организм (Предлагаемая система школьного изучения “Дубровского) Предлагаемая система школьного изучения “Дубровского”, таким образом, реализует литературоведческую концепцию романа в основных ее чертах. Однако способы постижения произведения, характер его изучения оказываются принципиально иными. Идя “вслед за автором” от главы к главе, мы в 5-м классе пользуемся так называемым “целостным” путем анализа. В ряде случаев “целостный анализ” осложнен проблемными ситуациями, сопоставлением образов героев романа. […]...
- Цитата в литературе (О литературе) Цитата (от лат. cito – вызываю, привожу). Сколько их в монографии, диссертации, докладе… Вряд ли возможно обойтись без цитат. И это естественно. Отрывок из чужой работы, процитированный в научном тексте, призван или подтвердить выводы автора, или, напротив, стать отправной точкой полемики. Культура исследовательского труда требует строгой точности цитирования по наиболее авторитетному изданию, правильного оформления библиографического […]...
- Традиция в литературе (О литературе) Традиция (от лат. traditio – передача, предание). В одной из заметок 1835 г. Пушкин, обращаясь к творчеству молодого критика, ждал от него в будущем большей основательности и “большего уважения к преданию”. Предание… Это не то же самое, что “дела давно минувших дней, преданья старины глубокой” или у Чацкого во фразе “свежо предание, а верится с […]...
- Антитеза в литературе определение, примеры антитезы (О литературе) Антитеза (от греч. anti – против, thesis – положение) – противопоставление. Антитеза знакома художественной речи издревле. Согласно известной легенде, она возникла при самом начале основания мира: творец, опечалясь царившей вокруг тьмой, создал свет и отделил тьму от света. Поэтичность этой легенды обязана ощущениям, за которыми мы узнаем черточки бытия, где противоположены море и суша, зима […]...
- Что такое гипербола? Примеры и определение. Гипербола в литературе (О литературе) Гипербола (от греч. hyperbole – преувеличение). “Все большие произведения. – писал А. Горький, – все те произведения, которые являются образцами высокохудожественной литературы, покоятся именно на преувеличении, на широкой типизации явлений”. Преувеличение и типизацию Горький уверенно и безошибочно ставит рядом, на собственном писательском и читательском опыте, понимая под этим способность и умение художника увидеть самое существенное […]...
- Справка по итогам четвертой четверти 2013-2014 учебного года Справка По итогам четвертой четверти 2015-2014 учебного года. На начало четвертой четверти в начальной школе обучалось 179 ученика. В течение четверти выбыл 1 учащийся (1а класс – Дану Д.) Учащийся 1б Лукьянов Альберт обучается индивидуально на дому. В первых классах используется качественная оценка успешности освоения учебной программы. Во 2-4 классах обучаются учащихся. Аттестовано – 125, […]...
- Кровеносная система. Кровь Вопрос 1. Каковы предпосылки развития кровеносной системы? С усложнением организации и увеличением размеров тела становятся необходимыми специальные структуры, принимающие на себя функции переноса нужных для жизнедеятельности веществ по всему организму. Так развивается система кровообращения, в которой циркулирует кровь, способная связывать и переносить кислород и углекислый газ, питательные вещества и продукты выделения клеток. Вопрос 2. Докажите, […]...
- Система уроков по творчеству Бунина Елец. Гимназия, в которой учился И. А. Бунин. Программой И. Н. Сухих на изучение творчества Бунина в 11-м классе отводится пять часов. Перед первым уроком учащиеся знакомятся с главами учебника, посвященными биографии писателя. Первый урок называется “Бездомный певец русской Атлантиды: изгнанник или хранитель?” и начинается с беседы по стихотворению Бунина “У птицы есть гнездо, у […]...
- Эпигонство в литературе (О литературе) Эпигонство (от греч. epigonos – родившийся после) непредумышленное (или полуосознанное), происходящее спонтанно, нетворческое подражание. Разумеется, между ним и подражанием художественным, по законам диалектики, не может быть абсолютно четкой границы. Неудачная попытка “приемно” использовать в своем творчестве литературные темы, образы или стилистику предшественника, будет закономерно воспринята читателями как обыкновенное эпигонство. Однако можно наметить несколько наиболее характерных […]...
- Биография Орацио Джентилески Орацио Джентилески – тосканский художник, родился в Пизе. Настоящей фамилией в биографии Джентилески было Ломи, но он предпочел использовать имя дяди. Джентилески обучался в Риме, где он работал вместе с Агостино Тасси, занимаясь оформлением дворцовых интерьеров. Под влиянием Караваджо Джентилески использовал более мягкий, как бы струящийся свет, а также спокойный, лирический стиль. Среди известных работ […]...
- Характер в литературе и его развитие (О литературе) Характер (от греч. character – отличительная черта, признак, особенность). Xарактер в литературе – это определенность образа: индивидуальная, социальная, историческая, национальная и т. д. Характерным бывает поступок, пейзаж, образ мыслей. Но прежде всего говорят о характере персонажа. Это некий комплекс существенных черт, который отличает данный персонаж от других, а порой и одна преобладающая черта. Слово “характер” […]...
- Цыбулько 2017 Вариант 12 по тексту Лихачева У России, как у большого дерева, большая корневая система и большая лиственная крона (ЕГЭ по русскому) Предшествующие поколения оставили нам огромное и неоценимое богатство в виде архитектурных памятников, парков и скверов, литературных и живописных творений, улиц и старинных домов, семейных фотографий. Это все составляющие культурной среды человека. Огромную роль они играют при воспитании патриотических чувств к Родине, любви к родному городу и семье, в том числе. Они воспитывают нравственность человека. Проблема, […]...
- Помогите с сочинением по литературе 8 класмини-сочинение на тему история в художественной литературе(+ссылка) Роль литературы в жизни человека, действительно, огромна, ее трудно переоценить. Книги могут сделать человека образованным, но не сделают ни сильнее, ни мудрее. В этом мне трудно согласиться с автором. Только жизнь и активное участие в ее событиях может дать настоящий жизненный опыт. Поэтому нельзя ограничить свое существование книгой и чужой, выдуманной жизнью. Книга создает иллюзию […]...
- Центральный конфликт, проблематика и система образов в романе Е. И. Замятина “Мы” Роман (бессмертное произведение) Евгения Замятина “Мы” был написан в 1921 году и стал попыткой зафиксировать цикличность истории, отыскать подобное в прошлом и будущем, увидеть сегодняшний день сквозь отражение мыслей о нем. Автор обращается к принципиально новой жанровой форме романа-антиутопии для того, чтобы показать механизмы времени и истории. В начале века идеал счастливого мира начал воплощаться […]...
- Проблематика и система образов произведения Михаила Булгакова “Мастер и Маргарита” Личность и власть, разные аспекты трактования проблемы, помочь ученикам осознать широту философско-этической проблематики романа, значение системы образов для раскрытия идейного замысла произведения; развивать навыки выделения главного, комментирование его, устной речи, логического и образного мышления; воспитывать сознательное отношение к вопросам нравственности, стремление к гуманистическим идеалам. Портрет писателя, издание произведения, иллюстративные материалы к нему, схема строения романа […]...
- Система персонажей в романе “Преступление и наказание” В “Преступлении и наказании” почти 90 различных персонажей, каждый из которых является самостоятельным, значимым для развития и осознания идеи романа. Многие исследователи выделяют несколько вариантов в распределении и группировки действующих лиц. Например, К. Мочульский указывает, что после убийства Раскольников отказывается от собственной семьи, но судьба сближает его с незнакомыми до этого Мармеладовыми, Свидригайловым, Порфирием Петровичем. […]...
- Тема: Понятие права. Система права. Класс: 10, 11 Вид урока: изучение нового материала. Цели урока: 1) образовательные: Повторить ранее изученный в курсе обществознания материал (понятия право, закон, законодательство, отрасль права, подзаконный акт, норма права, иерархия законодательства в трудовом праве); Продолжить формирование основных представлений о праве, об основном значении этого понятия, изучить систему российского права, ее иерархичность; 2) воспитательные: 1) воспитание отношения к проблемам […]...
- Система взглядов Б. Пильняка в прозе Основной чертой литературы всегда оставалось стремление художественно мыслить и адекватно отобразить исторические и социальные перемены. Каждое крупное социально-историческое событие порождало взрыв произведений, описывающих его причины, ход, а также прогнозирующих последствия. В России в XX веке крупнейшим таким событием стала Октябрьская революция 1917. “Если обратиться к беллетристам, выдвинутым самой революцией, то мы должны остановиться прежде всего […]...
- Почему в литературе так часто изображают небо и звезды? Существуют такие картины природы, которые наделены способностью к рождению в человеческой душе волнительных ощущений. Никто не останется равнодушным при виде чистого неба – днем синего, а в ночное время суток – бархатно-черного, бездонного, и одновременно, усыпанного множественным числом сверкающих звезд. По каким причинам небо способно вызывать у человека подобные непередаваемые чувства? Вероятнее всего, источник сказочных […]...
- Система персонажей в комедии Грибоедова “Горе от ума” Формально Система персонажей “Горе от ума” соответствует набору традиционного амплуа классицистической “комедии сватовства”: героиня, служанка (субретка), отец героини, три героя-любовника, резонер, интриган, комическая старуха и другие. Однако Грибоедов противопоставил господствовавшему в драматургии способу создании героев персонажей, основывавшемуся на амплуа классическом и гиперболизации одной-двух черт характера, способ реалистического изображения человеческих типов, прорисованных как многомерные и разносторонние […]...
- Классный час на тему “Портрет” Классный час на тему “Портрет” (учитель изобразительного искусства Высшей категории МАОУ гимназии №23 г. Челябинска Огаркова Е. Ю) “Игровой метод” 4 класс – 1 четверть “Каждый народ – художник”/Л. А. Неменская Игровой метод Цели учебного занятия; Дать первоначальное понятие о возникновение жанра “Портрет” Обучить навыкам изображения элементов портрета через ассоциации, на примере составления портретов итальянским […]...
- Мова як система Мова як система Система – це певна впорядкованість взаємопов’язаних елементів, які становлять єдине ціле. За своїм складом системи бувають однорідні {гомогенні) й неоднорідні {гетерогенні). Мова в цілому – це неоднорідна система: у ній поєднуються взаємозалежні елементи різного характеру, які утворюють підсистеми, що перебувають у різних ієрархічних стосунках (наприклад, слова як частини мови входять водночас і […]...