В своей деятельности я использую разные виды творческих заданий, но один вид — практические работы — родился именно в процессе моей педагогической работы. Разрозненные, проводимые скорее по наитию, чем по плану, практические работы постепенно преобразовывались в систему, но не застывшую, а подвижную, зависящую от конкретных детей конкретного класса, от их потребностей, от самого произведения. Я была очень рада, когда увидела в учебниках «В мире литературы» под редакцией А. Г. Кутузова разделы «Творческая мастерская», «Творческий практикум», идейно совпадающие с теми работами, которые были составлены мною.
I. Общее содержание и цели практических работ
Практические работы направлены на анализ структуры произведения, образной системы, эпизода произведения, стиля писателя, на выявление авторской позиции. «Кто хочет понять поэта, должен идти в страну поэта», — говорил Гете. Необходимость их проведения диктуется двумя условиями: отдельные детали произведения были недостаточно глубоко проанализированы в ходе обсуждения или, что встречается чаще, ученики сами в ходе обсуждения поставили проблему именно литературоведческого характера, которую удобнее всего решить на занятии именно этого типа. По своей направленности практические работы являются творческими работами проблемно-познавательного характера.
Их цель — в активном творческом постижении языка произведения, авторской модели действительности, в формировании и развитии литературно-художественных умений, что в конечном итоге ведет к формированию образованного читателя.
II. Методика проведения практических работ
Эти работы в 5-6-х классах проводятся в коллективно-индивидуальной форме: коллективное обсуждение вопросов, индивидуальная запись ответов и примеров. Учитель создает эти работы, во время их проведения направляет и координирует деятельность учащихся.
В 7-8-х классах практические работы проводятся коллективно, в группах и индивидуально. Ученики могут принимать участие в создании этих работ.
Роль учителя меняется: теперь он выступает в роли соавтора, но по-прежнему в ходе обсуждения направляет и координирует деятельность учащихся.
В 9-11-х классах эти работы проводятся только индивидуально. Методика проведения такова:
объявление о предстоящей работе, тексты работ раздаются учащимся на Дом, индивидуальный анализ, урок-консультация, индивидуальное выполнение работы, обсуждение одной из работ, взаимопроверка и проверка учителем.
Как правило, работы составляются учителем и дополняются учениками, возможен вариант коллективного творчества. Учитель выступает в роли консультанта.
- Система творческих работ учащихся в 5-6-х классах Программа литературного образования МИРОС рассматривает самостоятельную творческую деятельность ученика как определяющий компонент литературного образования. Особую роль творческие работы играют на начальном этапе, то есть в 5-6-м классах, когда аналитический подход к литературному произведению только формируется и доступен еще не каждому ученику. В этом возрасте ребята очень гордятся своими собственными сочинениями, с удовольствием называют себя поэтами ... Читать далее...
- Тексты контрольных работ по литературе 2 класс Аудит знаний русского языка. Чтение отрывка о гордой утке (народная сказка). Одна утка плавала на воде. Но вот набежала лиса. Добрый день, уточка! — говорит лиса. Здорова была, сударыня! Что нам доброго скажете? Бегу из села, — говорит лиса, и люди говорят, что нет лучшей на целое село уточки, как ты? Уточка аж взлетела радости. ... Читать далее...
- Система уроков по современной литературе в 10-м классе КУЛИГИНА Татьяна Викторовна (1949) — учитель русского языка и литературы. Живет в Иваново. Материал подготовлен Н. В. Васильевой, методистом Ивановского ИПК и ППК. В оформлении использованы фотографии из издания: Kultur &; Jugend. 2003. № 3. Предлагаемая система уроков основывается автором на следующих принципах: осмысление названных ниже произведений современной литературы в Контексте литературного процесса, в их ... Читать далее...
- Творческие работы по литературе как составная часть образования в гимназии Вся система филологического образования в гимназии ставит цель развивать у учащихся стремление занимать не просто активную, но инициативную позицию в учебном процессе, осваивать новый опыт. Именно поэтому в гимназии были введены творческие работы по различным предметам, в том числе и по литературе. Первоначальная задача была скромной: приобщить учащихся к лучшим образцам мировой литературы, расширить культурное ... Читать далее...
- Тексты контрольных работ по литературе 3 класс 2009 Аудит знаний русского языка. Диктант. Маленький скрипач. Как хорошо и весело летом в поле! Целый день слышать музыку: там живое веселый музыкант — кузнечик — попрыгун. Он на рост не больший за детский мизинчик, имеет прехороший зеленый жупан, три пары длинных ног. Маленькая ямочка в земле — его избушка; вокруг цветочки приветливо кланяются ему. На ... Читать далее...
- График проведения самостоятельных и контрольных работ в 3 классе < p> № четверти Виды работ Темы работ №№ уроков по тематическому плану I С. р. № 1 С. р. № 2 С. р. № 3 С. р. № 4 С. р. № 5 К. р. № 1 С. р. № 6 С. р. № 7 С. р. № 8 К. р. № 2 «Математика» ... Читать далее...
- I этап Всеукраинского Конкурса-защиты научно-исследовательских работ учащихся-членов Малой академии наук Крыма «Искатель» В Красноармейской ОШ І — ІІІ ступеней в І этапе Всеукраинского Конкурса-защиты научно-исследовательских работ учащихся-членов Малой академии наук Крыма «Искатель» в 2011/2012 учебном году будут принимать участие ученица 10 класса Жилкина Александра и ученицы 11-А класса Щеглазова Кристина, Белоконева Наталья и Гарбуз Кристина. Жилкина Александра и ее руководитель — учитель истории Хомич Александр Александрович подготовили ... Читать далее...
- Конспект урока по технологии «Технология ручных работ» Учитель технологии первой квалификационной категории МОУ СОШ №125 Абузярова Ольга Михайловна Разработка урока «Технология ручных работ» Тема: Технология ручных работ. Инструменты для ручных работ. Ручные стежки. Цель: Ознакомить учащихся с правилами выполнения ручных работ, инструментами; научить выполнять прямые и косые стежки, сметывать детали с припуском; Воспитывать культуру труда, эстетический труд. Оборудование: Рабочий инструмент: ножницы, иголки, ... Читать далее...
- График контрольных работ по окружающему миру в (4 класс) 2014-2015 учебный год График контрольных работ по окружающему миру В 4 — «Б» классе На 2014- учебный год № П/п Тема контрольной работы № К/р Дата Ка Итого По плану По факту 1 четверть 1. Проверочная работа по теме «Человек — живое существо» №1 Пр./р. — 1 К/р — 1 Пр./р. — К/р — 2. Контрольная работа по ... Читать далее...
- Основные виды письменных работ в V классе Основными видами письменных работ в V классе являются изложения с элементами рассуждения, сочинения-миниатюры на так называемые нелитературные темы, ответы на вопросы, связанные с литературным произведением (начало работы над сочинениями по литературе), и сочинения по картине. К письменным работам пятиклассники готовятся в процессе разбора произведения, в устных беседах, при выполнении домашних заданий и, опросе или же ... Читать далее...
- Обзорные разделы по литературе в 9-11 классах Особенные задания выполняют обзорные разделы программы для 11 класса. По своему содержанию и назначениям они набирают разного характера: вступительный раздел о становлении и развитии украинской литературы; обобщающий обзор современной украинской литературы; итоговый — мировое значение украинской литературы. Такие разделы имеют своей целью не только обобщения и систематизацию знаний учеников, приобретенных во время изучения творчества отдельных ... Читать далее...
- Проверка письменных творческих работ Перед вами — первый выпуск новой рубрики. Отчасти мы, правда, уже объяснили, чему она будет посвящена, однако все же напомним: нам хотелось бы собирать в ней литературоведческие и методические ходы, зацепки, «полезные мелочи» (была такая рубрика в газете «Русский язык»), которые пригодятся на уроке, какие-то свежие наблюдения, оригинальные предложения. Интересно то, что в действительности работает, ... Читать далее...
- Урок по информатики «Двоичная система счисления» Автор (ФИО, ОУ, должность) Абайдуллина Динара Ринатовна, учитель информатики Название «Двоичная система счисления» Форма Презентация. Учебный предмет, класс 9 класс Программные средства, с помощью которых создан дидактический материал. Microsoft Office Power Point 2007 Microsoft Word Цели и задачи дидактического материала. Позволяет иллюстрировать урок разнообразными наглядными средствами. Компьютерное тестирование — это самопроверка и самореализация, это хороший ... Читать далее...
- Система работы по формированию устойчивых каллиграфических навыков у учащихся начальной школы Томилова И. Г., Учитель начальных классов, Учитель высшей категории Орфографическое действие — Один из аспектов письма. Однако ученик может сосредоточить На них свое внимание только тогда, Когда письмо перестает быть предметом обучения. Н. Г. Агаркова Заглядывая в тетради учеников, мы с каждым днем все больше и больше убеждаемся в том, что у большинства из них, ... Читать далее...
- Классный час на тему «Портрет» Классный час на тему «Портрет» (учитель изобразительного искусства Высшей категории МАОУ гимназии №23 г. Челябинска Огаркова Е. Ю) «Игровой метод» 4 класс — 1 четверть «Каждый народ — художник»/Л. А. Неменская Игровой метод Цели учебного занятия; Дать первоначальное понятие о возникновение жанра «Портрет» Обучить навыкам изображения элементов портрета через ассоциации, на примере составления портретов итальянским ... Читать далее...
- Материалы для проверочных работ и викторин к роману Гончарова «Обломов» Перед изучением нового литературного произведения советую коллегам проводить проверочные работы, напоминающие викторину. Обычно вопросы викторины касаются знания текста произведений, они позволяют обращать внимание детей на очень важные детали при чтении (портрет героя, интерьер, новую лексику). Ребята быстро привыкают к такого типа заданиям и, начиная читать новое произведение, уже невольно вглядываются в детали, про которые их ... Читать далее...
- Справка по итогам четвертой четверти 2013-2014 учебного года Справка По итогам четвертой четверти 2015-2014 учебного года. На начало четвертой четверти в начальной школе обучалось 179 ученика. В течение четверти выбыл 1 учащийся (1а класс — Дану Д.) Учащийся 1б Лукьянов Альберт обучается индивидуально на дому. В первых классах используется качественная оценка успешности освоения учебной программы. Во 2-4 классах обучаются учащихся. Аттестовано — 125, ... Читать далее...
- Учебное исследование по литературе как вид работы Лето — отличное время для планирования будущего учебного года. Нужно прикинуть раскладку часов, продумать логику построения курса в том или ином классе, подготовить дидактический материал, кое-что почитать, освежить в памяти. Особое внимание стоит уделить системе подготовки к будущим экзаменам. Сегодня мы поговорим о таком важном ее аспекте, как подготовка учащимися исследовательских работ. С введением профильной ... Читать далее...
- Система уроков по творчеству Бунина Елец. Гимназия, в которой учился И. А. Бунин. Программой И. Н. Сухих на изучение творчества Бунина в 11-м классе отводится пять часов. Перед первым уроком учащиеся знакомятся с главами учебника, посвященными биографии писателя. Первый урок называется «Бездомный певец русской Атлантиды: изгнанник или хранитель?» и начинается с беседы по стихотворению Бунина «У птицы есть гнездо, у ... Читать далее...
- Тропы в литературе: примеры и виды (О литературе) Троп (от греч. tropes — поворот, оборот речи). Каждое слово имеет свой универсальный смысл. Это так называемые прямые значения слова. В них закрепляются названия различных предметов и явлений. Без устойчивости данных значений нет и не может быть языка как средства общения. Вместе с тем природа любого национального языка открывает широкий простор для переносного, образного употребления ... Читать далее...
- Конспект урока на тему «Графическая работа в виде конструктивного эскиза» План урока производственного обучения. Тема урока : «Графическая работа в виде конструктивного эскиза» Цель урока : Усвоение учащимися приемов выполнения технического рисунка в соответствии с моделью. Задачи : — сформировать практические умения и навыки у учащихся по грамотному использованию основных принципов зарисовки деталей швейных изделий. — содействовать воспитанию самостоятельности, ответственности при выполнении задания; — способствовать ... Читать далее...
- «Интерес к литературе не должен зависеть от обязательного экзамена» Уважаемый Сергей Владимирович, вызывает искреннее уважение стремление учителей литературы предложить свое видение решения задач улучшения качества литературного образования в школе. Но одновременно вызывает удивление позиция организаторов форума, которые, пригласив достаточно большое количество заинтересованных и авторитетных людей, не создали (судя по итоговому документу форума) предмета для обсуждения — в нем лишь обозначен предмет разговора. А хотелось ... Читать далее...
- Тексты контрольных работ 1 класс на 2009 год Русский язык и литература. Задание списывание. Родительский порог. Отчий дом… В этих словах все человеческие ожидания. Собственный дом спет во многих песнях. Только в родных стенах человек чувствует себя защищенным и счастливым. (27 слов.) Москва. Какой красивый город Москва! В нем много садов и парков, широких улиц, высоких домов, музеев и памятников. Под землей — ... Читать далее...
- Разные виды творческих работ для начальных классов Отлет птиц. …холод очень обеспокоил птиц. Они начали готовиться в… дорогу, на юг. Более всего галдели и хлопотали… птички. Задача. Распространите рассказ, вставив вместо точек нижеприведенные слова: Далекую, первый осенний, маленькие. Желуди. … лес ожил. Везде звенели… голоса. Это дети пришли собирать желуди. У детей были корзины и… котомки. Собранные желуди всыпали в мешки. Задание. ... Читать далее...
- Тема: Понятие права. Система права. Класс: 10, 11 Вид урока: изучение нового материала. Цели урока: 1) образовательные: Повторить ранее изученный в курсе обществознания материал (понятия право, закон, законодательство, отрасль права, подзаконный акт, норма права, иерархия законодательства в трудовом праве); Продолжить формирование основных представлений о праве, об основном значении этого понятия, изучить систему российского права, ее иерархичность; 2) воспитательные: 1) воспитание отношения к проблемам ... Читать далее...
- ЕГЭ по литературе: аналитика и реальность Народная пословица «Готовь сани летом, а телегу зимой» в переводе на школьный язык означает примерно следующее: «Близится к концу вторая четверть — пора думать об экзаменах». Думы эти год от года становятся для словесника все тяжелее. Если раньше мы готовили выпускников к одному-единственному экзамену (сочинению), то теперь, в эпоху введения Единого экзамена, приходится готовить аж ... Читать далее...
- Обучение педкадров на станции юннатов В ноябре учителя химии и биологии школ города приняли участие в семинарах, которые традиционно проводятся на станции юных натуралистов. Целью семинаров было обобщение и распространение опыта работы городских методических объединений учителей биологии и химии города Евпатории. Содержание семинаров было направлено на повышение профессионального мастерства педагогов по использованию инновационных коммуникативных технологий с целью развития исследовательского и ... Читать далее...
- Стиль в литературе определение понятия (О литературе) Стиль (от лат. stylus — палочка для письма) художественной литературы — способ бытования: а) общелитературного языка, б) языка художественной литературы (включая поэтический язык), осуществляющийся в конкретном произведении конкретного автора; корпусе произведений конкретного автора; корпусе произведений ряда авторов одной и той же эпохи (школы, направления и др.); корпусе произведений ряда хронологически не связанных авторов, выбирающих сходную ... Читать далее...
- Формализм в искусстве и литературе (О литературе) Формализм (формальная школа, русский формализм, формальный метод) — направление в гуманитарной науке (филология, искусствоведение, исследования кино и др.), появившееся в России в середине 1910-х гг. Научным объединением, декларировавшим установки Ф., явилось Общество по изучению поэтического языка (ОПОЯЗ), основанное в 1916 г. в Петрограде. Члены ОПОЯЗа — В. Шкловский, О. Брик, Е. Поливанов, Р. Якобсон, Л. ... Читать далее...
- Как формулировать темы сочинений по литературе? Недавно у меня состоялся разговор с одной из коллег, которая обратилась за советом: «Какие темы дать для итогового Сочинения по одному из разделов программы в 8-м классе?» После обсуждения предложенных ею вариантов я в очередной раз серьезно задумалась над тем, какая задача стоит перед школьным учителем литературы. Их, безусловно, много, но одна из важных — ... Читать далее...
- Гротеск в литературе. Виды и примеры гротеска (О литературе) Гротеск (от итал. grottesco — причудливый от grotta — грот) — своеобразный стиль в литературе, которым подчеркивается искажение или смешение норм действительности и совместимость контарстов — комического и трагического, фантастического и реального и т. д. Целые литературные направления отрицали гротеск, утверждая, что в преувеличении, искажении нет верности «природе». Зачем читателю знать, что младенец Гаргантюа, вылезший ... Читать далее...
- Нервная система. Рефлекс. Инстинкт Вопрос 1. На примере нервной клетки покажите, как взаимосвязаны строение и функция. Каждая нервная клетка имеет один длинный отросток (аксон), проводящий возбуждение от тела нервной клетки к другим нейронам, и многочисленные короткие ветвящиеся отростки (дендриты), что увеличивает площадь контакта данного нейрона с другими нейронами. Соединяясь между собой, нейроны образуют нервную сеть. Таким образом, строение нервной ... Читать далее...
- Урок — сложный организм (Предлагаемая система школьного изучения «Дубровского) Предлагаемая система школьного изучения «Дубровского», таким образом, реализует литературоведческую концепцию романа в основных ее чертах. Однако способы постижения произведения, характер его изучения оказываются принципиально иными. Идя «вслед за автором» от главы к главе, мы в 5-м классе пользуемся так называемым «целостным» путем анализа. В ряде случаев «целостный анализ» осложнен проблемными ситуациями, сопоставлением образов героев романа. ... Читать далее...
- Морфологический разбор слова: жолаушылар разбор на казахском языке Введите слово или предложение и получите морфологический разбор с указанием части речи, падежа, рода, времени и т. д. (adsbygoogle = window. adsbygoogle || []).push({}); Начальная форма : ЖОЛАУШЫЛАР Часть речи : существительное Грамматика : единственное число, именительный падеж, мужской род, неодушевленное Формы : жолаушылар, жолаушылара, жолаушылару, жолаушыларом, жолаушыларе, жолаушылары, жолаушыларов, жолаушыларам, жолаушыларами, жолаушыларах Начальная форма ... Читать далее...
- Цитата в литературе (О литературе) Цитата (от лат. cito — вызываю, привожу). Сколько их в монографии, диссертации, докладе… Вряд ли возможно обойтись без цитат. И это естественно. Отрывок из чужой работы, процитированный в научном тексте, призван или подтвердить выводы автора, или, напротив, стать отправной точкой полемики. Культура исследовательского труда требует строгой точности цитирования по наиболее авторитетному изданию, правильного оформления библиографического ... Читать далее...
- Традиция в литературе (О литературе) Традиция (от лат. traditio — передача, предание). В одной из заметок 1835 г. Пушкин, обращаясь к творчеству молодого критика, ждал от него в будущем большей основательности и «большего уважения к преданию». Предание… Это не то же самое, что «дела давно минувших дней, преданья старины глубокой» или у Чацкого во фразе «свежо предание, а верится с ... Читать далее...
- Антитеза в литературе определение, примеры антитезы (О литературе) Антитеза (от греч. anti — против, thesis — положение) — противопоставление. Антитеза знакома художественной речи издревле. Согласно известной легенде, она возникла при самом начале основания мира: творец, опечалясь царившей вокруг тьмой, создал свет и отделил тьму от света. Поэтичность этой легенды обязана ощущениям, за которыми мы узнаем черточки бытия, где противоположены море и суша, зима ... Читать далее...
- Человек и история в фольклоре, древнерусской литературе и в литературе 18 века. Шемякин суд. Обоз. О покорении Сибири Ермаком. (Литература XVII-XVIII веков) В произведениях «Шемякин суд», «Обоз», «О покорение Сибири Ермаком»более точно выражен характер и темперамент людей тех времен. В произведении «Шемякин суд» рассказывается о несправедливом суде. О судье, который готов даже виноватого в очень страшном деле оправдать за определенную плату. О том, как люди могут сделать проблему из обычной случайности или о том, как человек может ... Читать далее...
- Тема в литературе определение (О литературе) Тема (от греч. thema — то, что положено в основу). Слова «тема» в «Словаре Академии Российской, по азбучному порядку расположенном» (Т. 6. СПб, 1822) — нет. Но зато Пушкин в «Евгении Онегине» рифмует тему как совершенно привычное слово (гл. VIII. строфа 23): «Перед хозяйкой легкий вздор/ Сверкал без глупого жеманства,/ И прерывал его меж тем/ ... Читать далее...
- ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ПО ЛИТЕРАТУРЕ 9 КЛАСС (102ч) Учитель БЕЗБОГОВА Л. Н Изучение литературы в 9 классе призвано обеспечить: Приобщение учащихся к богатствам отечественной и мировой художественной литературы, формирование их представлений о литературе как об одном из важнейших достижений культуры; Формирование гуманистического мировоззрения учащихся; Развитие у учащихся способностей эстетического восприятия и оценки произведений литературы, а также отраженных в них явлений жизни; Воспитание высоких нравственных качеств личности, патриотических ... Читать далее...
Система практических работ по литературе