ЕГЭ по литературе: аналитика и реальность
Народная пословица “Готовь сани летом, а телегу зимой” в переводе на школьный язык означает примерно следующее: “Близится к концу вторая четверть – пора думать об экзаменах”. Думы эти год от года становятся для словесника все тяжелее. Если раньше мы готовили выпускников к одному-единственному экзамену (сочинению), то теперь, в эпоху введения Единого экзамена, приходится готовить аж к… пяти.
Загибайте пальцы: почти уже обязательный во всех регионах ЕГЭ по русскому (в этом году его впервые ввела для всех выпускников и столица);
Но это все лирика (хоть и трагедийного окраса). А нынче времена объективно-эпические. С отстраненным эпическим бесстрастием, достойным
Прислушаемся к “могучим медным звукам их речей”, чтобы различить в них свою судьбу.
Федеральный институт педагогических измерений (ФИПИ) подготовил аналитический отчет о результатах ЕГЭ-2006. Из него мы узнаем, что Единый экзамен сдавали в этом году более 60% выпускников страны и число их приближается к миллиону. 680 тысяч человек сдавали ЕГЭ по русскому, 623 тысячи – по математике.
В более чем двух десятках регионов число сдававших ЕГЭ по этим предметам перевалило за 90% всех выпускников. Растет число участников ЕГЭ, проживающих в наиболее крупных городах, что говорит о повышении общественного доверия к ЕГЭ. Год от года улучшается качество контрольно-измерительных материалов (КИМов): теперь они базируются на стандарте 2004 года и в них увеличилось “число заданий на выявление степени понимания основных элементов содержания общего образования и оценку сформированности умений применять полученные знания в различных ситуациях” (цитирую по Отчету ФИПИ.
Шишков, прости!..).
Анализ результатов ЕГЭ показывает, что “в целом ЕГЭ позволяет получить объективную картину состояния общеобразовательной подготовки выпускников” , а также “описывать особенности подготовки различных групп учащихся с учетом требований образовательных стандартов”. Что же выявил в 2006 году этот чудесный инструмент “педагогического измерения”? Например то, что сдавшие ЕГЭ на “хорошо” и “отлично” “овладели основными проверяемыми требованиями стандарта”, а сдавшие на “удовлетворительно” – не овладели или овладели “фрагментарно”… Или то, что “выпускники общеобразовательных школ имеют более высокие результаты, чем учащиеся вечерних школ и учреждений начального профессионального образования” , а “выпускники лицеев и гимназий” подготовлены еще лучше…
Или то, что результаты сельских выпускников ниже, чем результаты выпускников городских…
Остановимся на миг. Не правда ли, свежие и глубокие научные открытия? Без ЕГЭ обо всем этом было бы не догадаться. Однако желание ерничать мигом улетучивается, когда читаешь пункт 9, предпоследний, раздела “Основные выводы”: “Опыт проведения ЕГЭ свидетельствует о том, что в основном выпускники достаточно успешно справляются с новой формой экзаменов.
Однако для повышения объективности результатов необходимо осуществлять специальную подготовку учащихся к экзамену (например, формировать умения работать с различными типами тестовых заданий и заполнять бланки ответов, планировать время работы над различными частями экзамена, учитывая особенности экзаменационной работы и системы оценивания), шире вводить в практику преподавания тестовые формы оценки образовательных достижений наряду с традиционными методами и формами” . Не очень понятно, почему результаты экзамена станут объективнее от того, что ученика будут тренировать в 11-м классе заполнять бланки, но больше волнует другое: перед нами не очень тщательно скрываемая рекомендация активнее переходить в выпускном классе к натаскиванию на экзамен. А если еще точнее – к натаскиванию на тест. В документе такого рода – явление знаковое.
Очень не хочется в очередной раз высказываться по поводу ЕГЭшных тестов по литературе. Просто надоело. Давайте лучше подумаем о том, насколько в реальности грозит нашему предмету переход на эти самые тесты.
А для этого опять заглянем в Аналитический отчет ФИПИ. Литературе здесь посвящен специальный раздел, из которого мы узнаем, что в 2006 году ЕГЭ по литературе сдавало 8758 выпускников из 36 регионов. Это всего лишь 0,67% от общего количества выпускников!
Цифра внушает оптимизм: не так страшен этот черт, чтобы его принимать всерьез. С другой стороны, в 2005 году ЕГЭ по литературе сдавало 5737 человек – то есть можно сказать и так: прирост значительный… Будет ли он еще больше, зависит от того, сохранит ли литература статус предмета, обязательного для сдачи. Если не сохранит, то и вопроса нет – будем с одиннадцатиклассниками читать книжки для удовольствия или потихонечку готовиться к ЕГЭ по русскому.
Если сохранит (что вероятнее: ведь литература вошла в список обязательных базовых предметов для всех профилей), то важно будет знать, какая форма экзамена победит. Сочинение вызывает все больше нападок (и темы избиты, и рынок завален готовыми работами), к тому же оно оказывается экзаменом по двум предметам сразу. А если русский сдают как ЕГЭ, то зачем же это делать еще раз? Остаются устный экзамен и все тот же ЕГЭ.
Первый – субъективен и во многом бесполезен для дальнейшей судьбы выпускников, не связывающих свою жизнь с филологией. Второй – смотри начало этого абзаца.
По этому кругу все ходит и ходит начальственная мысль. Может быть, поэтому и результата никакого не видно. А пока Они там думают, давайте прикинем перспективы экзамена-2007.
Темы сочинений вряд ли изменятся сильно, устный экзамен мы и сами проведем, без вмешательства извне, а вот что будет с ЕГЭ по литературе? Тут на помощь нам опять приходит Аналитический отчет, который слегка приоткрывает завесу:
“Итоги проведенного в 2006 году экзамена по литературе в формате ЕГЭ позволяют определить перспективные направления в дальнейшей разработке существующей модели проведения проверки литературных знаний. К ним относятся: оптимизация структуры экзаменационной работы (вместо трех художественных текстов для анализа предполагается оставить два – текст эпического произведения и лирический текст), содержательная корректировка заданий с выбором ответа (выведение их из зоны интерпретационных решений), дальнейшее совершенствование заданий с развернутым ответом (усиление их самостоятельного, творческого потенциала)” .
Если продраться через эти нагромождения падежей, то становится ясно: внутри работы по ЕГЭ предполагается усилить роль “элемента сочинения”. На это работает (иногда парадоксальным образом) и сокращение числа текстов для анализа, и дальнейшая формализация тестов, и усиление творческой направленности. Становится ясно: чтобы “способствовать достижению наибольшего соответствия экзаменационной формы специфике предмета”, ЕГЭ должен… все дальше уходить от формата ЕГЭ. Потому что, как ни крути, а именно умение составить грамотный и связный самостоятельный текст, в котором было бы показано умение осмыслять произведение искусства и стоящую за ним жизнь, понимать сказанное автором (и вообще – другим человеком) и отвечать на это сказанное – так вот, именно это самое умение и должна воспитывать школьная литература.
И именно сюда нужно педагогам обращать свои главные усилия. Вот и сами авторы отчета сетуют: “В целом уровень выполнения заданий с полным развернутым ответом по-прежнему остается недостаточно высоким и требует дополнительных усилий со стороны преподавателей и учащихся в формировании умений и навыков по созданию самостоятельного развернутого письменного высказывания на литературную тему” . Одного только они не учитывают: если мы будем массово переходить на их форму экзамена, то основные наши усилия будут направлены на Обучение заполнению бланков и внедрению тестовых форм, как нам настоятельно рекомендовано в том же отчете…
Чем же наше сердце успокоится? Пока Там у них неразбериха и научное глубокомыслие а-ля Кифа Мокиевич, давайте-ка Продолжать. Не экспериментировать, не бежать впереди паровоза, не нервничать, а Продолжать работать – так, как мы умеем.
Можно назвать это консерватизмом, а можно – сохранением традиций…
Почему-то мне очень хочется в завершение, совсем как в передаче “Поле чудес”, передать привет работникам образования Нижнего Новгорода: у них вообще нет ЕГЭ ни по одному предмету. И на концентр, кстати, они не переходили. И ничего, живы!
Кто-то скажет: сопротивляются новациям, не хотят развиваться. А по мне – мудрые люди: пусть остальная Россия перебесится, а мы подождем, что из этого выйдет. И вот смотрите: концентр себя не оправдал и от него потихоньку начинают отказываться.
На очереди – ЕГЭ по литературе?