Романтические поэмы А. С. Пушкина

1. Цикл южных поэм А. С. Пушкина.
2. Жанр романтической поэмы и образ романтического героя.
3. “Кавказский пленник”.
4. “Цыганы”.
5. Общее значение романтического периода.

Где бурной жизнью погубил
Надежду, радость и желанье,

И лучших дней воспоминанье

В увядшем сердце заключил.
А. С. Пушкин
Гениальность великого русского поэта А. С. Пушкина, чьи произведения переведены на более чем 50 языков, неоспорима. Творчество поэта и писателя невероятно разнопланово. Огромное количество тем было им поднято в произведениях,

множество проблем было оговорено и решено.

Но особое значение, особенно для молодого Пушкина, имеет так называемый романтический период. Эта направленность и лиричность произведений характерна для южных поэм писателя.

Цикл южных поэм включает в себя всего четыре произведения, не связанных друг с другом единством содержания или героями, но близкие за счет внутреннего смыслового стержня каждой из поэм. “Кавказский пленник”, “Бахчисарайский фонтан”, “Братья-разбойники”, “Цыганы” – главные герои всех четырех поэм сильные, уверенные в себе люди. Объединяет также произведения

тема свободы, так или иначе всплывающая по ходу действия. Создавался цикл первоначально из трех произведений на протяжении 1820-1823 годов. И только “Цыганы” были написаны и включены намного позже – после написания Евгения Онегина.

Необузданные и свободолюбивые, страстные, порой жестокие и холодные, герои поэм привлекают к себе внимание читателей и исследователей не только своей самобытностью и реалистичностью, но и закономерным появлением в сложный для истории России и российской литературы период. Поэмы созданы автором по всем канонам романтизма, но герои несколько иные. Более сильные и целостные образы населяют эти произведения.

В отличие от классического понимания жанра романтического произведения в поэмах Пушкина полностью отсутствует предыстория. Герой находится в полном отрыве от прошлой жизни, о которой читатель может судить только по обрывочным воспоминаниям и фразам. Он действует и живет в настоящем времени.
Герой поэмы “Кавказский пленник”, человек “без прошлого”, оказывается свободолюбивым и непокоренным. О его прошлом можно только догадываться, однако в тексте есть намек – он представитель высшего общества, которому наскучил свет. От него в поисках внутренней свободы он сбежал на Кавказ, но попал в плен:
Свобода! Он одной тебя
Еще искал в пустынном мире.
Страстями чувства истребя.
Охолодев к мечтам и лире…
Свершилось… целью упованья
Не зрит он в мире ничего… Он раб…
И жаждет сени гробовой.
Свобода лишь приятная иллюзия, к которой стремился герой. Настоящая свобода внутри человека, и ничто не может укротить ее. Внешняя свобода обманчива: герой, думавший, что не сможет жить в неволе привык и к плену:
Казалось, пленник безнадежный
К унылой жизни привыкал.
Тоску неволи, жар мятежный
В душе глубоко он скрывал.
И на челе его высоком
Не изменялось ничего.
Любовь молодой черкешенки дарует герою возможность бежать из плена: “…ты волен, – дева говорит, – беги”. Герой убегает, обрекая деву гор на самоубийство от неразделенной любви. Душа героя остается холодной в отличие от жаркого сердца черкешенки, действительно вольнолюбивой и свободной.
“Цыганы” перекликаются с “Кавказским пленником” главным образом в лице героев. Однако похожий на первый взгляд образ Алеко оказывается сложнее и тщательнее проработанным. Он покидает мир, “преследуемый законом” – эта скудная фраза дает пищу читательскому уму Скорей всего герой – беглый каторжник или преступник. Ему кажется, что покой и счастье он может обрести в цыганском таборе, среди свободного, не связанного ничем, кроме чувств, нарда:
Подобно птичке беззаботной,
И он, изгнанник перелетный.
Гнезда надежного не знал
И ни к чему не привыкал…
Но табор не принимает его – он лишь попутчик, совершено чуждый и неспособный понять душу свободного народа, предупреждением звучат авторские слова:
Но Боже! как играли страсти
Его послушною душой!
Рассказывая Земфире, цыганке, в которую Алеко влюблен, герой бросает следующие слова о высшем обществе:
Там люди, в кучах за оградой,
Не дышат утренней прохладой.
Ни вешним запахом лугов;
Любви стыдятся, мысли гонят.
Торгуют волею своей,
Главы пред идолами клонят
И просят денег да цепей.
Герой, влюбившись в цыганку, готов вечно делить с ней “досуг и добровольное изгнание”, однако его душа во власти темной страсти. Он по-прежнему не может понять и принять внутреннего духа цыганского народа. Старый цыган говорит о нем:
Он любит горестно и трудно…
А сердце женское – шутя.
Рассказ цыгана о своей неразделенной любви и уходе жены к другому становится пророческим для Алеко. Однако он не способен постичь мудрость рассказа и на слова “Кто в силах удержать любовь?” отвечает резко и грубо: “Я не таков!”. Он готов сражаться за остывающие чувства, но в корне неверно это делает.

Глаза застилает пелена ревности, он убивает неверную цыганку. Свободолюбивый народ отвергает человека с таким жестоким сердцем:
Оставь нас, гордый человек!
Мы дики; нету нас законов;
Мы не терзаем, не казним –
Не нужно крови нам и стонов,
Но жить с убийцей не хотим…
Добросердечные и мудрые люди, однако, способны понять страсть Алеко, поэтому оставляют ему жизнь:
Ты для себя лишь хочешь воли… –
Говорит ему табор, а потому и этот герой оказывается недостойным подлинной свободы чувств. Пушкину удалось создать особый тип романтического героя – мятежного, сильного, но в чем-то ущербного и потому недостойного того, что хочет обрести. В отличие от классических романтических произведений, финал которых отмечен победой героя и счастливым завершением описываемых событий, поэмы Пушкина не имеют счастливого конца.

Это делает их не только более жизненными и реалистичными, но и драматичными, а драматизм позволяет лучше понять характер героя.

Описываемые поэтом образы сильных и мятежных духом людей будут существовать и далее, постепенно усложняясь и приобретая многогранность. Новую жизнь образ романтического героя получит в лице Евгения Онегина.
М. Ю. Лермонтов многое переймет от пушкинского романтического типа, но характеристика его главных героев будет иметь другие оттенки.


1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars (1 votes, average: 5.00 out of 5)
Loading...

Романтические поэмы А. С. Пушкина