Романтические поэмы Пушкина

По возвращении из путешествия Пушкин оканчивает начатую еще на Кавказе поэму “Кавказский пленник” (1820-1821). Он стремился воссоздать в ней характер молодого человека своего времени, уставшего от жизни, разочарованного, презирающего свет, стремящегося обрести в общении с природой утраченную младость. “Я в нем хотел изобразить это равнодушие к жизни и к ее наслаждениям, эту преждевременную старость души, которые сделались отличительными чертами молодежи 19-го века”,- указывал Пушкин. Герой поэмы – “отступник света”.

Жизни светского общества, полного пороков, он противопоставляет свободу, прославление которой составляет пафос поэмы. Пленник – друг природы, сторонник идеи о том, что естественное состояние человека – это его свобода и независимость.

Вольнолюбивая идея “Кавказского пленника” выражена также и в образе черкешенки. Ее образ – воплощение любви и самопожертвования. Черкешенка жертвует собой во имя свободы любимого.

Она предпочитает расстаться с пленником и погибнуть, чем видеть его в цепях. Лучше смерть, чем любовь в рабстве.

В отличие от романтических поэм Байрона и от произведений Жуковского “Кавказский пленник” лишен нарочитой экзотичности, элементов таинственности в развитии сюжета. Герой поэмы взят из действительности. Сам Пушкин ценил в ней изображение горских нравов, по существу мало связанное с сюжетом поэмы.

Когда через несколько лет во время путешествия в Арзрум Пушкин нашел где-то список “Кавказского пленника”, он заметил: “Все это слабо, молодо, неполно, но многое угадано и выражено верно” (XI, 651). В поэме еще нет глубокого психологического проникновения поэта в облик человека своего времени. Пушкин почувствовал, что его замыслу противоречит избранная им форма романтической поэмы, свободного лирического повествования. “Характер главного лица… замечает он в одном из черновиков,- приличен более роману, нежели поэме!”.

Однако на читателей “Кавказский пленник” произвел неописуемое впечатление и вольнолюбивым пафосом, и новизной красок и стиля.

Сюжет второй романтической поэмы Пушкина – “Братья-разбойники” (1821 -1822) был прямо связан с действительным происшествием – побегом двух разбойников из кишиневской тюрьмы. Для создания необходимого колорита Пушкин использует мотивы разбойничьих песен, вводит народно-бытовое просторечие. Поэма осталась незавершенной. Самым значительным произведением романтического периода является поэма “Бахчисарайский фонтан” (1822-1823), навеянная крымскими впечатлениями Пушкина.

Сюжетом поэмы послужило местное предание о любви хана к пленнице-христианке и ее драматической гибели. Романтическая драма возникает из столкновения людей, выросших на почве двух различных цивилизаций: христианской – образ Марии (Потоцкой) и мусульманской, воплощенной в образе крымского деспота, хана Гирея. “Романтическая тема в творчестве Пушкина получила два различных аспекта. С одной стороны, она приобрела героический характер в трактовке волевого образа человека, прошедшего через испытания страстей… С другой стороны, лирические переживания одушевлялись идеей просветления, освобождения от “мучительных страстей”: это была область личных чувств, и в противоположность мужественным образам, в которых воплощалась романтическая тема в героическом ее понимании, интимное истолкование вело к созданию женственных образов”.

В этом ключе и написан “Бахчисарайский фонтан”.

Пушкин хотел показать в поэме воздействие гуманной христианской цивилизации, воплощенной в любви, на варвара. Еще Белинский отметил, что замысел поэта по своему содержанию был поистине грандиозным, но для романтической поэмы он оказался слишком сложным. Драма хана Гирея и двух соперниц передана при помощи традиционных для романтизма приемов изображения исключительных страстей, мелодраматических эффектов и того, что Пушкин сам называл тайной занимательности.

“Бахчисарайский фонтан” поразил читателя своим лиризмом, драматическим сюжетом, роскошью красок, элегическим образом фонтана, поэтическим изображением крымской природы, гибкостью и музыкальностью стиха. Своей поэмой Пушкин разрушал все привычные литературные представления, выступая подлинным новатором в искусстве слова.

Успех поэм, особенно “Кавказского пленника”, был огромен. По словам Белинского, “эти поэмы читались всею грамотною Россиею; они ходили в тетрадках, переписывались девушками, охотницами до стишков, учениками на школьных скамейках, украдкою от учителя, сидельцами за прилавками магазинов и лавок. И это делалось не только в столицах, но даже и в уездных захолустьях”.

Поэмы Пушкина учили пониманию того, что такое истинная поэзия. “Кавказский пленник” вызвал многочисленные подражания.

По признанию самого поэта, южные поэмы “отзываются чтением Байрона”. Протестующая и свободолюбивая поэзия Байрона, антифеодальная политическая направленность его романтизма импонировали настроениям и взглядам ссыльного Пушкина. Однако трудно найти двух поэтов, столь противоположных по своей натуре, а следовательно, и по пафосу своей поэзии, как Байрон и Пушкин, указывал еще Белинский.

Пессимистический пафос байронизма противоречил оптимистическому мировоззрению Пушкина. Характерный для Байрона скептицизм, индивидуализм и бегство от действительности оказались чужды Пушкину, всегда ощущавшему живую связь с современной ему жизнью. Для Пушкина оказался неприемлемым и, как ОН выразился, “односторонний взгляд на мир и природу человеческую”, свойственный английскому поэту.

Об основном различии Байрона и Пушкина правильно сказал Герцен: Пушкину “были ведомы все страдания цивилизованного человека, но он обладал верой в будущее, которой человек Запада уже лишился. Байрон, великая свободная личность, человек, уединяющийся в своей независимости, все более замыкающийся в своей гордости, в своей надменной скептической философии, становится все более мрачным и непримиримым. Он не видел перед собой никакого близкого будущего…” Великий русский поэт верил в будущее человечества, в высокий жребий России.


1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars (No Ratings Yet)
Loading...

Романтические поэмы Пушкина