Анализ поэмы Пушкина “Цыгане”

Поэма написана А. С. Пушкиным в 1824 году. В ней отражается сильнейший кризис романтического мировоззрения, который переживал поэт в это время (1823-1824 годы). Он разочаровался во всех своих романтических идеалах: свободы, высокого назначения поэзии, романтической вечной любви.

Он пишет в это время ряд мрачных, горьких стихотворений, изливая в них свою “желчь” и “цинизм” (по его выражению): “Сеятель”, “Демон”, “Разговор книгопродавца с поэтом”, и немного позже – “Сцену из Фауста” и другие, оставшиеся в рукописи

неоконченными. К числу подобных произведений относится поэма “Цыганы”. Ее содержание – критическое разоблачение романтического героя и романтического идеала свободы.

Герой поэмы – романтический изгнанник – в поисках свободы бежит из культурного общества, из “неволи душных городов” к свободным, живущим простой, близкой к природе жизнью цыганам. Изображенные Пушкиным вольные и веселые цыганы, конечно, не похожи на подлинных бессарабских цыган, живших тогда в “крепостном состоянии”. Но Пушкину нужно было создать своему герою такую обстановку, в которой он мог бы полностью удовлетворить

свое страстное желание абсолютной, ничем не ограниченной свободы.

И тут обнаруживается, что Алеко, требующий свободы для себя и пользующийся ею в цыганском обществе, не желает признавать ее для других (для Земфиры), если эта свобода затрагивает его интересы, нарушает его мнимые “права”

“Я не таков, – говорит он старому цыгану. Нет, я не споря от прав моих не откажусь”.

Поэт развенчивает романтического героя, показывая его подлинную сущность эгоиста и убийцы. В “Цыганах” развенчивается романтический идеал неограниченной свободы. Пушкин убедительно показывает, что полная свобода действий, отсутствие ограничений и обязательств в общественной жизни возможны только для общества людей примитивных в своих потребностях, ленивых, праздных, да к тому же робких и слабых. …Мы робки и добры душою,

Ты зол и смел – оставь же нас, говорит старый цыган чужаку Алеко, убившему свою жену и молодого цыгана, ее возлюбленного.

Абсолютная свобода в любовных отношениях, не создающих никаких взаимных обязательств, никакой духовной связи между любящими, показана Пушкиным в поведении Земфиры и ее матери Мариулы. Земфире “скучно, сердце воли просит”, и она легко изменяет горячо любящему ее Алеко. К тому же полная свобода в поступках вовсе не дает “вольным” цыганам счастья.

Старый цыган так же несчастлив, как и Алеко, но только он смиряется со своим несчастьем, считая, что это – нормальный порядок, что “чредою всем дается радость, что было, то не будет вновь”.

Развенчав в своей поэме и романтический идеал свободы, и романтического героя, Пушкин еще тогда, в 1826 году, не знал, чем заменить эти идеалы, как на реальной основе построить свое мировоззрение… Поэтому и заключение поэмы звучит трагически безнадежно:

И всюду страсти роковые, И от судеб защиты нет.

Эти выстраданные Пушкиным глубокие мысли и чувства облечены в “Цыганах” в совершенную поэтическую форму. Свободная и в то же время четкая и ясная композиция поэмы, яркие картины жизни и быта цыган, насыщенные лиризмом описания чувств и переживаний героя, драматические диалоги, в которых раскрываются конфликты и противоречия, составляющие содержание поэмы, включенные в нее посторонние эпизоды – стихи о беззаботной птичке и рассказ об Овидии, – все это делает поэму “Цыганы” одним из лучших произведений молодого Пушкина.


1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars (1 votes, average: 5.00 out of 5)
Loading...

Анализ поэмы Пушкина “Цыгане”