Проблематика поэмы Пушкина “Цыганы”



В романтическом и руссоистском сюжете поэмы любовные отношения приобретают первостепенную важность: они определяют счастье и несчастье героев и судьбу их. В художественном мире, основанном на резких антиномиях, па столкновениях идеологически противоположного, любовь оказывается единственно возможным (или невозможным) средством преодоления рокового одиночества человека. Она все решает, она становится для героя роковой любовью – или роковой нелюбовью.

Покинув обжитый цивилизованный мир и встретив Земфиру, Алеко не жалеет о том, что покинул. Но, убежав от “предрассуждений”, от “толпы безумного гоненья”, Алеко не может убежать от самого себя. Он был невольником страстей и остался им. В этом заключается источник основного конфликта поэмы – и источник ее трагического пафоса.

Современному человеку, с его кипящими страстями, невозможно успокоиться и среди вольных детей природы, ни вообще не способен на гармоническое существование, он обречен на вечную внутреннюю неволю.

В “Цыганах” Пушкин показал несостоятельность руссоистских иллюзий. Но если

и можно с известным основанием говорить об антируссоистской направленности поэмы, то не может быть и речи об ее антиромантизме. Поэма вся написана в романтическом ключе, она романтична по своему сюжету, по приемам изображения, по своей стилистике, что не мешает ей, разумеется, как и любой другой романтической поэме, приближаться в отдельных местах и отдельными признаками к тому, что мы называем реализмом.

Реальное в “Цыганах” выражено в романтическом свете. Об этом хороню сказал Достоевский в своей речи о Пушкине: “В тине Алеко, герое поэмы “Цыганы”, сказывается уже сильная и глубокая, совершенно русская мысль, выраженная потом в такой гармонической полноте в “Онегине”, где почти тот же Алеко является уже не в фантастическом свете, а в осязаемо реальном и понятном виде. В Алеко Пушкин уже отыскал и гениально отметил того несчастного скитальца в родной земле, того исторического русского страдальца, столь исторически необходимо явившегося в оторванном от народа обществе нашем…”.

В своей пушкинской речи Достоевский говорит только об Алеко и ничего не говорит о Пленнике. Но говорить об Алеко – это значит сказать и о Пленнике. Алеко от последнего отличает лишь степень его соотнесенности с современностью и современным героем. Путь Пушкина к Онегину – это путь от Пленника через Алеко.

Алеко – важный и решающий этап на пути. В герое “Цыган” природа социального типа проясняется в необычном и романтическом свете, прежде чем она прояснится потом реально и во всей глубине г, романе “Евгений Онегин”.

Переход Пушкина па почву исторически конкретного и исторически обусловленного, реалистического изображения действительности в пору создания “Цыган” был уже внутренне подготовлен. Недаром работа над “Цыганами” даже по времепи совпадает с написанием первых глав “Онегина” и непосредственно предшествует “Графу Нулину”. В “Цыганах” Пушкин еще не перестал быть романтиком, но был готов к принятию новой художественной веры.

Проблематика поэмы, ее глубинная связь с современностью, живая актуальность поставленных в поэме вопросов уже сами по себе предполагали возможность для автора “Цыган” обращения к иной, реалистической поэтике.


1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars (No Ratings Yet)
Loading...

Проблематика поэмы Пушкина “Цыганы”