Романтизм в поэзии Пушкина

Роман (бессмертное произведение)тизм явился фокусом всех главнейших течений эстетической мысли.
А. Ф. Лосев

Что такое романтизм? Это направление в искусстве явилось реакцией на французскую революцию и появившееся в связи с ней Просвещение. То есть само возникновение романтизма было очень тревожным. В центре всего мира теперь стояла человеческая индивидуальность.

Человеческое “я” стало трактоваться как основа и смысл всего бытия. Человеческая жизнь стала рассматриваться как художественное произведение, искусство. В XIX веке

романтизм был очень распространен.

Но не все поэты, называвшие себя романтиками, передавали сущность этого течения. Сейчас, в конце XX века, мы уже можем классифицировать романтиков прошлого столетия по этому признаку на две группы. Одна и, наверное, наиболее обширная группа – та, которая объединяла в себе “формальных” романтиков. Их трудно заподозрить в неискренности, напротив, они очень точно передают свои чувства.

Среди них можно выделить Дмитрия Веневитинова (1805-1827) и Александра Полежаева (1804-1838). Эти поэты пользовались романтической формой, считая ее наиболее подходящей для достижения своей

художественной цели. Так, Д. Веневитинов пишет:

Я чувствую, во мне горит
Святое пламя вдохновенья,
Но к темной цели дух парит…
……………………………….
Найду ли я утес надежный,
Где твердой обопрусь ногой?

Это типичное романтическое стихотворение. В нем использована традиционная романтическая лексика – это и “пламя вдохновенья”, и “парящий дух”. Таким образом поэт описывает свои чувства. Но не более того.

Поэт скован рамками романтизма, его “словесным обликом”. Все упрощено до каких-то штампов.

Представителями другой группы романтиков XIX века, безусловно, были А. Пушкин и М. Лермонтов. Эти поэты, напротив, романтическую форму наполняли собственным содержанием. Роман (бессмертное произведение)тический период в жизни Пушкина был коротким, поэтому романтических произведений у него немного. ” Кавказский пленник” (1820-1821) – одна из наиболее ранних романтических поэм Пушкина. Перед нами классический вариант романтического произведения.

Автор не дает нам портрета своего героя, мы не знаем даже его имени. И это не удивительно – все романтические герои похожи друг на друга. Они молоды, красивы… и несчастны. Сюжет произведения тоже классически романтический.

Русский пленник у черкесов, в него влюбляется молодая черкешенка и помогает ему бежать. Но он безнадежно любит другую… Поэма заканчивается трагически – черкешенка бросается в воду и погибает, а русский, освободившись от “физического” плена, попадает в другой, более мучительный плен – плен души.

Что мы знаем о прошлом героя?

В Россию дальный путь ведет…
……………………………….
Где обнял грозное страданье,
Где бурной жизни погубил
Надежду, радость и желанье.

Он пришел в степь в поисках свободы, пытался убежать от своей прошлой жизни. И теперь, когда счастье казалось таким близким, ему снова приходится бежать. Но куда?

Обратно в тот мир, где он “обнял грозное страданье”.

Отступник света, друг природы,
Покинул он родной предел
И в край далекий полетел
С веселым призраком свободы.

Но “призрак свободы” так и остался призраком. Он вечно будет преследовать романтического героя. Еще одна романтическая поэма – “Цыганы”.

В ней автор снова не дает читателю портрета героя, мы знаем лишь его имя – Алеко. Он пришел в табор, чтоб познать истинное наслаждение, истинную свободу. Ради нее он бросил все, что раньше его окружало. Стал ли он свободен и счастлив?

Казалось бы, Алеко любит, но с этим чувством к нему приходят лишь несчастье и презрение. Алеко, который так жаждал свободы, не смог признать воли в другом человеке. В этой поэме проявилась еще одна из чрезвычайно характерных черт мировоззрения романтического героя – эгоизм и совершеннейшая несовместимость с окружающим миром. Алеко наказан не смертью, а страшнее – одиночеством и презрением.

Он был одинок в том мире, откуда он бежал, но в другом, столь желанном, он снова остался один. Перед тем как написать “Кавказского пленника”, Пушкин однажды сказал: “Я не гожусь в герои романтического стихотворения”; однако в то же время, в 1820 году, Пушкин пишет свое стихотворение “Погасло дневное светило…”. В нем можно найти всю лексику, присущую романтизму.

Это и “берег отдаленный”, и “угрюмый океан”, и “волнение и тоска”, мучающие автора. Через все стихотворение проходит рефрен:

Шуми, шуми, послушное ветрило,
Волнуйся подо мной, угрюмый океан.

Он присутствует не только в описании природы, но и в описании чувств героя.

…Но прежних сердца ран,
Глубоких ран любви, ничто не излечило…
Шуми, шуми, послушное ветрило,
Волнуйся подо мной, угрюмый океан…

То есть природа становится еще одним действующим лицом, еще одним лирическим героем стихотворения. Позже, в 1824 году, Пушкин напишет стихотворение “К морю”. Роман (бессмертное произведение)тическим героем в нем, как и в “Погасло дневное светило…”, снова стал сам автор.

Здесь Пушкин обращается к морю как к традиционному символу свободы. Море – это стихия, а значит – свобода и счастье. Однако Пушкин строит это стихотворение неожиданно:

Ты ждал, ты звал… я был окован;
Вотще рвалась душа моя:
Могучей страстью очарован,
У берегов остался я…

Можно сказать, что это стихотворение завершает романтический период жизни Пушкина. Его пишет человек, который знает, что после достижения так называемой “физической” свободы романтический герой не становится счастливым.

В леса, в пустыни молчаливы
Перенесу, тобою полн,
Твои скалы, твои заливы…

В это время Пушкин приходит к выводу, что истинная свобода может существовать только внутри человека и только она может делать его по-настоящему счастливым.


1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars (1 votes, average: 5.00 out of 5)
Loading...

Романтизм в поэзии Пушкина