РОМАНТИЧЕСКИЕ ГЕРОИ М. ГОРЬКОГО
Максим Горький известен нам как клас-
сик пролетарской литературы. В его творче-
стве нашли отражение реальные события на-
чала XX столетия, потрясшие Россию и весь
мир. Певец революции, М. Горький вошел в
историю литературы не только как реалист.
На раннем этапе творчества писатель обра-
тился к романтизму, благодаря которому со-
здал ряд ярких литературных образов.
Горького привлекло в романтизме «уме-
ние возбудить… мятеж против всякого гне-
та». Это литературное направление позволя-
ло писателю
образ мятежника, борца за свободу людей, но
и передать романтический дух времени пе-
ремен. Гордый Сокол, гибнущий в глубоком
ущелье, смельчак Данко, осветивший факе-
лом своего сердца дорогу людям, Буревест-
ник, реющий «над седой равниной моря» —
всех этих героев Горького объединяет стрем-
ление к свободе, перед которой отступает
даже страх смерти.
Старый цыган Макар Чудра из одно-
именного рассказа Горького говорит, что че-
ловек, обрекший себя на рабскую участь,
не видит главного: ему неведома воля, непо-
нятна степная ширь. Только
ся для человека настоящей ценностью, ут-
верждает герой Горького. Для примера он
рассказывает легенду о любви двух молодых
цыган, сильнее которой стала любовь к сво-
боде. Трагический финал легенды (Лойко уби-
вает Радду на глазах всего табора и гибнет
сам) вызван не внешними обстоятельствами,
а именно тем, что ни Лойко, ни Радда не хо-
тели из-за своего сильного чувства терять
свободу.
К свободе стремятся и герои легенд, рас-
сказанные молдаванкой Изергиль. Герои
рассказа «Старуха Изергиль» — Ларра и
Данко — противопоставляются Друг другу.
Но есть у них и общие черты. Сила харак-
тера, гордость и вольнолюбие подчеркивают-
ся в Ларре его необычным происхождением
(Ларра — сын орла и девушки из могучего
племени). Но хорошие качества этого героя
превращаются в свою противоположность,
потому что он презирает людей, жестоко об-
ращается с ними. Он не останавливается
даже перед убийством, за что люди наказы-
вают его, обрекая на вечное одиночество.
Ларра превращается в тень, он обречен на
вечные страдания, потому что люди теперь
отворачиваются от него. Ощущая свое без-
граничное одиночество, Ларра становится не-
счастным. Тем самым Горький говорит о том,
что жизнь ради свободы в одиночестве теря-
ет смысл.
Настоящий герой не должен жить только
для себя, не принося добра людям. Это до-
казывает образ Данко — другого романтиче-
ского героя рассказа «Старуха Изергиль».
Данко тоже стремится к свободе, но свободе
не для себя лично, а для людей своего пле-
мени, изгнанных врагами в глубь непроходи-
мого леса. Данко берет на себя тяжелую
миссию вывести людей к свету. Но путь этот
трудный и далекий. «Усталые и злые», лю-
ди начинают винить героя этой легенды в их
несчастье, приговаривая его к смерти. Но
Данко не обижается на уставших людей, он
выше этого. Разорвав себе грудь, он выры-
вает свое сердце и освещает им дорогу к
свету. Герой легенды, в отличие от Ларры,
счастлив, что отдал свою жизнь людям:
«Кинул взор вперед себя на ширь степи гор-
дый смельчак Данко — кинул он радостный
взор на свободную землю и, засмеялся гор-
до». И люди после его смерти обрели надеж-
ду. На примере Данко Горький показыва-
ет глубину нравственных сил человека, его
способность пожертвовать собой для блага
других. Но мы видим, что поступок Данко
не был оценен по достоинству: «Люди не за-
метили смерти героя и не видели, что еще-
пылает рядом с трупом его смелое сердце.
Только один осторожный человек заметил
это и, боясь чего-то, наступил на гордое серд-
це ногой… И вот оно, рассыпавшись в ис-
кры, угасло». Время таких героев, как Дан-
ко, еще не настало, — говорит этими строка-
ми Горький.
Но в «Песне о Соколе» мы видим, что сво-
бодолюбивые мысли романтического героя
Горького уже находят отзыв у окружающих.
Так, Сокол, рвущийся к небу, заразит своей
страстью «много смелых сердец», верит пи-
сатель. Даже Уж делает попытку взлететь
ввысь, но… «рожденный ползать летать не
может». Уж олицетворяет в «Песне о Соко-
ле» серое, однообразное существование, це-
лью которого является лишь забота о собст-
венном спокойствии. А небо доступно только
поистине храбрым и смелым, таким, кто, как
Сокол, одержим мечтой о свободе и новой
жизни. Храбрость Сокола, гибнущего в уще-
лье, Горький называет «безумством». «Капли
крови его горячей, как искры, вспыхнут во
мраке жизни», — утверждает Горький.
«Сила гнева, пламя страсти и уверенность
в победе» — всеми этими качествами облада-
ет романтический герой Горького Буревест-
ник. Предвестник бури, он жаждет ее и не
боится никаких потрясений. Наоборот, Буре-
вестник взмывает ввысь, чтобы «пронзить»
мрак, увидеть за тучами солнце. Буря у
Горького — это предзнаменование новой, луч-
шей жизни, протест против жалкого, убогого
существования. А Буревестник — герой, ко-
торый не боится перемен и жаждет свободы.
В «Песне о Буревестнике» Горький создает
образ героя-бунтаря, такого, каким является
идеал романтического героя писателя — не
только свободолюбивого, но и обладающего
волей к победе.
Созданные Максимом Горьким образы
романтического героя соответствовали духу
своего времени, требовавшего социальных
перемен. Но какими должны быть эти пере-
мены? По мнению Горького, перемены долж-
ны были быть революционными, что требова-
ло именно таких героев. Может быть, их даже
еще не было к моменту создания писателем
его романтических произведений. Ведь неда-
ром идеал романтического героя Горького во-
площен в Буревестнике — в птице, а не в че-
ловеке. В русской литературе XX века мы
встречаем разное отношение к революции —
от восторженного приветствия до полного
отрицания. Но как бы то ни было, у романти-
ческого героя Горького есть много общеприз-
нанных положительных человеческих ка-
честв. Это прежде всего свободолюбие, про-
тест против рутинности жизни, умение
служить людям.