Общественное движение 60-х гг. XIX в
В настоящее время считается общепризнанным, что художественная литература – искусство слова – развивается по своим собственным, внутренним законам. Выяснение этих законов является важнейшей задачей науки о литературе – литературоведения.
Писатели, драматурги, поэты, критики не существуют в некоем безвоздушном пространстве. Общественные движения, идейные споры, столкновения разных эстетических позиций не могут не волновать их в той или иной степени. В особенности это относится к переломным 60-м гг. XIX в.
Когда при изучении
После поражения России в Крымской войне, после смерти Николая I начинают ощущаться признаки оживления общественного движения. Новый царь – Александр II – вынужден был готовить, а потом провести крестьянскую реформу (отмену крепостного права в 1861 г.), а также другие крупные преобразования (военную, судебную, земскую реформы).
Несколько ослабла цензура. Вообще стало легче, что не могло не отразиться на развитии литературы, музыки, театра, живописи, науки (вспомните выдающиеся достижения
Уходила в прошлое целая эпоха, ознаменовавшаяся особо жестокими притеснениями всякой свободной мысли (1848-1855 гг. принято называть “мрачным семилетием”). За исключением сравнительно небольшой прослойки отчаянных консерваторов, крепостников, бюрократов, всем хотелось нового, все жаждали преобразований – хотя полного единогласия в осмыслении целей желаемых преобразований, разумеется, не было.
Чтобы стали понятнее те новые явления, идеи, настроения, о которых идет речь, можно процитировать отрывок из воспоминаний типичного шестидесятника Н. В. Шелгунова (“Из прошлого и настоящего”): “Это было удивительное время, время, когда всякий захотел думать, читать и учиться и когда каждый, у кого было что-нибудь за душой, хотел высказать это громко. Спавшая до того времени мысль заколыхалась, дрогнула и начала работать. Порыв ее был сильный и задачи громадные.
Не о сегодняшнем дне шла тут речь: обдумывались и решались судьбы будущих поколений, будущие судьбы всей России. Эта заманчивая работа потянула к себе всех более даровитых и способных людей и выдвинула массу молодых публицистов, литераторов и ученых, имена которых навсегда связались с историей русского просвещения…
Тогда… на пиру русской природы первое место принадлежало литератору. Никогда, ни раньше, ни после, писатель не занимал у нас в России такого почетного места… он стал наставником и учителем общественного строительства. В этом высоком положении заключалось для писателя и его нравственное обязательство быть достойным высоты, на которую его поставили общественные обязанности”.
- Общественное движение во время правления Александра III Общественное движение Ужесточение режима при Александре III сказалось на политической активности общества. Партия “Народная воля” была окончательно разгромлена в 1883 г., ее лидеры оказались либо в тюрьме, либо в эмиграции. В целом народническое движение переживало упадок. Многие народники отказались от активной политической деятельности и предпочли заниматься “малыми делами” – работать в земствах учителями, врачами, статистическими […]...
- Литературно-общественное движение в середине ХІХ столетия Идейная борьба. Ощущавшийся еще в начале XIX в. кризис феодально-крепостнической системы стал еще более острым в 40-е годы. Назревала явная необходимость кардинальных перемен во всех сферах русской жизни. Это признавалось и в секретных документах, предназначенных только для царской верхушки. Так, во “всеподданнейшем” отчете III отделения за 1839 г. говорилось: “Вообще весь дух народа направлен к […]...
- Общественное движение в эпоху правления Николая I Общественное движение Несмотря на поражение восстания декабристов и ужесточение полицейского режима, оппозиционные настроения в обществе сохранялись. Однако возникавшие в конце 1820-х – начале 1830-х гг. политические организации (кружки Н. П. Сунгурова, братьев Критских) быстро раскрывались полицией. В связи с ужесточением полицейского режима при Николае общественная активность в большей степени выражалась не в форме политической деятельности, […]...
- Движение литературы последней трети XIX в В русской жизни и в русской литературе последних десятилетий XIX в. происходят резкие и знаменательные перемены. Ушла в прошлое эпоха крепостного права. И хотя остатки крепостничества все еще ощущались и в экономике, и в политике, и в общественном сознании, однако чем дальше, тем все яснее становилось, что возврата к прошлому уже нет. Россия вступила на […]...
- Общественное содержание произведений Тургенева Иван Сергеевич Тургенев родился в Орле в 1818 грду. Вскоре семья Тургеневых переехала в Спасское-Лутовиново, которое и стало поэтической колыбелью будущего знаменитого писателя. В Спасском Тургенев научился глубоко любить и чувствовать природу. Ему не исполнилось еще и пятнадцати лет, когда он поступил в Московский университет на словесное отделение. В Московском университете Тургенев проучился недолго: родители […]...
- УРОК ГЕОМЕТРИИ В 8 КЛАССЕ на тему “Движение” УРОК ГЕОМЕТРИИ В 8 КЛАССЕ на тему “Движение” Методическая цель: Использование ИКТ в учебном процессе Тип урока: обобщающий Цели урока: Образовательные: Овладение навыком выполнения построений на уровне обязательной подготовки; Развивающие: А) совершенствование навыка: – построения симметричной фигуры относительно точки, прямой; – выполнения параллельного переноса, поворота; – применения свойств движения; – построения точки с заданными координатами […]...
- Литературно-общественное значение “Кавказского пленника” Пушкина Своеобразно, чисто художественным приемом – парадоксальным поворотом фабулы – ставится под сомнение в поэме и романтическая иллюзия о возможности для современного человека, скованного цивилизацией, вернуться вспять – обрести свободу в условиях патриархального строя. “Призрак свободы”, с которым и ради которого Пленник “полетел” на Кавказ, и в самом деле оказывается призрачным: герой становится рабом вольных черкесов. […]...
- Каким предстает белое движение в романе Булгакова “Белая гвардия”? Роман М. А. Булгакова “Белая гвардия” посвящен трагическим событиям 1918-1919 годов в Киеве – родном городе писателя. По воспоминаниям современников, власть в городе за эти годы менялась от 12 до 18 раз, сам же А. М. Булгаков утверждал, что переворотов было 14, из которых он лично пережил 10. Такая круговерть событий наглядно доказывает, что прочного […]...
- Движение внутреннего мира героя по роману Путешествие из Петербурга в Москву (Радищев А. Н.) “Путешествие из Петербурга в Москву” А. Н. Радищева является одним из величайших произведений русской литературы эпохи сентиментализма. В творчестве писателя отражены такие черты этого литературного направления, как расширение внутреннего мира человека, внимание к чувственному восприятию окружающего, стремление к реалистическому изображению действительности. Распространение сентиментально-реалистического направления в конце ХVIII века в России связано с распространением жанра “путешествий”. […]...
- Диссидентское движение в СССР в период застоя Диссидентское движение Благодаря возросшему уровню жизни социальная напряженность в обществе в целом снизилась по сравнению с началом 1960-х гг., хотя недовольство сложившейся ситуацией проявлялось в падении трудовой дисциплины. Основную опасность для власти представляло недовольство в среде интеллигенции. Различные формы инакомыслия, критики господствующей идеологии и политической системы получили название диссидентского движения. Признанными лидерами диссидентского движения стали […]...
- Права человека и общественное правосознание Когда заходит разговор о правах человека, то большинство людей непременно понимают под этим как раз то выражение, которое вынесено в заглавие настоящего очерка. И действительно: раз я – человек, то и право имею! Причем полное и без всяких оговорок. Но может ли быть так на самом деле? Ведь если все люди одновременно начнут требовать полной […]...
- Права человека и общественное правосознание (Я – человек, поэтому – право имею!) Когда заходит разговор о правах человека, то большинство людей непременно понимают под этим как раз то выражение, которое вынесено в заглавие настоящего очерка. И действительно: раз я – человек, то и право имею! Причем полное и без всяких оговорок. Но может ли быть так на самом деле? Ведь если все люди одновременно начнут требовать полной […]...
- Уход в революционное движение Герцена Снова перед Герценом встает вопрос о вариантности в жизни отдельных людей и в истории народов. Разными путями могла бы пойти жизнь Матвея. Сложись обстоятельства иным образом – и другая участь ожидала бы его. Однако случайность не отменяет закономерности. Ведь любые случаи выпадают в соответствии с вероятностью. А для массы русских крепостных Матвеев наиболее вероятны, с […]...
- Русский символизм как эстетическое и мистическое движение Главное различие между французскими и русскими символистами в том, что для французов символизм был всего лишь новой формой поэтического выражения, а русские сделали его еще и философией. Они увидели вселенную как систему символов. Для них все было значительным не только само по себе, но и как отражение чего-то другого. Известный сонет Бодлера Correspondances (Соответствия) с […]...
- Личное и общественное. Сопоставление стихотворений “Деревня” и “Вновь я посетил…” Борьба общественного и личного была извечным вопросом всей русской литературы XVIII-XIX веков. Поэты-классицисты утверждали приоритет гражданского. Вступая с ними в полемику, Жуковский вносит в поэзию лирическую струю. Его стихи приобретают личностную окраску, как все свойственное романтизму, и делят всю русскую поэзию на интимную, “погруженную” во внутренний мир, и общественную, обращенную к миру внешнему. Но “жизнь […]...
- Общественное значение комедии Н. В. Гоголя “Ревизор” Время, когда жил и творил Н. В. Гоголь, было отмечено крупными общественно-историческими событиями. Детские годы писателя совпали с разгромом Наполеона в Отечественной войне 1812 года, выходом России на широкую международную арену. Юношеские годы Николая Гоголя относятся к периоду, когда декабристы строили планы революционного переустройства России, а затем открыто выступили против самодержавия и крепостничества. На литературное […]...
- Движение декабристов Движение декабристов Отход Александра I от реформаторских планов начала царствования вызвал образование среди дворян тайных обществ, ставивших целью установление конституционного строя в России и ликвидацию крепостного права. Первые такие общества стали появляться после возвращения русской армии из заграничных походов, участниками которых были многие герои войны, побывавшие за границей и вдохновленные европейскими порядками. Впоследствии члены этих […]...
- Движение Ф. Стендаля к реализму Отклоняя классицистические каноны, Стендаль вместе с тем признавал существование “железных законов” реальности и необходимость их познания художником. Он гласил: “Необходимо, чтобы воображение усвоила железные законы реального мира и, соответственно, корректировалась ими”. Это выводило его за пределы романтизма, для которого воображение было и средством познания мира, и художественной реализацией этого познания. Стендаль считал, что воображение может […]...
- Социалистическое и буржуазно-демократическое антивоенное движение в политике и литературе Новый динамизм литературной жизни не был неожиданным. Он стал своеобразным проявлением мощных сдвигов, происходивших в мировом историческом процессе и сопровождавшихся настолько далеко идущими последствиями, что их трудно было предугадать в начале нового века. Каменщик Йон, ужаснувшись, воскликнул, что все здание “может в любой момент рухнуть”, и в этих словах его выразились не только предчувствия, связанные […]...
- Автор и его герой в поэме “Василий Теркин”. Движение сюжета поэмы В “Василии Теркине” мало противопоставлений, зато много движения, развития – прежде всего в образах главного героя и автора, их контактах между собой и с другими персонажами. Первоначально они дистанцированы: во вступлении Теркин объединяется только с хорошей поговоркой или присказкой – и наоборот, слова о правде автор произносит явно от себя. Несходство еще более углубляется в […]...
- Конспект урока по истории “Хозяйство, общественное устройство и культура гуннов” 6 класс Урок по истории Казахстана Тема урока: ” Хозяйство, общественное устройство и культура гуннов “ (6 класс) Ескалиева Зульфия Мутиголлиевна, Учитель истории и обществознания Учебно-воспитательные задачи: 1. Образовательная: познакомить учащихся с хозяйственной деятельности гуннов, особенностями культурного наследия 2. Воспитательная: воспитывать уважение, гордость за свою строку и культуру своего народа. 3. Развивающая : формировать умение работать в […]...
- Личное и общественное. Сопоставление стихотворений А. Пушкина “Деревня” и “…Вновь я посетил…” Стихотворения Пушкина “Деревня” и “…Вновь я посетил…” разделяют шестнадцать лет. Творческую биографию поэта условно делят на несколько периодов. Конечно, эти стихотворения принадлежат к разным периодам: “Деревня” (1819 год) – петербургский; “…Вновь я посетил…” (1835 год) – зрелые годы. Итак, рассмотрим на примере этих стихотворений эволюцию Пушкина-поэта, Пушкина-гражданина и Пушкина-человека. Интересен жанр стихотворений. В “Деревне” молодой […]...
- Сочинение на тему: “Общественное мнение влияет на ценность произведения искусства?” Общество-это толпа, которой диктует мнение СМИ. По этому я думаю, что общественное мнение называется модой. В своих произведениях искусства авторы поднимают важные вопросы всех времен и народов. Несмотря на то что мораль в целом всегда остается неизменной, общество все же деградирует. Чаще всего люди искусства создают свои творения под впечатлением окружающего мира. Если в девятнадцатом […]...
- “Книга для каждого освещает наше личное движение к истине”. М. Пришвин. (По одному из произведений русской литературы.) (1) “Книга для каждого освещает наше личное движение к истине”. М. Пришвин. (По одному из произведений русской литературы.) Роман Михаила Булгакова “Мастер и Маргарита”, над которым автор работал до последнего дня своей жизни, остался в его архиве и был опубликован в тысяча девятьсот шестьдесят шестом – тысяча девятьсот шестьдесят седьмом годах в журнале “Москва”. Этот роман […]...
- История литературы: Романтическое движение в немецкой литературе Романтическое движение в немецкой литературе началось на исходе столетия. Новые, тенденции возникли в творчестве писателей, детство которых пришлось на годы Французской революции.1789 г., а юность – на первые послереволюционные годы. Романтикам довелось остро почувствовать и силу напора исторического развития, и упрямую сопротивляемость феодально-бюргерской Германии такому ходу истории. В послереволюционной Европе, несмотря на противодействие дворянства и […]...
- “Книга для каждого освещает наше личное движение к истине” (М. Пришвин)(на литературном материале XIX-XXIв.) Если говорить о том, кто из писателей начала 20 века произвел на меня наибольшее впечатление, то следует сказать, конечно, об А. И. Куприне. Принято считать, что это писатель скорее “второго эшелона”, хороший беллетрист и не более. Однако повесть А. И. Куприна “Поединок” стала своеобразным взрывом, шоком для читателей. Это произведение рассказало всю правду о российской […]...
- Есть чувства, восполняющие и затмевающие разум, а есть разум, охлаждающий движение чувств (ЕГЭ по русскому) В данной цитате разум и чувства выступают в роли антагонистов. Но в то же время в них есть нечто, объединяющее их. Они дополняют друг друга. Если допустить победу одного над другим, равновесие нарушится, и это может повлечь за собой необратимые последствия. Нужно контролировать свои чувства, не давать им переосилить разум. Это очень важно не только […]...
- “Вечное движение”: об одной детали у Пушкина и Островского В незавершенной драме Пушкина “Сцены из рыцарских времен” (1835) и в драме Островского “Гроза” (1859), между которыми, казалось бы, трудно отыскать нечто общее, совпадают, однако, несколько деталей и сюжетных ситуаций. Вот одна из них. К богатому купцу обращается нищий изобретатель-самоучка: просит денег для проведения каких-то опытов или для реализации своих изобретений. У Пушкина это монах […]...
- Анархистское движение – центральная тема романа “Алая заря”; Пио Барохи В этом и некоторых других романах привычная схема романа-пикарески усложняется. Роман-панорама социальной действительности становится одновременно и романом идей, в котором сталкиваются не только различные судьбы, но и разные точки зрения на жизнь. Обращаясь к подобному “роману-беседе”, “роману-диалогу”, Бароха, по выражению Асорина, “анализирует, разбирает все теории, все идеи; он их взвешивает, просеивает, пересматривает…”. Делает он это, […]...
- Что же такое жизнь, как не машина, которую приводят в движение деньги? (По повести О. Бальзака “Гобсек”) Образ скупца и накопителя не нов в мировой литературе. Похожий тип изображен в драме – “Венецианский купец” В. Шекспира и в комедии “Скупой” Ж. Б. Мольера. К созданию образа Гобсека автора привели наблюдения над жизнью буржуазного общества, отдельные моменты повести автобиографичны. Герой Бальзака учится на факультете права в Сорбонне и работает клерком в конторе стряпчего, […]...
- Движение “театра абсурда” (или “нового театра”) На практике театр абсурда отрицает реалистичные персонажи, ситуации и все другие соответствующие театральные приемы. Время и место неопределенны и изменчивы, даже самые простые причинные связи разрушаются. Бессмысленные интриги, повторяющиеся диалоги и бесцельная болтовня, драматическая непоследовательность действий, – все подчинено одной цели: созданию сказочного, а может быть и ужасного, настроения. На становление драмы абсурда повлияла сюрреалистическая […]...
- Классики русской литературы XX века и революционное движение (Литература XX века) Русская художественная литература XIX века блистает длинным рядом имен, давно получивших не только национальное, но и мировое признание. В этот классический ряд выстроились такие изумительные фигуры, как Грибоедов, Пушкин, Гоголь, Лермонтов, Тургенев, Достоевский, Толстой и другие – вплоть до Чехова. Все они вышли из определенной социальной среды, каждый из них был тесными узами связан со […]...
- Евгений Маймин о романе “Воскресение” Есть что-то знаменательное в том, что последний Роман Толстого, “Воскресение”, – роман, в котором Толстой осветил с новой точки зрения всю русскую действительность и все общественное и государственное устройство России, – был также последним, как бы завершающим романом всей русской литературы ХIХ века. И дело тут не в одной хронологии (“Воскресение” появилось в свет в […]...
- Тест по истории “Крымская война” 8 класс Тест по теме “Крымская война” 1. Выберите дату правления Николая I: А) 1801-1825; б) 1825-1855; в) 1762-1796. 2. Укажи годы, когда проходила Крымская война: А) 1853-1855 гг.; б) 1855-1856 гг.; в) 1853-1856 гг. 3. В Европе Крымскую войну называли: А) Северной; б) Восточной; в) Западной. 4. На стороне Турции выступили: А) Англия; б) Пруссия; в) […]...
- И. Ф. Анненский. Материалы и исследования В один из дней, когда шла работа над этой рецензией, гостем телепередачи “Школа злословия” стал известный деятель современного поэтического движения. В диалоге возникло и имя Иннокентия Анненского и даже состоялось оживленное обсуждение, реализовался ли автор “Тихих песен” как творческая личность или все же нет. Подробности позиций оппонентов здесь не так важны, любопытно, что сам по […]...
- Ломоносов как ученый общественный деятель (Ломоносов М. В.) Разносторонней была деятельность Ломоносова в области культуры. Самым замечательным было в нем сочетание ученого, общественного деятеля и поэта. Как ученый Ломоносов работал в области многих наук, обнаружив необычайную широту и разносторонность своих дарований, исключительную творческую одаренность. Он сделал много важнейших открытий, особенно в любимых им науках – физике и химии. Так, опередив на сто лет […]...
- Биография Анненков Павел Васильевич (1.07.1813 – 20.03.1887) Анненков, Павел Васильевич [19.VI(1.VII).1813, по другим данным 18(30).VI.1812, Москва, – 8(20).III.1887, Дрезден] – русский литературный критик и мемуарист. Родился в семье помещика Симбирской губернии. Учился в Горном институте, был вольнослушателем филологического факультета Петербургского университета. В 40-е годы был близок с В. Г. Белинским, Н. В. Гоголем, А. И. Герценом, позднее с И. […]...
- Достижения Ломоносова Гордостью русской науки и литературы был Михаил Васильевич Ломоносов. Ученый-энциклопедист, сделавший открытия во многих областях науки – физике, химии, математике, механике, он сыграл большую роль в развитии русской культуры и литературы. М. В. Ломоносов в соответствии с принципами классицизма упорядочил и систематизировал русский литературный язык. Он создал учение о стилях языка. Все современное ему словарное […]...
- Школа чистого искусства в российской поэзии В Русской литературе XIX-го века все больше получала популярность концепция “чистого искусства” или “искусства ради искусства”. Признаки стремления к этой концепции можно найти в литературе разных стран. Еще древние понимали, что формальная красота – абсолютно бессмысленна, с точки зрения утилитарного подхода, но она очень высоко цениться, потому что предназначена для души. В эстетике XIX – […]...
- Рекомендованная литература (к гл. IX) Рекомендованная литература (к гл. IX) Введение в литературоведение. Литературное произведе-ние Под ред. Л. В. Чернец. М., 2002. Введение в литературоведение. Хрестоматия: Учебное посо-бие Под ред. П. А. Николаева, А. Я. Эсалнек. М., 2006 Волков И. Ф. Теория литературы. М., 1995. (Разделы о родах и жанрах литературы и о литературных направлениях.) Кожинов В. В. К проблеме […]...