Личное и общественное. Сопоставление стихотворений А. Пушкина «Деревня» и «…Вновь я посетил…»

Стихотворения Пушкина «Деревня» и «…Вновь я посетил…» разделяют шестнадцать лет. Творческую биографию поэта условно делят на несколько периодов. Конечно, эти стихотворения принадлежат к разным периодам: «Деревня» (1819 год) — петербургский; «…Вновь я посетил…» (1835 год) — зрелые годы.

Итак, рассмотрим на примере этих стихотворений эволюцию Пушкина-поэта, Пушкина-гражданина и Пушкина-человека.
Интересен жанр стихотворений. В «Деревне» молодой Пушкин экспериментирует, соединяя два жанра (элегию и политическую

сатиру), тем самым разделяя все произведение на две части. Стихотворение «…Вновь я’ посетил…» по жанру представляет собой элегию. Причем, в обоих стихотворениях автор соединяет себя с природой.

Так, променяв «порочный двор» на «мирные дубравы», лирический герой оказывается не только на лоне природы, но и «погружается» в себя, в свой духовный мир.
Вообще оба стихотворения построены так: сначала описание «уголка» земли (кстати, одного и того же — Михайловского), а затем переход к отвлеченным мыслям. Каков же образ природы в обоих произведениях? Несомненно, пейзаж

Пушкина психологический, причем лирический герой и природа едины.

Так, в стихотворении «Деревня» «тишина полей» знаменует душевное спокойствие, «темный сад» можно воспринимать как символ души…
Но «…десять лет ушло с тех пор»… Поэтому-то в стихотворении «…Вновь я посетил…» возникает мотив перемен («иные берега, иные волны»), причем сам поэт замечает, что переменился и он. Все вроде бы прежнее, но все другое…

Другое и отношение Пушкина к жизни.
Стихотворение «Деревня» входит в вольнолюбивую лирику поэта. Действительно, Пушкин поднимает в нем тему свободы (в первой части: это прежде всего внутренняя свобода, свобода творчества, во второй — свобода общественная, «свобода Родины»).
В стихотворении «…Вновь я посетил…» главной темой становится тема неумолимого времени, которое-то и не дает свободы человеку. К этому периоду своей жизни Пушкин уже понимает невозможность абсолютной свободы. Свободна лишь сама жизнь.
Оба стихотворения построены на антитезе: на лексической («лоно счастья, забвенья» и «ужасная мысль», «толпа» и «народ»), фонетической, интонационной (сложный синтаксис второй части «Деревни» и появление восклицаний во второй части «…Вновь…»), ассоциативной и смысловой.
Фигура эллипса и инверсия в обоих произведениях создают образ нашей многоликой жизни. Особенно часто встречается инверсия во «…Вновь я посетил…» («переменился я», «жил я», «не слышу я»), которая, чередуясь с обыкновенным порядком слов («я сиживал», «я проезжал»), рисует жизнь, ставящую человека в самые различные ситуации.
Если просчитать словарь стихотворений, то можно заметить, что чаще всего употребляются прилагательные-эпитеты («лесистый» холм, «златые» нивы, «полосатые» нивы, «убогий» невод, «пустынный» уголок, «влажные» берега, «угрюмый» сон), затем существительные и, наконец, глаголы. Во второй части «Деревни», написанной в традициях XVIII века, эпитеты становятся оценочными («убийственный» позор, барство «дикое», «бесплодный» жар).
В первой части стихотворения «Деревня» чувствуется влияние лирики Жуковского, вторая же часть этого произведения — безусловно подражание Ломоносову и Державину. Отсюда использование приемов синекдохи («покорствуя бичам»), гиперболы (гиперболично все описание), аллегории («неумолимый владелец»), олицетворения отвлеченных понятий («Позор», «Судьба», «Закон», «Рабство», «Заря»…). Анафора создает решительную интонацию.
И Рабство, падшее по манию царя,
И над отечеством Свободы просвященной…
Вторая же часть «…Вновь я посетил…» написана в собственно пушкинских традициях.
Если согласиться, что «существо поэтической техники состоит в периодических возвратах», то таким повтором в обоих стихотворениях станет мотив перемен. Так, меняется жизнь лирического героя на лоне природы в первой части «Деревни», жаждет изменений он во второй; стихотворение же «…Вновь я посетил…» все построено на этом мотиве.
Повторяются тематически и многие метафоры («уголок земли» — «уголок», «равнины» — «стелется широко»), создавая при этом таинственное мерцание Смысла.
Итак, можно сделать вывод: меняется не только все мировоззрение Пушкина, но на протяжении этих шестнадцати лет оттачивается и мастерство его как поэта и художника…


Личное и общественное. Сопоставление стихотворений А. Пушкина «Деревня» и «…Вновь я посетил…»