Диссидентское движение в СССР в период застоя
Диссидентское движение
Благодаря возросшему уровню жизни социальная напряженность в обществе в целом снизилась по сравнению с началом 1960-х гг., хотя недовольство сложившейся ситуацией проявлялось в падении трудовой дисциплины. Основную опасность для власти представляло недовольство в среде интеллигенции. Различные формы инакомыслия, критики господствующей идеологии и политической системы получили название диссидентского движения.
Признанными лидерами диссидентского движения стали академик А. Д. Сахаров и писатель А. И.
Все диссиденты отстаивали необходимость соблюдения демократических прав и свобод в СССР, однако их политические взгляды были весьма разнообразны: от идей возвращения к ленинизму до реставрации монархии. Наиболее многочисленной группой среди диссидентов были приверженцы западных либеральных ценностей. Диссиденты распространяли свои взгляды через сочинения, нелегально напечатанные в СССР (“самиздат”) или за рубежом (“тамиздат”), В борьбе с диссидентским движением власти применяли аресты, ссылки и тюрьмы, высылку из Советского Союза за рубеж, принудительное помещение в психиатрическую
В структуре Комитета государственной безопасности (КГБ) было создано специальное Пятое управление по борьбе с инакомыслием.
- Внешняя политика СССР в период застоя Внешняя политика Во второй половине 1960-х гг. отношения между СССР и США продолжали оставаться напряженными. Это было связано с войной США во Вьетнаме (1965-1975), в которой СССР поддерживал коммунистическое правительство Северного Вьетнама, а также с ближневосточным конфликтом, в котором США оказывали поддержку Израилю, а СССР – арабским странам. Напряженность ощущалась и в социалистическом лагере. В […]...
- Консервация политического режима СССР в период застоя Консервация политического режима Лозунгом нового руководителя партии Л. И. Брежнева во внутренней политике стала “стабильность”. Это означало отказ от “перетряхивания” кадров и частой смены руководящего состава, происходившей при Хрущеве, и впоследствии дало основания назвать эпоху правления Брежнева “застоем”. Фактическая несменяемость высшего руководства привела к тому, что средний возраст членов Политбюро ЦК КПСС к концу 1970-х […]...
- Социально-экономическое развитие СССР в период застоя Социально-экономическое развитие Наметившиеся в начале 1960-х гг. кризисные явления в экономике обусловили необходимость проведения реформ, направленность которых была предметом долгих дискуссий между экономистами. В 1965 г. постановлением Совета министров были определены основные положения экономической реформы, которая по имени главы правительства А. Н. Косыгина получила название косыгинской. Основные положения косыгинской реформы: отмена учрежденных Хрущевым совнархозов, возврат […]...
- 20.1.2. Литература и искусство в СССР в период с 1917 по середину 1930-х гг Литература и искусство характеризуются следующими моментами. Главная тенденция развития литературы в 1920-х – середине 1930-х гг. – переход от множественности и свободы творчества к господству соцреализма и установлению государственного контроля. В 1920-е гг. сохранялась свобода литературы, множественность творческих подходов и связанных с ними литературных объединений. Их можно разделить на две группы: сторонники возникшей в 1920-х […]...
- Образование СССР Образование СССР К концу Гражданской войны практически на всех территориях бывшей Российской империи, за исключением Польши и Прибалтики, установилась советская власть. Находясь во враждебном окружении капиталистических стран, советские республики, возникшие на месте распавшейся империи, испытывали необходимость объединения. В 1922 г. развернулось обсуждение того, какую форму должно принять это объединение. Народный комиссар РСФСР по делам национальностей […]...
- Политические реформы в период перестройки Политические реформы Наряду с перестройкой Горбачев выдвинул лозунги гласности и демократизации политической системы. Были освобождены находящиеся в заключении диссиденты, возобновилась реабилитация пострадавших от политических репрессий при Сталине. В средствах массовой информации началось открытое обсуждение проблем прошлого и настоящего, стали появляться критические материалы сначала о сталинском периоде, затем о Ленине и коммунистической идеологии в целом. В […]...
- Внешняя политика в период нэпа Внешняя политика После победы красных в Гражданской войне и неудачной иностранной интервенции перед Советским государством встала задача налаживания мирных отношений с капиталистическими странами. В 1922 г. с этой целью была созвана Генуэзская конференция, на которой Россию представлял народный комиссар иностранных дел Г. В. Чичерин. Западные страны потребовали от советского правительства возвращения долгов царского и Временного […]...
- Краткая история СССР в датах. История СССР В начале XX столетия царская Россия оказалась на пороге Февральской революции. Старый режим исчерпал себя, а революция только завершила распад монархии. Более того, новая власть в лице большевиков уже была готова взять контроль в свои руки и вытеснить старое правительство. Большевизм предусмотрительно был подготовлен В. И. Лениным и составил ядро Временного правительства. Однако политический хаос […]...
- Внешняя политика в период оттепели Внешняя политика В 1950-е гг. происходит дальнейший рост внешнеполитического влияния СССР, в особенности в странах так называемого третьего мира, недавно освободившихся от колониальной зависимости и занимавших нейтральное положение между двумя противоборствующими блоками. Советский Союз оказывает многим государствам Азии и Африки значительную экономическую помощь в обмен на политическую поддержку. В 1955 г. оформляется политический союз социалистических […]...
- СССР и союзники в Великой Отечественной войне СССР и союзники. После нападения Германии на СССР в 1941 г. Великобритания и США выразили поддержку Советскому Союзу. Начала складываться антифашистская, или антигитлеровская, коалиция между тремя странами. Соединенные Штаты оказывали Советскому Союзу экономическую помощь по программе ленд-лиза (долгосрочной аренды). По ленд-лизу в СССР поставлялись некоторые виды военной техники и транспорта, оборудование, боеприпасы, одежда, продукты питания. […]...
- Тест “Образование СССР” 9 класс Образование СССР Кто разработал проект создания единого Советского государства на принципах автономного устройства его территорий: А) В. И. Ленин; б) С. Орджоникидзе; в) И. В. Сталин? Отметьте четыре советские республики, которые первоначально вошли в состав СССР: А) РСФСР, Украина, Белоруссия, Грузия; Б) РСФСР, Украина, Белоруссия, Закавказская Федерация; В) РСФСР, Украина, Белоруссия, Молдавия. Когда была принята […]...
- Тест “Духовная жизнь СССР в 30-е гг.” 9 класс Духовная жизнь СССР в 30-е гг. Какие процессы характеризуют состояние советской образовательной системы в 1930-е гг.: А) создание государственной системы образования; Б) внедрение в образовательный процесс передовых достижений мировой педагогической мысли; В) идеологизация образования; Г) обеспечение всеобщего и бесплатного начального образования; Д) обеспечение всеобщего и бесплатного среднего образования? В 1930-е гг. была разгромлена “школа Покровского”. […]...
- Внешняя политика в период перестройки Внешняя политика С началом перестройки М. С. Горбачевым была выдвинута концепция “нового политического мышления”, подразумевавшая приоритет общечеловеческих ценностей над классовыми и идеологическими, отказ от гонки вооружений и участия в военных конфликтах. В рамках этого нового внешнеполитического курса в 1987 г. между СССР и США Горбачевым и президентом Р. Рейганом было подписано соглашение о сокращении ядерного […]...
- 20.3.1. Государственная политика в отношении искусства в Третий период развития советской культуры 20.3.1. Государственная политика в отношении искусства В целом можно выделить три периода в отношении государства к искусству: период “оттепели” при Н. С. Хрущеве (середина 1950-х – середина 1960-х гг.): проведение встреч руководителей партии с деятелями культуры (в 1957,1962 и уже после отставки Н. С. Хрущева – в 1963 г.); реабилитация осужденных ранее представителей творческой интеллигенции […]...
- Конспект урока по истории “Распад СССР и образование СНГ” 11 класс ФИО автора материала: Якушева Лилия Владимировна Место работы: МБОУ СОШ №15 г. Сургут ХМАО-Югра Должность автора: Учитель истории и обществознания Предмет: История России, 11 класс. Тема урока: “Распад СССР и образование СНГ” (завершающий тему “Советский Союз в последние десятилетия своего существования”) Форма организации занятия: урок-лекция с элементами беседы и дискуссии. Цели урока: – обучающие: формирование […]...
- Межнациональные отношения в период перестройки Межнациональные отношения Оживление политической жизни одновременно с ухудшением экономической ситуации привело к росту влияния во многих республиках националистических сил. Первые столкновения на национальной почве произошли в Казахстане в 1987 г. в результате недовольства назначением нового руководителя республики, русского по национальности. В 1988 г. начался конфликт в автономной области Нагорный Карабах, жители которой, преимущественно армяне, выступили […]...
- Перестройка и распад СССР – Накануне перемен Накануне перемен В 1982 г. после смерти Л. И. Брежнева новым генеральным секретарем ЦК КПСС стал Ю. В. Андропов, ранее возглавлявший КГБ. Он признал наличие в обществе серьезных проблем и необходимость преобразований. Андропов начал борьбу с коррупцией в высших эшелонах власти и с хищениями в системе государственной торговли, были заведены уголовные дела, в том числе […]...
- Контрольная работа по истории “Перестройка в СССР” 11 класс ВАРИАНТ 1 1.Что из перечисленного можно определить как причину перестройки? А)обострение отношений с США в нач.80-х гг. Б)успехи социальной политики СССР В)гонка вооружений подрывала экономику СССР 2.Какие реформы политической системы относятся к периоду перестройки? (неск. букв) А)созыв съезда народных депутатов СССР Б)образование Государственной Думы в)введении поста Президента Г)отмена 6-ой статьи Конституции 3.Найдите правильное высказывание: А)политические […]...
- Внутрипартийная борьба в период нэпа Внутрипартийная борьба. Неустойчивое международное положение Советского государства оказывало немалое влияние и на положение внутри страны. Большевики пришли к власти в расчете на то, что пролетарская революция в ближайшее время победит не только в России, но и в передовых странах Европы, которые затем помогут России в движении к социализму. К началу 1920-х гг. стало ясно, что […]...
- Индустриализация СССР во второй половине 1920-х – конце 1930-х гг Индустриализация Ускоренная, или форсированная, индустриализация началась в 1928 г. с принятием первого пятилетнего плана развития народного хозяйства (такие планы стали называться пятилетками). В 1929 г. плановые задания скорректированы в сторону увеличения, поставлена задача выполнить пятилетку за 4 года. Индустриализация была направлена в первую очередь на развитие тяжелой промышленности, что было необходимо для обеспечения экономической независимости […]...
- Движение декабристов Движение декабристов Отход Александра I от реформаторских планов начала царствования вызвал образование среди дворян тайных обществ, ставивших целью установление конституционного строя в России и ликвидацию крепостного права. Первые такие общества стали появляться после возвращения русской армии из заграничных походов, участниками которых были многие герои войны, побывавшие за границей и вдохновленные европейскими порядками. Впоследствии члены этих […]...
- Внутренняя политика СССР после Великой отечественной войны Внутренняя политика Холодная война оказала существенное влияние также на внутриполитический климат в СССР. Наличие внешней угрозы обусловило новое ужесточение политического курса и широкое применение репрессивных методов, хотя и не в таких значительных масштабах, как до войны. Вплоть до начала 1950-х гг. сохранялась напряженная обстановка в Западной Украине и Прибалтике, где действовали антисоветские вооруженные формирования бандеровцев […]...
- 20.2. Культура СССР в годы до и после Великой Отечественной Войны 20.2. Культура СССР в середине 1930-х – середине 1950-х гг. Характерные черты культуры и искусства до и после войны Характерными чертами культуры и искусства в до- и послевоенный период были следующие. Тотальный контроль власти над духовной культурой, господство марксистской идеологии (в переработке И. В. Сталина и В. В. Струве) в науке и общественной жизни, а […]...
- Человек и власть. Драматизм судьбы умного искреннего человека в эпоху застоя В чем заключается драматизм судьбы умного искреннего человека в эпоху застоя-вот проблема, над которой рассуждает Н. В. Горланова. Автор данного текста с болью описывает судьбу советской учительницы Елены Николаевны. Н. В Горланова рассказывает, как безжалостно относились к поистине искренним и умным людям в эпоху застоя, как эту учительницу выжили из элитной школы. И она ушла […]...
- История развитие ВНО (военно-научного общества) в СССР Буквально с первых лет становления и развития первого в мире Советского государства возникла необходимость в большом количестве грамотных и подготовленных в военном деле защитников страны. Вопрос стоял так остро, что его решение было реализовано в тысяча девятьсот двадцатом году. Создание первой структуры – ВНО (военно-научное общество). С первых дней оно занялось обучением и ознакомлением военному […]...
- Политические репрессии СССР во второй половине 1920-х – конце 1930-х гг Политические репрессии. Переход к полному огосударствлению экономики привел к возрастанию роли и численности бюрократического аппарата. Именно руками этого аппарата, который вербовался в основном из рабочих и крестьян, осуществлялась “революция сверху”, сопровождавшаяся острыми социальными конфликтами (иногда, как в годы коллективизации, эти конфликты достигали состояния “малой гражданской войны”). Власть мотивировала управленцев высокими денежными окладами и привилегиями. В […]...
- Общественное движение во время правления Александра III Общественное движение Ужесточение режима при Александре III сказалось на политической активности общества. Партия “Народная воля” была окончательно разгромлена в 1883 г., ее лидеры оказались либо в тюрьме, либо в эмиграции. В целом народническое движение переживало упадок. Многие народники отказались от активной политической деятельности и предпочли заниматься “малыми делами” – работать в земствах учителями, врачами, статистическими […]...
- Конспект урока по истории “Обобщение и систематизация знаний по Великой Отечественной Войне СССР 1941-1945 гг.” 11 класс Урок мужества в 11 классе в рамках месячника патриотического воспитания учащихся. Преподаватель: учитель истории и обществознания первой квалификационной категории Каплевская С. В. Тема: “Обобщение и систематизация знаний по Великой Отечественной Войне СССР 1941-1945 гг.” в 11 классе. (урок рассчитан на 2 часа) Цели урока: 1. Повторить, обобщить и систематизировать знания по Великой Отечественной войне; 2. […]...
- Рецензия на повесть В. Л. Стронгина “Игры с сатириком в эпоху застоя” Повесть “Игры с сатириком в эпоху застоя” входит в новую книгу писателя Варлена Стронгина “Двойник Сталина”. Все произведения автора, включенные в сборник, – будь то рассказ о репрессивном лагере “Двойник Сталина” или сюжеты более близкого нам времени, названного эпохой застоя (упомянутая повесть, рассказ “Письма академику Сахарову”), – объединяет одна главная тема: та внутренняя рабская несвобода, […]...
- Постобэриутский период Вплоть до 1930 года Хармсу и Введенскому время от времени удавалось выступать с чтением своих стихов на небольших вечерах в студенческих общежитиях, клубах и т. п., зарабатывая на жизнь сочинением детских рассказов и стихотворений, в чем им помог С. Маршак. Оба поэта, в общем, относились к этому виду творчества по-разному: Хармс вкладывал в него немного […]...
- Социально-экономическое развитие в период оттепели Социально-экономическое развитие В период нахождения Г. М. Маленкова на посту главы правительства была предпринята значительная корректировка экономического курса, направленная на то, чтобы ликвидировать отставание сельского хозяйства. Были снижены налоги на личное подсобное хозяйство колхозников, списаны долги колхозов и повышены закупочные цены на сельскохозяйственную продукцию. С 1954 г. началось освоение целинных и залежных земель Казахстана. Все […]...
- Общественное движение в эпоху правления Николая I Общественное движение Несмотря на поражение восстания декабристов и ужесточение полицейского режима, оппозиционные настроения в обществе сохранялись. Однако возникавшие в конце 1820-х – начале 1830-х гг. политические организации (кружки Н. П. Сунгурова, братьев Критских) быстро раскрывались полицией. В связи с ужесточением полицейского режима при Николае общественная активность в большей степени выражалась не в форме политической деятельности, […]...
- Анархистское движение – центральная тема романа “Алая заря”; Пио Барохи В этом и некоторых других романах привычная схема романа-пикарески усложняется. Роман-панорама социальной действительности становится одновременно и романом идей, в котором сталкиваются не только различные судьбы, но и разные точки зрения на жизнь. Обращаясь к подобному “роману-беседе”, “роману-диалогу”, Бароха, по выражению Асорина, “анализирует, разбирает все теории, все идеи; он их взвешивает, просеивает, пересматривает…”. Делает он это, […]...
- Тест “Духовная жизнь СССР в 20-е гг.” 9 класс Духовная жизнь СССР в 20-е гг. Когда был принят Декрет о введении в РСФСР всеобщего начального обучения: А) в октябре 1917 г.; б) в декабре 1919 г.; в) в августе 1925 г.? Кому из видных русских ученых были согласно постановлению СНК РСФСР от 24 января 1921 г. предоставлены персональные льготы: А) И. В. Мичурину; б) […]...
- Автор и его герой в поэме “Василий Теркин”. Движение сюжета поэмы В “Василии Теркине” мало противопоставлений, зато много движения, развития – прежде всего в образах главного героя и автора, их контактах между собой и с другими персонажами. Первоначально они дистанцированы: во вступлении Теркин объединяется только с хорошей поговоркой или присказкой – и наоборот, слова о правде автор произносит явно от себя. Несходство еще более углубляется в […]...
- Первый съезд Союза писателей СССР Провозглашение метода социалистического реализма основным в новой литературе. Съезду предшествовало постановление ЦК ВКП(б) от 23 апреля 1932 г. “О перестройке литературно-художественных организаций”, которым упразднялись многие литературные организации – и прежде всего РАПП (Российская ассоциация пролетарских писателей) – и создавался единый Союз писателей. Его целью объявлялось “объединить всех писателей, поддерживающих платформу Советской власти и стремящихся участвовать […]...
- Повесть Стронгина “Игры с сатириком в эпоху застоя” Повесть “Игры с сатириком в эпоху застоя” входит в новую книгу писателя Варлена Стронгина “Двойник Сталина”. Все произведения автора, включенные в сборник, – будь то рассказ о репрессивном лагере “Двойник Сталина” или сюжеты более близкого нам времени, названного эпохой застоя (упомянутая повесть, рассказ “Письма академику Сахарову”), – объединяет одна главная тема: и внутренняя рабская несвобода, […]...
- УРОК ГЕОМЕТРИИ В 8 КЛАССЕ на тему “Движение” УРОК ГЕОМЕТРИИ В 8 КЛАССЕ на тему “Движение” Методическая цель: Использование ИКТ в учебном процессе Тип урока: обобщающий Цели урока: Образовательные: Овладение навыком выполнения построений на уровне обязательной подготовки; Развивающие: А) совершенствование навыка: – построения симметричной фигуры относительно точки, прямой; – выполнения параллельного переноса, поворота; – применения свойств движения; – построения точки с заданными координатами […]...
- Общественное движение 60-х гг. XIX в В настоящее время считается общепризнанным, что художественная литература – искусство слова – развивается по своим собственным, внутренним законам. Выяснение этих законов является важнейшей задачей науки о литературе – литературоведения. Писатели, драматурги, поэты, критики не существуют в некоем безвоздушном пространстве. Общественные движения, идейные споры, столкновения разных эстетических позиций не могут не волновать их в той или […]...
- Сочинение по повести Стронгина “Игры с сатириком в эпоху застоя” Повесть “Игры с сатириком в эпоху застоя” входит в новую книгу писателя Варлена Стронгина “Двойник Сталина”. Все произведения автора, включенные в сборник, – будь то рассказ о репрессивном лагере “Двойник Сталина” или сюжеты более близкого нам времени, названного эпохой застоя (упомянутая повесть, рассказ “Письма академику Сахарову”), – объединяет одна главная тема: та внутренняя рабская несвобода, […]...