В Русской литературе XIX-го века все больше получала популярность концепция «чистого искусства» или «искусства ради искусства». Признаки стремления к этой концепции можно найти в литературе разных стран. Еще древние понимали, что формальная красота — абсолютно бессмысленна, с точки зрения утилитарного подхода, но она очень высоко цениться, потому что предназначена для души.
В эстетике XIX — го века были популярны идеи И. Канта о «независимости суждений вкуса». Романтики придерживались мнения о свободе вдохновения. А. Пушкин выделял мысль о независимости поэта от мнения толпы. Именно в эпоху романтизма появился термин — «искусство ради искусства».
Одним из первых его употребил Т. Готье.
В 19 веке появляется теория. Основными ее признаками являются: утверждение самостоятельности искусства, его независимость от политики, общественных требований, воспитания.
В России в середине XIX — го века усиление тенденций развития «чистого искусства» объясняется тем, что его защитники противостоят популярности революционно-демократического движения и «утилитарным» подходам к искусству. Это было наиболее распространено среди последователей романтизма. Подобно «парнасцам» и Т. Готье русские поэты: А. Григорьев, А. Майков, Я. Полонский, А. Фет, Ф. Тютчев и многие другие склонялись к художественной форме произведений, и избегали политики.
Они противопоставляли свои произведения, произведениям революционно-демократической направленности, авторами которых были: Н. Чернышевский, Н. Добролюбов, Д. Писарев, Н. Некрасов, М. Салтыков-Щедрин.
Ф. Тютчев принадлежит к школе «чистого искусства», потому что в его лирике ярко отображены идеи этого движения. Хотя у него и есть стихотворения о политики, но они не главные.
Принципы «чистого искусства» были сформулированы А. Дружининым. Поэты этого движения были против идеи служения литературы общественным интересам.
- Поэты Чистого или Утилитарного искусства В середине XIX века обострились споры между сторонниками так называемого «чистого» и «утилитарного» искусства. Первые полагали, что искусство имеет значение само по себе, как воспроизведение и создание прекрасного, всегда волнующего душу человека, вторые ставили искусство на службу общественным задачам. Представителями «чистого» искусства, были Тютчев, Фет, Майков, Полонский, Григорьев и некоторые другие поэты, представителями искусства «утилитарного» ... Читать далее...
- Ф. И. Тютчев — поэт «чистого» искусства Русская поэтическая традиция XIX века богата и значима. Совершенно особое место в ней принадлежит поэзии Ф. Тютчева, чутко устремленного к природе, драматически ощущавшего ее тесную связь с человеком. Творчество Федора Ивановича Тютчева — одна из вершин русской классической поэзии. Наверное, трудно найти человека, который не знал и не любил бы его лирические и романтические произведения. ... Читать далее...
- Отображение основных принципов теории «чистого» искусства в творчестве Ф. И. Тютчева Творчество Ф. И. Тютчева — вершина русской классической поэзии XIX в. Он является приверженцем так называемого «чистого» искусства, искусства, абсолютно лишенного приземленности, политической направленности. «Чистое искусство» создавало мир красоты, поэзии вопреки действительности. Кроме Тютчева к «чистому искусству» относились Фет, Майков, Полонский и другие. Им противостояла революционно-демократическая поэзия. В. Г. Белинский так отозвался о «чистом искусстве»: ... Читать далее...
- Концепции реализма Белинского и теория «чистого искусства» Концепции реализма Белинского предстояло пережить много тяжелых испытаний. С 1848 по 1856 год было даже запрещено упоминать его имя в печати. В библиотеках изымались номера «Отечественных записок» и «Современника» с его статьями. Начались глубокие изменения в самом лагере прогрессивных писателей. «Натуральная школа» 40-х годов, включавшая в себя разнообразных писателей — Некрасова и А. Майкова, Достоевского ... Читать далее...
- Алексей Константинович Толстой. Реалист или представитель «чистого искусства»? Двух станов не боец, но только гость случайный, За правду я бы рад поднять мой добрый меч, Но спор с обоими досель мой жребий тайный, И к клятве ни один не мог меня привлечь; Союза полного не будет между нами — Не купленный никем, под чье б ни стал я знамя, Пристрастной ревности друзей не ... Читать далее...
- Урок изобразительного искусства для 2 класса «Начальная школа XXI века» МКОУ Кумылженская средняя общеобразовательная школа №1 имени Знаменского А. Д. Станица Кумылженская Волгоградская область. Учитель начальных классов: Левина Татьяна Васильевна Урок изобразительного искусства для 2 класса «Начальная школа XXI века» Урок изобразительного искусства по теме: «Рисование по представлению. Портрет мамы». Цели: — Воспитывать любовь и уважение к матери; — Учить различать жанры изобразительного искусства: пейзаж, ... Читать далее...
- Какие поэты ХХ-го века в своем понимании искусства оказались близки автору «Определения поэзии» и кто выразил иной взгляд на эту философско-эстетическую проблему? Какие поэты ХХ-го века в своем понимании искусства оказались близки автору «Определения поэзии» и кто выразил иной взгляд на эту философско-эстетическую проблему? Раскройте развитие указанной темы в лирике А. А. Блока, С. А. Есенина, В. В. Маяковского, А. А. Ахматовой, Е. А. Евтушенко и др. Охарактеризуйте, как в блоковском стихотворении «Поэты» перед нами предстает ироничный ... Читать далее...
- Тема искусства в поэзии Рильке и Фольклор в лирике Лорки Эпиграф: Темой и намерением любого искусства есть примирения индивидууму со Вселенной. Р. М. Рильке — один из поэтов начала XX ст. Способность воспринимать культурные ценности разных эпох и народов, духовная широта, острота мироощущения, которыми он был одарен от природы и развивал в себе на протяжении всего своей жизни, дали возможность ему не только продолжать традиции ... Читать далее...
- «Цветы незнакомого искусства…» (Из китайской и японской поэзии) Вы бросали в нас цветами Незнакомого искусства, Непонятными словами Опьяняя наши чувства. Н. Гумилев Колокол смолк вдалеке, Но ароматом вечерних цветов Отзвук его плывет. М. Басе Открывая томик старинных стихов, мы всякий раз встречаемся с чудом. Давным-давно стали прахом империи, истлели одежды, дома, цветы, исчез след многих поколений, а мы все еще слышим — через ... Читать далее...
- Сочинение Цветы незнакомого искусства (Из китайской и японской поэзии) Открывая томик старинных стихов, мы всякий раз встречаемся с чудом. Давным — давно стали прахом империи, истлели одежды, дома, цветы, исчез след многих поколений, а мы все еще слышим — через сотни лет! — звуки давно умолкнувших голосов, стук сердец, наполненных нежностью, гневом, любовью или покоем. Со страниц поэтических сборников веет на нас слабым ароматом ... Читать далее...
- Искусство ради искусства или поэзия Готье Современникам он запомнился как пылкий защитник романтического искусства на премьере новаторского спектакля В. Гюго «Эрнани» (1830). Борьбу за романтизм его приверженцы тогда выиграли. С того времени Готье считал автора «Собора Парижской Богоматери» другом, а себя — его учеником. Само увлечение творчеством В. Гюго повлияло на выбор жизненного пути девятнадцатилетнего юноши, который решил посвятить себя литературе. ... Читать далее...
- Разработка урока искусства на тему «Человек в зеркале искусства: жанр портрета» 8 класс Воронина Татьяна Ивановна Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение — Корсаковская средняя общеобразовательная школа Корсаковского района Орловской области Разработка урока искусства на тему «Человек в зеркале искусства: жанр портрета». 8 класс Учитель изобразительного искусства, черчения и Технологии Воронина Татьяна Ивановна 1 квалификационная категория Раздел программы: «Искусство открывает новые грани мира» Тема урока : «Ч Еловек в зеркале ... Читать далее...
- Рецензия на статью А. Н. Долгих «Ссылка крестьян на поселение в Сибирь по воле помещиков в законодательстве Российской империи» 1) Актуальность темы исследования. Изучение истории правительственной политики России по отношению к самому многочисленному классу населения дореволюционного времени — крестьянству — на протяжении многих десятилетий остается важнейшей задачей исторической науки. В настоящей работе крестьянский вопрос рассматривается именно как вопрос об отмене крепостного права или об изменениях в нем, прежде всего, применительно к владельческому (или крепостному) ... Читать далее...
- «Серебряный век» русской поэзии. Литературные направления, течения в поэзии На рубеже XIX-XX веков в русской литературе, как в большинстве европейских литератур, ведущую роль играют модернистские течения, которые наиболее ярко проявились в поэзии. Эпоху модернизма в русской литературе называют «серебряным веком». Специфика «серебряного века» заключается в том, что, осуществляя творческие поиски на общих принципах модернизма в конце XIX в., писатели в начале XX века, должны ... Читать далее...
- Запахи как метафора искусства конца XX столетия Сочинение по роману Патрика Зюскинда «Запахи». Искусство всегда ищет. Темы, образа, аллегории, символы, вообще форму представления того, чем проникается художник. Общие тенденции по обыкновению развиваются параллельно в нескольких видах искусств, которое зависит и от общего залога культуры, и от проблем, которые волнуют художников в широком значении этого слова. Первое предопределяет форму. Второе — темы. Развитие ... Читать далее...
- Как Гоголь понимал задачу искусства Не одни лишь поэты размышляли о назначении искусства и месте писателя в мире и обществе. Лучшее доказательство тому — Гоголь, который в одном из авторских отступлений в «Мертвых душах» дал свое понимание задач художника-реалиста. Сравнивая писателя, который обратил свое внимание исключительно на характеры, «являющие высокое достоинство человека», и писателя, «дерзнувшего вызвать наружу все, что ежеминутно пред ... Читать далее...
- Сатирическое изображение Мольером общественных нравов (прециозности, жеманства, искусственности поведения) в комедиях «Школа мужей» и «Школа жен» Глава 6. Жан-Батист Поклен (Мольер) и жанр комедии в Новом времени 6.2. Сатирическое изображение Мольером общественных нравов (прециозности, жеманства, искусственности поведения) в комедиях «Школа мужей» и «Школа жен» Молодой Мольер видел, что коротенькие комические пьески вызывают большой интерес у публики. Поэтому комедиограф развивает новые черты комедии в соответствии с потребностями зрителей. Комедиограф не опрощает проблематику ... Читать далее...
- Тема искусства в лирике Александра Блока Странное то было время… Грань веков, грань эпох, время смутных предчувствий и новых идей. Период, когда искусство слова напрочь лишилось плоти, обретя дух. Тема искусства в поэзии эпохи символизма была одной из ведущих. Не чужд этой теме и ранний Блок: Муза в уборе весны постучалась к поэту, Сумраком ночи покрыта, шептала неясные речи… В этом ... Читать далее...
- О судьбе российской деревни Вот еще одна работа Александра Мельникова… Снова оговорюсь, что она далека от совершенства… Но довольно интересна. Читайте ее, исправляйте ошибки, предлагайте свои варианты аргументов. В тексте В. Пескова, предложенном для анализа, речь идет о судьбе деревни, о необходимости возрождения ее в нашей стране. Рассуждая об этом, автор поднимает очень важную проблему: почему исчезает русская деревня? ... Читать далее...
- И. А. Бунин. Святогор. Какую роль выполняет в стихотворении пейзаж «чистого поля»? Какова тема стихотворения? Почему Святогор принял «Божию смерть» возле «камня Алатыря», который в русском фольклоре изображается как «всем камням отец», как «бел-горюч камень» и наделяется целительными свойствами? Тема стихотворения — смерть Святогора и верность ему его коня. Камень Алатырь не только целителен. Он в этом случае обозначает место, на котором героя настигла его судьба. Какую ... Читать далее...
- Биография Теофиль Готье ПОЭЗИЯ ФРАНЦУЗСКОГО «ПАРНАСА» В СЕРЕДИНЕ XIX в. во Франции сложилась литературная группа «Парнас» («Parnasse»), в которую вошли поэты Т. Готье, Ш. Леконт де Лиль, Сюлли — Прюдом, Ж. М. Эредиа и др. В изданиях «Парнаса» принимали участие П. Верлен, С. Малларме, молодой А. Франс. Эстетическая программа «парнасцев» была посвящена «новой поэзии». В основе программы — ... Читать далее...
- Объединение реального искусства Литературные течения в России XIX-XX вв. ОБЭРИУ (Объединение реального искусства) — литературно-театральная группа, существовавшая в Ленинграде в 1927 — начале 30-х гг. В литературную секцию ОБЭРИУ входили К. К. Вагинов, А. И. Введенский, Н. А. Заболоцкий, Д. Хармс, И. А. Бахтерев, Ю. Д. Владимиров, прозаик Д. Левин и др., которые провозгласили себя не только творцами ... Читать далее...
- О влиянии искусства на человека по тексту Бондарева (ЕГЭ по русскому) Как нужно учиться прекрасному? Каким образом искусство влияет на формирование человеческой личности? Об этой вечной проблеме говорит в данном тексте известный русский писатель и публицист Ю. Бондарев. Добро и зло, ложь и правда, равнодушие и отзывчивость, трусость и геройство — вот вопросы, которыми обычно заинтересовывает автор своих читателей. В данном отрывке он размышляет о влиянии ... Читать далее...
- Шестов — мистик чистого духа Настоящее имя Льва Шестова — Лев Исаакович Шварцман. Он родился в Киеве в семье богатых еврейских торговцев в 1866 г. Шестов изучал юриспруденцию; философия и литература привлекли его довольно поздно. Первая книга Шестова — Шекспир и его критик Брандес — появилась в 1898 г.; в этой книге он нападал на позитивизм и национализм сильно переоцененного ... Читать далее...
- «Школа будущего» или «Школа моей мечты» сочинение «Школа Будущего » или «Школа моей мечты» сочинение Интересно размышлять о том, какой будет школа в будущем. Не могу сказать, что современная мне совсем не нравится. И все-таки мне кажется, однажды, через много десятилетий или даже столетий, учеба в школе изменится до неузнаваемости. Сложно представить, каким будет наше будущее вообще. Поэтому я хочу помечтать о ... Читать далее...
- Классный час на тему «День Земли. Воды и Чистого воздуха» Муниципальное бюджетное образовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №3» Муниципального образования — городской округ город Касимов «День Земли. Воды и Чистого воздуха» Методическая разработка классного часа Разработал: учитель химии МБОУ «СОШ №3» С. В. Толмачева Касимов, 2015 День Земли. Воды и Чистого воздуха. Девиз: «Сохранить природу — сохранить жизнь « Цели: Воспитание чувства любви к природе, ... Читать далее...
- Школа. Учитель. Школа — храм воспитания доброты и милосердия Школа для ученика не просто очаг знаний, но и второй дом, вкладывающий в него всю свою душу — вот проблема, над которой размышляет заслуженный учитель школ РСФСР В. Соколова. Автор с тревогой говорит о том, что ее выпускники, воспитанные в рамках христианской морали оказались «воспитанными не так», в наше время они вынуждены в погоне за ... Читать далее...
- Общая характеристика ведущих путей развития поэзии середины ХIХ ст Цель: помочь ученикам понять основные тенденции развития литературы в середине ХIХ столетия; развивать навыки составления опорных конспектов; учить определять главное, систематизировать и обобщать приобретенные знания, использовать межпредметные связи; воспитывать любовь к художественному слову. Оборудование: портреты писателей середины ХIХ столетия, выставка поэтических сборников. Тип урока: изучение нового учебного материала. Каждый человек является Вселенной. Она с ним ... Читать далее...
- Кому доступно постижение искусства? Кому доступно постижение искусства? Именно над этой проблемой размышляет автор текста. Чтобы привлечь внимание читателей к данному вопросу, С. Львов, рассказывая, как он «излечился от невосприимчивости к музыке «, приходит к выводу: искусство раскрывается всем тем, кто стремится познать его. Но одного стремления мало, необходим и труд. Но тот, «кто однажды приложит свои собственные усилия ... Читать далее...
- Письмо Президенту Российской Федерации Путину Владимиру Владимировичу Здравствуйте, президент Российской Федерации! Вам пишет Боровская Диана. В этом письме, я бы хотела отобразить то, что, по моему мнению, должно быть в будущем и вообще сейчас. Начнем с образования. Все школы с начала отопительного сезона мерзнут, потому что в кабинетах не работают батареи. Прошу, ремонтировать их до холодов. Последствием всего этого ученики не успевают ... Читать далее...
- Расцвет искусства (Литература XVII-XVIII веков) Последняя треть XVIII века — время значительного расцвета русского искусства. Это объясняется в основном тем, что в искусство (главным образом в живопись) приходят представители народных масс и близких им общественных слоев, одаренные большими творческими силами и талантливостью. Преподавателями в Академии художеств становятся русские художники. Усиливается интерес к народному творчеству. Все виды искусства — архитектура, живопись ... Читать далее...
- Сочинение на тему: «Проблема восприятия искусства. Трудности в воспитании эстетического вкуса у человека» Чувство прекрасного должно присутствовать у каждого человека. Ведь без этого люди не смогут ни наслаждаться красотой природы, ни любоваться произведениями искусства ни любить. Человеческие ценности меняются под влиянием новых течений, в связи с этим проблема восприятия искусства и воспитания эстетического вкуса остро встает в обществе. Антон Павлович Чехов хорошо и много писал об этой проблеме. ... Читать далее...
- Тема поэта и поэзии в творчестве А. С. Пушкина, М. Ю. Лермонтова и Н. А. Некрасова Тема поэта и поэзии в творчестве А. С. Пушкина, М. Ю. Лермонтова и Н. А. Некрасова. XIX век принес в русскую литературу прекрасных поэтов, таких как А. С. Пушкин, М. Ю. Лермонтов, Н. А. Некрасов и многих других. Стихотворения этих творцов вносят в скучную, однообразную жизнь луч света и много радости, они помогают разобраться в ... Читать далее...
- СПЕЦИФИКА ИСКУССТВА СПЕЦИФИКА ИСКУССТВА Определение специфики искусства традиционно связывается с двумя способами мышления — художественным или научным. Эти способы мышления являются двумя формами отражения и освоения действительности. Такое понимание художественного и научного видения реальности исходит из посылки, что у науки и искусства не только общие корни, но и общие цели. Однако эту точку зрения разделяют далеко не ... Читать далее...
- Некоторые секреты своеобразия античного искусства Для античной художественной культуры характерны свои особенности, отличающие ее от других культур древности. Во-первых, в центре древнегреческого и древнеримского искусства находится материальный мир, постигаемый в непосредственном чувственном восприятии: античные художники сосредоточены на воссоздании красоты человеческого тела, земных потребностей человека, форм и линий окружающих его предметов, внешней стороны событий. Отсюда — культ обнаженного тела, повышенный интерес ... Читать далее...
- Сочинение я гражданин российской федерации 1)Я — Гражданин Российской Федерации. Как гордо это звучит. Но все ли имеют право носить это звание? На мой взгляд, каждый должен оправдать и подтвердить свое право именоваться Гражданин. Я — Гражданин РФ, должен помогать своим близким и тем людям, которые меня окружают. Я — Гражданин РФ, должен любить и уважать свою Родину, защищать ее, ... Читать далее...
- Воздействие культуры. О влиянии искусства на жизнь человека Роль истинного искусства в жизни человека — вот проблема, над которой рассуждает российский писатель В. В. Вересаев. Во все времена этот морально-этический вопрос был злободневен. Злободневен потому, что «искусство, по словам Ф. М. Достоевского, никогда не оставляло человека, всегда отвечало его потребностям и его идеалу, всегда помогало ему в отыскивании этого идеала». Роль искусства в ... Читать далее...
- Вклад российской культуры XIX в. в мировую культуру Российская культура развивалась в XIX в. под несомненным влиянием тех событий и перемен, которые происходили в обществе. Отечественная война 1812 г., восстание на Сенатской площади, споры западников и славянофилов, отмена крепостного права, «великие реформы», бурный промышленный рост, железнодорожная лихорадка, террор «Народной воли», «нечаевщина», газетные отчеты о судебных процессах — все значимые факты общественной жизни находили ... Читать далее...
- ОБЩИЙ ОБЗОР ПОЭЗИИ СЕРЕБРЯНОГО ВЕКА Серебряный век русской поэзии — период рубежа 19-20 веков. Это период расцвета поэзии, философской и религиозной мысли. Основные направления и школы серебряного века: Модернизм. Модернизм как одно из ведущих направлений в искусстве начала XX века. Предпосылки модернизма и входящих в него течений в русской литературе {романтическая поэзия В. А. Жуковского, философская лирика Ф. И. Тютчева, ... Читать далее...
- 20.3.1. Государственная политика в отношении искусства в Третий период развития советской культуры 20.3.1. Государственная политика в отношении искусства В целом можно выделить три периода в отношении государства к искусству: период «оттепели» при Н. С. Хрущеве (середина 1950-х — середина 1960-х гг.): проведение встреч руководителей партии с деятелями культуры (в 1957,1962 и уже после отставки Н. С. Хрущева — в 1963 г.); реабилитация осужденных ранее представителей творческой интеллигенции ... Читать далее...
Школа чистого искусства в российской поэзии