“Вечное движение”: об одной детали у Пушкина и Островского
В незавершенной драме Пушкина “Сцены из рыцарских времен” (1835) и в драме Островского “Гроза” (1859), между которыми, казалось бы, трудно отыскать нечто общее, совпадают, однако, несколько деталей и сюжетных ситуаций. Вот одна из них. К богатому купцу обращается нищий изобретатель-самоучка: просит денег для проведения каких-то опытов или для реализации своих изобретений.
У Пушкина это монах Бертольд Шварц, легендарный средневековый алхимик, мечтавший получить золото и нечаянно открывший порох. Он просит у купца Мартына полтораста
” Мартын. Ну, а если опыт твой тебе удастся и у тебя будет и золота и славы вдоволь, будешь ли ты спокойно наслаждаться жизнию?
Бертольд.
Займусь еще одним исследованием: мне кажется, есть средство открыть perpetuum mobile…
Мартын. Что такое perpetuum mobile?
Бертольд. Perpetuum mobile, то есть Вечное движение. Если я найду вечное движение, то я не вижу границ творчеству человеческому… видишь ли, добрый мой Мартын: делать золото задача заманчивая, открытие, может быть, любопытное – но найти perpetuum mobile… о!..
Мартын. Убирайся к черту с твоим perpetuum mobile!.. Ей-богу, отец Бертольд, ты хоть кого из терпения выведешь.
Ты требуешь денег на дело, а говоришь бог знает что. Невозможно”
- Mobile phones We are becoming more and more dependant on mobile phones as these small and sleek devices are multi-functional gadgets that help in our day-to-day tasks. With the launch of latest models, you can now keep yourself updated with the latest information. Today, mobile phones are able to send messages and photo images, access the internet […]...
- Изображение человеческих страстей в “Маленьких трагедиях” А. С. Пушкина. (Ha примере одной из трагедий) Что такое страсть? Обратимся к Толковому словарю живого великорусского языка Владимира Даля. Там дается следующее объяснение: страсть – это, прежде всего, страданье, мука, телесная боль, душевная скорбь, сознательно принятые на себя тяготы и мученичества. И в то же время, страсть – это безотчетное влечение, необузданное, неразумное хотение, алчба. В животном страсти слиты в одно с […]...
- Временное и вечное в нашей жизни Что предпочесть временное или вечное? Внутреннему голосу ближе всего вечное: вечная радость, вечная любовь, вечная дружба, вечная гармония, вечная память, вечная жизнь. Но часто приходиться считаться с потребностями глаз, рук и желудка, для которых важнее всего: временная власть, временное пребывание в комфорте, ощущение временного удовлетворения, получение временной выгоды. Вечному характерно тихим голосом шептание, временному – […]...
- Образ “жестокого мира” в драматургии А. Н. Островского (по одной из пьес “Гроза” или “Бесприданница”) Уже в начале своего творческого пути А. Н. Островский обращается к изображению “темных” сторон в жизни русского общества. В мире, который критики окрестили “темным царством”, царят деспотизм и невежество, самодурство и жадность, враждебность к свободному проявлению личности и ханжество. Образ такого “жестокого мира” Островский создает в пьесе “Гроза”, ставшей вершиной зрелого творчества драматурга. Действие, развернутое […]...
- Темы сочинений и рефератов по комедиям Островского 1. Смех как средство выражения позиции автора в комедиях Островского. 2. Нравственная проблематика комедии “Свои люди – сочтемся”. 3. “Недоросль” Фонвизина и “Свои люди – сочтемся” Островского – художественный строй сатирической и бытовой комедии. 4. Трагические характеры и ситуации в комедиях Островского. 5. Как в пьесах Островского раскрывается природа самодурства? 6. Катерина и Кабаниха в […]...
- Герои и проблематика одной из поэм А. С. Пушкина (“Полтава”) Поэму принято рассматривать как эпическое произведение, а в таком качестве “Полтава” представляется низкохудожественной агиткой, в сюжете которой А. С. Пушкин возвеличивает Петра и клеймит отступника Мазепу. Такое общепринятое восприятие равносильно признанию отсутствия у Пушкина элементарных понятий о структуре подлинно художественного образа. Если не принять это соображение в качестве побуждающего мотива для осуществления анализа структуры, то […]...
- Что же такое жизнь, как не машина, которую приводят в движение деньги? (По повести О. Бальзака “Гобсек”) Образ скупца и накопителя не нов в мировой литературе. Похожий тип изображен в драме – “Венецианский купец” В. Шекспира и в комедии “Скупой” Ж. Б. Мольера. К созданию образа Гобсека автора привели наблюдения над жизнью буржуазного общества, отдельные моменты повести автобиографичны. Герой Бальзака учится на факультете права в Сорбонне и работает клерком в конторе стряпчего, […]...
- Одной любви ей было мало (по творчеству А. С. Пушкина) Любовь проходит… А. Моруа Великая русская литература отразила и создала множество глубоких женских характеров, для которых любовь к мужчине не являлась главной в жизни. Их интересы были гораздо шире чисто плотских привязанностей и страстей. Назову некоторых из таких героинь, для которых действительно “одной любви было мало”. Это прежде всего великая княгиня Ольга из русского эпоса, […]...
- Анализ стихотворения Цветаевой “Perpetuum mobile” В конце 1900-х годов Цветаева активно работала над своим первым сборником. Книга, получившая название “Вечерний альбом”, увидела свет в 1910-м. Издала ее юная поэтесса на собственные деньги, которых хватило на тираж в полтысячи экземпляров. Дебют Марины Ивановны не остался без внимания. Критические отзывы на него написали именитые авторы – Гумилев, Брюсов, Волошин. Особенно сборник хвалил […]...
- История литературы: Романтическое движение в немецкой литературе Романтическое движение в немецкой литературе началось на исходе столетия. Новые, тенденции возникли в творчестве писателей, детство которых пришлось на годы Французской революции.1789 г., а юность – на первые послереволюционные годы. Романтикам довелось остро почувствовать и силу напора исторического развития, и упрямую сопротивляемость феодально-бюргерской Германии такому ходу истории. В послереволюционной Европе, несмотря на противодействие дворянства и […]...
- Сюжет, герои, проблематика “Повестей Белкина” А. Пушкина (На примере одной из повестей) 4 мая. Снег. Тришка за грубость бит. 6 мая – Корова бурая пала. Сенька за пьянство бит. 8 Мая – погода ясная. 9 мая – дождь и снег. Тришка бит по погоде… Из записей А. Пушкина, “Календарь помещика” В развитии русской художественной прозы основополагающее значение Пушкина, пожалуй, особенно велико. Здесь у него почти не было […]...
- Все временное ложно, одно вечное есть истина по рассказу Господин из Сан-Франциско (Бунин И. А.) Одним из самых волнующих вопросов человечества является поиск истинного смысла жизни. Бунин в своих произведениях уделяет большое внимание внутреннему миру героев, и их нравственным ценностям жизни. Одно из произведений, поднимающее проблемы существования людей, является “Господин из Сан-Франциско”. Главный герой рассказа – “господин”, человек, который всю свою жизнь много работал, и решил ощутить реальную жизнь и […]...
- Разумное, доброе и вечное в гимназическом образовании По техническим причинам, не зависящим от редакции, мы не смогли опубликовать эту информацию ранее. Вместе с тем само содержание репортажа ничуть не устарело, а, напротив, актуализируется в наступающем учебном году. Ждем откликов читателей по существу обсуждаемых проблем. В истории России гимназическое образование всегда связывалось с понятиями интеллигентности, высокой культуры, гуманистических взглядов. Возрождение роли гимназий в […]...
- Общественное движение во время правления Александра III Общественное движение Ужесточение режима при Александре III сказалось на политической активности общества. Партия “Народная воля” была окончательно разгромлена в 1883 г., ее лидеры оказались либо в тюрьме, либо в эмиграции. В целом народническое движение переживало упадок. Многие народники отказались от активной политической деятельности и предпочли заниматься “малыми делами” – работать в земствах учителями, врачами, статистическими […]...
- УРОК ГЕОМЕТРИИ В 8 КЛАССЕ на тему “Движение” УРОК ГЕОМЕТРИИ В 8 КЛАССЕ на тему “Движение” Методическая цель: Использование ИКТ в учебном процессе Тип урока: обобщающий Цели урока: Образовательные: Овладение навыком выполнения построений на уровне обязательной подготовки; Развивающие: А) совершенствование навыка: – построения симметричной фигуры относительно точки, прямой; – выполнения параллельного переноса, поворота; – применения свойств движения; – построения точки с заданными координатами […]...
- Вечное и “вещное” в изображении И. Бунина Иван Алексеевич Бунин – признанный классик, один из ярчайших мастеров слова. Тонко чувствующий образ, автор создает замечательную прозу, самобытную и своеобразную, существующую как бы вне времени и пространства, хотя и имеющую четкие временные границы. Писатель никогда не откликался на сиюминутные события, его, казалось, интересовали только вечные проблемы. Решение социальных вопросов было вне рамок его произведений. […]...
- Уход в революционное движение Герцена Снова перед Герценом встает вопрос о вариантности в жизни отдельных людей и в истории народов. Разными путями могла бы пойти жизнь Матвея. Сложись обстоятельства иным образом – и другая участь ожидала бы его. Однако случайность не отменяет закономерности. Ведь любые случаи выпадают в соответствии с вероятностью. А для массы русских крепостных Матвеев наиболее вероятны, с […]...
- Литературно-общественное движение в середине ХІХ столетия Идейная борьба. Ощущавшийся еще в начале XIX в. кризис феодально-крепостнической системы стал еще более острым в 40-е годы. Назревала явная необходимость кардинальных перемен во всех сферах русской жизни. Это признавалось и в секретных документах, предназначенных только для царской верхушки. Так, во “всеподданнейшем” отчете III отделения за 1839 г. говорилось: “Вообще весь дух народа направлен к […]...
- Вечное и “вещное” в изображении И. А. Бунина Дьявол был громаден, как утес, Но громаден был и корабль, Многоярусный, многотрудный, Созданный гордыней Нового Человека Со старым сердцем. И. Бунин. Господин из Сан-Франциско И. А. Бунин – выдающийся русский писатель. Его рассказы, при их занимательности и кажущейся простоте, на самом деле очень своеобразны, сложны и даже противоречивы, потому что имеют богатый подтекст, способный поведать […]...
- КОНКРЕТНО-ИСТОРИЧЕСКОЕ И ВЕЧНОЕ В РАССКАЗАХ И. А. БУНИНА “ГОСПОДИН ИЗ САН-ФРАНЦИСКО” И “БРАТЬЯ” КЛАССИКА И. А. БУНИН КОНКРЕТНО-ИСТОРИЧЕСКОЕ И ВЕЧНОЕ В РАССКАЗАХ И. А. БУНИНА “ГОСПОДИН ИЗ САН-ФРАНЦИСКО” И “БРАТЬЯ” Рассказы И. А. Бунина “Братья” и “Господин из Сан-Франциско” имеют остро-социальную направленность. Но смысл этих рассказов не исчерпывается критикой капитализма и колониализма. Социальные проблемы капиталистического общества являются лишь фоном, который позволяет Бунину показать обострение “вечных” проблем человечества в […]...
- Как в сатирических произведениях Салтыкова-Щедрина сочетаются злободневное и вечное? М. Е Салтыков-Щедрин – великий мастер сатирического слова. В своих острых по языку и мысли произведениях он боролся с вечными людскими пороками (глупость, жадность, жестокость), а также пытался показать свой взгляд на современные его времени проблемы (крепостное право, деспотическая власть). Писатель искренне верил, что помочь решить многие проблемы российской действительности, пороки русского человека может их […]...
- Гениальная способность Пушкина рисовать нравы любой исторической эпохи Белинский восхищался этим даром поэта. Достоевский видел в нем проявление всемирной отзывчивости русского народа. Это было и великой победой русского реализма. В “Скупом рыцаре” исторически верно показана эпохи позднего средневековья, типические стороны жизни, быта и нравов феодального рыцарства периода его упадка и усиления власти сюзеренов. Турниры, замки, культ прекрасной дамы, ростовщик, разоряющий рыцарей и сам […]...
- Классики русской литературы XX века и революционное движение (Литература XX века) Русская художественная литература XIX века блистает длинным рядом имен, давно получивших не только национальное, но и мировое признание. В этот классический ряд выстроились такие изумительные фигуры, как Грибоедов, Пушкин, Гоголь, Лермонтов, Тургенев, Достоевский, Толстой и другие – вплоть до Чехова. Все они вышли из определенной социальной среды, каждый из них был тесными узами связан со […]...
- Об одной из форм опроса на уроке литературы Урок литературы – это, по сути, всегда урок-диалог. Но чтобы диалог состоялся, в нем заинтересованное участие должны принимать обе стороны; и учитель, конечно же, к разговору готов, а вот ученики… К сожалению, так много тех, кто решает, что готовиться к уроку вовсе не обязательно, ведь можно отмолчаться, понадеявшись на более ответственных и исполнительных или более […]...
- Русский символизм как эстетическое и мистическое движение Главное различие между французскими и русскими символистами в том, что для французов символизм был всего лишь новой формой поэтического выражения, а русские сделали его еще и философией. Они увидели вселенную как систему символов. Для них все было значительным не только само по себе, но и как отражение чего-то другого. Известный сонет Бодлера Correspondances (Соответствия) с […]...
- Диссидентское движение в СССР в период застоя Диссидентское движение Благодаря возросшему уровню жизни социальная напряженность в обществе в целом снизилась по сравнению с началом 1960-х гг., хотя недовольство сложившейся ситуацией проявлялось в падении трудовой дисциплины. Основную опасность для власти представляло недовольство в среде интеллигенции. Различные формы инакомыслия, критики господствующей идеологии и политической системы получили название диссидентского движения. Признанными лидерами диссидентского движения стали […]...
- А. П. Чехов – мастер художественной детали Творческая манера Чехова строится в известной степени на монтажном принципе. Он широко использует смену разных планов: общего, среднего и крупного. В дочеховской литературе чаще всего можно было встретить чередование общего и среднего планов, а Чехов показал принципиальную важность использования и крупного плана. Поэтому он и детали подает крупно, чтобы они были более заметны. Детали в […]...
- Новелла Г. Косынки “Мать”: психологизм художественной детали Григорий Косынка (настоящая фамилия – Григорий Стрелец) – выдающийся новеллист 20-х годов. Его новеллистические дебюты в 1920-1922 гг. привлекали внимание как писателей, так и литературоведов. Основоположник этого жанра В. Стефаник назовет его своим сыном. Соответственно миропониманию и мироощущению, Косынка не стал послушным иллюстратором выдуманных властью и критикой побед революционных идей в послеоктябрьской Украине. Он реально […]...
- Мастерство художественной детали в рассказах И. А. Бунина И. А. Бунин вошел в русскую литературу как писатель-реалист, даже традиционалист. Когда все увлекались новаторством, Бунин оставался верен заветам русской классики. Сам Бунин не любил, когда его относили к какому-либо “лагерю”, потому что его стиль вобрал в себя все лучшее из разных течений. Не стремясь к славе новатора, он открыл для русской литературы новые приемы […]...
- Конкретно-историческое и вечное в рассказах Ивана Бунина “Господин из Сан-Франциско” и “Братья” Рассказы И. А. Бунина “Братья” и “Господин из Сан-Франциско” имеют остросоциальную направленность. Но смысл этих рассказов не исчерпывается критикой капитализма и колониализма. Социальные проблемы капиталистического общества являются лишь фоном, который позволяет Бунину показать обострение “вечных” проблем человечества в развитии цивилизации. В конце XIX – начале XX века капитализм в Европе и Америке достигает своей высшей […]...
- Существует вечное настоящее искусство, или оно подвластно моде? Искусство – это творческое познание окружающего мира. И я считаю, что оно вечно, ведь творческий источник в людях – вечен. И что искусство неподвластно моде. Конечно, если это истинное искусство, если оно ведет свое начало от искреннего желания человека творить. Я могу это подтвердить тем, что, во-первых, мода – это в обществе временное явление. Мода […]...
- А. П. Чехов – мастер художественной детали (о своеобразии прозы поэта) Творческая манера Чехова строится в известной степени на монтажном принципе. Он широко использует смену разных планов: общего, среднего и крупного. (Мы уже говорили, что в XX в. это стало основой кинематографа.) В дочеховской литературе чаще всего можно было встретить чередование общего и среднего планов, а Чехов показал принципиальную важность использования и крупного плана. Поэтому он […]...
- Общественное движение в эпоху правления Николая I Общественное движение Несмотря на поражение восстания декабристов и ужесточение полицейского режима, оппозиционные настроения в обществе сохранялись. Однако возникавшие в конце 1820-х – начале 1830-х гг. политические организации (кружки Н. П. Сунгурова, братьев Критских) быстро раскрывались полицией. В связи с ужесточением полицейского режима при Николае общественная активность в большей степени выражалась не в форме политической деятельности, […]...
- Движение “театра абсурда” (или “нового театра”) На практике театр абсурда отрицает реалистичные персонажи, ситуации и все другие соответствующие театральные приемы. Время и место неопределенны и изменчивы, даже самые простые причинные связи разрушаются. Бессмысленные интриги, повторяющиеся диалоги и бесцельная болтовня, драматическая непоследовательность действий, – все подчинено одной цели: созданию сказочного, а может быть и ужасного, настроения. На становление драмы абсурда повлияла сюрреалистическая […]...
- Движение декабристов Движение декабристов Отход Александра I от реформаторских планов начала царствования вызвал образование среди дворян тайных обществ, ставивших целью установление конституционного строя в России и ликвидацию крепостного права. Первые такие общества стали появляться после возвращения русской армии из заграничных походов, участниками которых были многие герои войны, побывавшие за границей и вдохновленные европейскими порядками. Впоследствии члены этих […]...
- ЗНАЧЕНИЕ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ДЕТАЛИ В РАССКАЗЕ А. П. ЧЕХОВА “ХАМЕЛЕОН” ЗНАЧЕНИЕ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ДЕТАЛИ В РАССКАЗЕ А. П. ЧЕХОВА “ХАМЕЛЕОН” 1 вариант Художественной деталью называется одно из средств создания художественного образа, которое помогает читателю представить изображаемую автором картину, предмет или характер в неповторимой индивидуальности. Она может воспроизводить черты характера или внешности персонажа, особенности его речи, мимики, одежды. Так или иначе, именно художественная деталь помогает автору расставить […]...
- Каким предстает белое движение в романе Булгакова “Белая гвардия”? Роман М. А. Булгакова “Белая гвардия” посвящен трагическим событиям 1918-1919 годов в Киеве – родном городе писателя. По воспоминаниям современников, власть в городе за эти годы менялась от 12 до 18 раз, сам же А. М. Булгаков утверждал, что переворотов было 14, из которых он лично пережил 10. Такая круговерть событий наглядно доказывает, что прочного […]...
- Школьное сочинение 5 класс на тему Вечное противостояние добра и зла Школьное сочинения По произведению Е. Гуцало “Лось”. Тема добра и зла – одна из главнейших тем в литературе. Слово “добро” ассоциируется у меня со словами “счастье, милосердие, согласие, любовь, мир”. Недаром в сказках всегда побеждает добро. К сожалению, нехорошие, зыле, черствые люди встречаются не только в сказках, а и в жизни. Рассказ Евгения Гуцало “Лось” […]...
- Социалистическое и буржуазно-демократическое антивоенное движение в политике и литературе Новый динамизм литературной жизни не был неожиданным. Он стал своеобразным проявлением мощных сдвигов, происходивших в мировом историческом процессе и сопровождавшихся настолько далеко идущими последствиями, что их трудно было предугадать в начале нового века. Каменщик Йон, ужаснувшись, воскликнул, что все здание “может в любой момент рухнуть”, и в этих словах его выразились не только предчувствия, связанные […]...
- Социальное и вечное в комедии “Горе от ума” А. С. Грибоедова Комедия Грибоедова “Горе от ума” носит социальный характер. В ней даны правдивые картины русской жизни после Отечественной войны 1812 года. Грибоедов показал причины возникновения декабризма, поставил ряд важнейших для его времени проблем: крепостное право и взаимоотношения дворян-помещиков и крепостного крестьянства, служба в феодально-крепостнической России, просвещение и культура, связь интеллигенции с народом, истинный и ложный Патриотизм. […]...