Ломоносов как ученый общественный деятель (Ломоносов М. В.)
Разносторонней была деятельность Ломоносова в области культуры. Самым замечательным было в нем сочетание ученого, общественного деятеля и поэта. Как ученый Ломоносов работал в области многих наук, обнаружив необычайную широту и разносторонность своих дарований, исключительную творческую одаренность.
Он сделал много важнейших открытий, особенно в любимых им науках – физике и химии.
Так, опередив на сто лет свое время, он доказал, что тепло получается от внутреннего движения молекул – мельчайших частиц, из которых состоят все
Он организовал первую в России химическую лабораторию, ввел химические весы, открыл закон сохранения вещества и энергии и т. д. Он положил начало таким наукам в России, как языкознание, история, география.
В своей научной деятельности Ломоносов всегда стремился поставить науку на службу человечеству, своему отечеству в первую очередь, старался сделать науку достоянием общества. Так, например, он первый в России
Эти прекрасные черты Ломоносова-ученого неразрывно были связаны в нем с выдающимися качествами общественного деятеля. Горячий патриот, Ломоносов не щадил себя в борьбе за благо отечества, за отечественную науку. “Я к сему себя посвятил, – говорил он, – чтобы до гроба моего с неприятельми наук российских бороться… стоял за них смолоду, на старость не покину”. На протяжении всей своей работы в Академии наук он вел борьбу против иностранцев, возглавлявших академию, так как они препятствовали развитию просвещения в России и преграждали доступ к науке русским.
В многочисленных своих произведениях – научных, публицистических и поэтических – Ломоносов выдвигал и отстаивал необходимость распространения просвещения в России, развития в ней промышленности, научной разработки вопросов сельского хозяйства, создания русских специалистов во всех областях знания. Но основное внимание Ломоносова было уделено борьбе за просвещение. Он требовал, чтобы доступ к образованию был открыт всем сословиям, в том числе и крестьянству. Он глубоко верил в творческие силы и способности русского народа.
По идее Ломоносова в 1755 году был основан Московский университет, носящий теперь, в советскую эпоху, имя своего великого основателя.
- Значение Ломоносова в истории литературы (Ломоносов М. В.) Значение Ломоносова в истории русской литературы и русского литературного языка очень велико. 1. Ломоносов выполнил огромную работу в деле развития русского литературного языка на народной основе, довел до конца начатую Тредиаковский реформу русского стихосложения и подкрепил ее своими поэтическими произведениями. От Ломоносова идет та система стихосложения, которая дошла до наших дней. 2. Ломоносов содействовал созданию […]...
- М. В. Ломоносов – “первый наш университет” Историк, Ритор, Механик, Химик, Минералог, Художник и Стихотворец – он все испытал и Все проник. А. Пушкин Есть ли еще в истории человек, судьба и биография которого были бы столь необычны и удивительны, как у М. В. Ломоносова? Родившись в семье крестьянина-помора недалеко от деревни Холмогоры, Ломоносов рано выучился грамоте. С самого детства он тянулся […]...
- Урок на тему – М. В. Ломоносов – ученый, поэт, реформатор русского литературного языка и стиха Ученики уже много вспомнили о жизни и творчестве М. В. Ломоносова. Предложим им самостоятельно прочитать статью учебника (с. 42-44). Что нового вы узнали из этой статьи? Какие факты привлекли ваше внимание? Какие события русской литературы вы смогли понять глубже? Мы называем Ломоносова теоретиком и практиком классицизма. Что же такое Классицизм? Записываем в тетради определение классицизма, […]...
- “Ломоносов – Российский гений” В XVIII в. Россия благодаря реформам Петра I открыла новую и чрезвычайно важную страницу своей истории – Российская империя стала мировой державой, Чтобы сохранить и упрочить это положение, России необходимо было приблизиться в своем развитии к уровню наиболее передовых стран Европы. Выполнить эту гигантскую задачу – развивать отечественную промышленность, просвещение, науку, культуру – мог только […]...
- МИХАИЛ ВАСИЛЬЕВИЧ ЛОМОНОСОВ МИХАИЛ ВАСИЛЬЕВИЧ ЛОМОНОСОВ (1711-1765) Необычайна его биография. Он родился на Севере – недалеко от деревни Холмогоры, вблизи Архангельска, в Беломорском крае. Жившие там государственные крестьяне не знали ни крепостного права, ни нашествия Орды. То были люди суровой морской выучки, преисполненные духа новгородской предприимчивости. Со времен Ивана Грозного Архангельск вел торг с Англией и другими странами, […]...
- Основные темы Од Ломоносова (Ломоносов М. В.) Торжественных од Ломоносов написал около двадцати Несмотря на то что эти оды Ломоносова, были адресованы монархам, часто сменявшимся на русском престоле в его время, они не были прославлением современных ему царей и цариц. По самому складу своей натуры и по своим взглядам Ломоносов был поэт-гражданин. У него есть замечательное стихотворение “Разговор с Анакреоном”, показывающее отношение […]...
- Великий сын России М. В. Ломоносов Он наших стран Малгерб, он – Пиндару подобен! М. В. Ломоносова можно с полным правом назвать одним из величайших людей России. Такая расплывчатая и, в то же время, объемная характеристика объясняется гениальной личностью этого сына земли Русской. Он являлся и многосторонним ученым, которому были подвластны и точные, и естественные, и гуманитарные науки. Он был и […]...
- Байрон как общественный деятель (Байрон Д. Г.) Зима 1812 года для английского народа была полна бедствий и лишений. Многолетняя война с Францией истощила государственные ресурсы, в промышленности наступил кризис, сельское хозяйство в связи с неурожаем предыдущего года не могло обеспечить нужды страны. Народ голодал. Волнения охватили большинство, районов Англии. [Резко увеличилось” число безработных, С новой силой вспыхнуло движение рабочих – разрушителей машин. […]...
- Анализ оды Ломоносова “На день восшествия Елизаветы Петровны” – Сочинение Ломоносов ода анализ Подготовка к ЕГЭ: Сочинение Анализ оды Ломоносова “На день восшествия Елизаветы Петровны”. Сочинение Ломоносов ода анализ Ода – это стихотворная форма, дошедшая до нас из глубины веков. Сейчас поэты уже не пишут оды. А в Древней Греции и в Древнем Риме эта стихотворная форма была весьма распространена. И тому имелись весьма веские причины. Ведь что […]...
- Ода На день восшествия на престол императрицы Елизаветы (Ломоносов М. В.) Эта ода (1747) принадлежит к числу лучших од Ломоносова. Она посвящается императрице Елизавете и написана ко дню празднования ее восшествия на престол (25 ноября). В 1747 году Елизавета утвердила новый устав и новые штаты Академии наук, по которым сумма денег, отпускавшихся Академии, была увеличена вдвое. В этом же году русское правительство собиралось вступить в войну […]...
- Михаил Васильевич Ломоносов. Биография Подлинным чудом русской культуры XVIII в. и вместе с тем глубоко естественным ее порождением представляется гений М. В. Ломоносова. По многообразию дарований он был родствен титанам европейского Возрождения, по весомости вклада в развитие отечественной культуры – равновелик Петру I, по масштабу и направленности деятельности – созвучен духу эпохи Просвещения и процессу преобразования страны. “Соединяя необыкновенную […]...
- Михаил Васильевич Ломоносов (1711-1765). Биография Подлинным чудом русской культуры XVIII в. и вместе с тем глубоко естественным ее порождением представляется гений М. В. Ломоносова. По многообразию дарований он был родствен титанам европейского Возрождения, по весомости вклада в развитие отечественной культуры – равновелик Петру I, по масштабу и направленности деятельности – созвучен духу эпохи Просвещения и процессу преобразования страны. “Соединяя необыкновенную […]...
- Михаил Васильевич Ломоносов – выдающийся русский просветитель Михаил Васильевич Ломоносов – выдающийся русский просветитель, ученый, естествоиспытатель. “С Ломоносова начинается наша литература… он был ее отцом, ее Петром Великим”, – так определил В. Г. Белинский место и значение его творчества в истории отечественной литературы. В работе Ломоносова “Письмо о правилах российского стихотворчества” была предложена реформа русского стихосложения. Суть ее заключалась в замене силлабической […]...
- Реформа стихосложения (Ломоносов М. В.) Огромной заслугой Ломоносова перед русской литературой является та реформа русского стихосложения, которую он провел. Появившаяся в XVII веке виршевая силлабическая поэзия перешла и в XVIII век. Но в 1735 году В. К. Тредиаковский (1703-1769), поэт и ученый, опубликовал сочинение “Краткий и новый способ к сложению стихов российских”. В этой книге он первый задался высокой целью: […]...
- Конспект урока литературы “М. В. Ломоносов – великий помор” МДОУ Центр развития ребенка ” Детский сад №34 “Золотой ключик” г. Северодвинска Архангельской области. Конспект урока литературы “М. В. Ломоносов – великий помор” Подготовила воспитатель Первой квалификационной категории Думина Ирина Эдуардовна Г. Северодвинск 2015г. Программное содержание : 1.Закрепить знания детей о жизни и деятельности М. В. Ломоносова. 2.Развивать познавательный интерес у дошкольников к истории родного […]...
- Классицистическая критика – Михаил Васильевич Ломоносов Главными создателями теоретической системы русского классицизма были (если следовать за хронологией) Тредиаковский, Ломоносов и Сумароков. Но недаром Белинский весь начальный период русской литературы назвал “ломоносовским”. Несмотря на большие заслуги его сподвижников, только Ломоносов смог теоретически, на подлинно научной основе провести реформу русского стихосложения, обосновать значение различных литературных стилей, произвести в соответствии с выдвинутыми эстетическими принципами […]...
- Ломоносов Михаил Васильевич Михаил Васильевич Ломоносов родился 8 (19) ноября 1711 в деревне Мишанинской Куростровской волости Двинского уезда Архангелогородской губернии (Архангельская область) в зажиточной семье помора Василия Дорофеевича и дочери просвирницы погоста Николаевских Матигор, Елены Ивановны Ломоносовых. Отец, по отзыву сына, был по натуре человек добрый, но “в крайнем невежестве воспитанный”. Мать М. В. Ломоносова умерла очень рано, […]...
- Михаил Васильевич Ломоносов – реформатор русского языка и стихосложения. Краткое изложение текста Русская литература XVIII века развивалась под влиянием тех больших изменений, которые внесли в общественно-политическую и культурную жизнь страны реформы Петра. У истоков новой русской художественной литературы того времени высится исполинская фигура М. В. Ломоносова. Ломоносов не только великий ученый, но и лучший поэт своего времени. Ему принадлежат произведения самых различных жанров: оды, трагедии, лирические и […]...
- Урок на тему – М. В. Ломоносов. “Вечернее размышление о Божием величестве при случае великого северного сияния” Ломоносов утверждал волнообразную теорию света, занимался теорией горения, изучал электричество, в том числе атмосферное электричество. В следующей строфе поэт-ученый выдвигает четыре научные гипотезы, которыми пытается объяснить феномен северного сияния. В своем “Слове о явлениях воздушных, от электрической силы происходящих” (1753) Ломоносов, указывая на отличие своей теории северных сияний от теории Франклина, добавляет: “Сверх сего ода […]...
- Биография Ломоносов Михаил Васильевич (1711 – 1765) Ломоносов Михаил Васильевич (1711 – 1765), гениальный русский ученый во многих отраслях знаний, поэт, просветитель, один из самых выдающихся светил мировой науки. Отец Ломоносова, Василий Дорофеев (или Федоров), черносошный крестьянин, имел землю и суда для промысла по Мурманскому берегу; Ломоносов рос в простой и суровой обстановке. Еще подростком он ездил с отцом […]...
- Условия развития русской культуры во второй трети XVIII ( 18 )века (Литература XVII-XVIII веков) Невежественные иностранцы, прикрывшиеся званием ученых, пробравшиеся благодаря покровительству влиятельных сановников в Академию Наук ожесточенная борьба духовенства с наукой – все это тормозило развитие русской национальной культуры. Положение изменилось в начале 40-х годов, когда в Академию наук приходит Ломоносов. Убежденный сторонник реформ, горячий патриот, Ломоносов вступает в упорную борьбу с засевшими в Академии наук невеждами-иностранцами. В […]...
- О жизни и творчестве М. В. Ломоносова М. В. Ломоносов учился в Славяно-греко-латинской академии, затем была Академия в Киеве, Гимназия при Петербургской академии наук, школа философа Вольфа в Марбурге, Фрейбергский университет (Германия). Ломоносов был щедро одарен многими талантами. Он был замечательным химиком, исследовал электричество, наблюдал астрономические явления, заново открыл секрет средневековой мозаики, изучал древнерусские летописи и писал исторические труды. Одним из первых […]...
- Литературные параллели: Пушкин и Ломоносов Пушкин, как и Ломоносов, вводит в литературный язык как книжные, так и разговорные средства выражения в отличие от карамзинистов, которые борются с книжными элементами, или от шишковистов, которые борются с элементами разговорными. Однако, в отличие от Ломоносова, Пушкин не связывает разнообразие языковых средств с иерархией жанров; соответственно, употребление славянизмов или русизмов не обусловлено у него, […]...
- Переводная литература: Ломоносов “Разговор с Анакреонтом Анакреонт (Анакреон) – древнегреческий поэт, воспевавший сладостные утехи быстротекущей жизни, вино, любовь и веселье. В студенческие годы Ломоносов увлекался стихами этого поэта и переводил его. Зрелый Ломоносов постепенно пересматривает свое отношение к Анакреонту. Долг перед народом, государством, наукой не позволяет Ломоносову думать о беззаботной жизни, воспетой Анакреонтом, и он вступает с ним в спор, хотя […]...
- Ломоносов Михайло Васильович Дата народження – 19 вересня – 1711 Дата смерті – 15 квітня – 1765 Ломоносов, Михайло Васильович – один з найбільших російських поетів і вчених (1711 – 1765Це добре усвідомлювали вже кращі його сучасники. “Він наших країн Малгерб, він – Пиндару подібний!” – писали про його вірші навіть його вороги; “всі наукові мемуари Ломоносова – […]...
- Жан Жак Руссо – деятель французского Просвещения, философ Жан Жак Руссо (1712-1778) – деятель французского Просвещения, философ, идеолог Великой французской революции. Родился в Женеве в семье часовщика. Воспитывался в среде женевских ремесленников, для которой были характерны высокий уровень грамотности, а также стремление к политическим знаниям. Именно эта среда сформировала у будущего политического мыслителя “свободный и республиканский дух”. С юных лет Руссо увлекался примерами […]...
- Краткая биография Ломоносова Михаила Васильевича Великий русский ученый, химик, физик, художник и поэт Михаил Васильевич Ломоносов был рожден 19-ого ноября 1711-ого года в Архангельской губернии. С раннего детства Михаил Ломоносов тянулся к знаниям. Очень рано ему удалось освоить грамоту. Будущий великий ученый и поэт проживал с отцом и мачехой, которая никогда не любила пасынка. Когда юный Ломоносов узнает, что отец […]...
- Гете-ученый. Грани личности Метод научного исследования, предложенный Гете, и сегодня применяется в теоретической физике и астрономии. Сущность его заключается в констатации “морфологических соответствий” между макро и микрофизикой, структурами галактической Вселенной и атомом. Творец “Фауста” и замечательных образцов лирики гордился своими достижениями в области точных наук: “Все, что я сделал как поэт, не наполняет меня гордостью. Но то, что […]...
- Гавриил Романович Державин – выдающийся деятель русской литературы Гавриил Романович Державин – еще один выдающийся деятель русской литературы XVIII века. Его поэзия завершает классицистическую традицию и одновременно открывает новые пути, подготавливает появление пушкинской “поэзии действительности”. По словам Белинского, поэзия Державина “была первым шагом перехода от риторики к жизни”. Известность к Державину пришла в 1783 году, когда он создал оду “Фелица”, воспевающую Екатерину II. […]...
- Сочинение на тему стихотворения Г. В. Ломоносова “На день восшествия на престол императрицы Елизаветы Петровны, 1747 год ” – лучшая ода Ломоносова. Возле источников новой русской художественной литературы стоит исполинская за масштабами научной, культурной и общественной деятельности фигура М. В. Ломоносова. Везде он сказал свое слово. Необыкновенная энергия и трудоспособность, сила воли, объединение способностей ученого, общественного деятеля и поэта, борьба за образование […]...
- Анализ стихотворения К статуе Петра великого (Ломоносов М. В.) В Надписи “К СТАТУЕ ПЕТРА ВЕЛИКОГО” Ломоносов проявляет себя как приверженец монархии, истинный патриот, что не удивительно, так как, даже спустя годы его обучения за границей, он возвращается на Родину. Скорее всего, Михаил Васильевич разделял взгляды западников, а не славянофилов, на что, возможно, повлияло поездка в Европу. Именно поэтому в своем произведении он дает положительный […]...
- Сочинение на тему “Общественный” роман “Господа Головолевы” “Общественный” Роман “Господа Головолевы” В конце 60-х – начале 70-х годов Салтыков-Щедрин в ряде своих критических работ утверждал необходимость появления в русской литературе нового “общественного” романа. Он считал, что старый любовный, семейный роман исчерпал себя. В современном обществе подлинно драматические конфликты все чаще и чаще обнаруживаются не в любовной сфере, а в “борьбе за существование”, […]...
- Оды – М. В. Ломоносов Первая ода Ломоносова – “На взятие Хотина” (1739) – посвящена победе над турками. Турецкое войско одержимо адской злобой: “Не ад ли тяжки узы рвет и челюсти разинуть хочет?”. Но россы горят любовью к отечеству и императрице, и потому “чтоб орлов сдержать полет, таких препон на свете нет”. Посрамленные турки стыдятся самого солнца. Представляется видение Иоанна […]...
- Иван Франко как писатель, переводчик, ученый Ивана Франко называют Каменщиком, который прокладывал родному народу дорогу в лучше будущее. Писателя называют титаном работы, который высоко поднял украинское слово. В его лице счастливо соединились великий писатель, глубокий ученый-гуманитарий, активный общественный деятель. Он жил и работал во имя народа и для народа. Творческое наследие этого Исполина Духа и в самом деле впечатляет – четыре […]...
- УЧЕНЫЙ КОТ (басня) К. Анкундинов У кошки маленький котеночек подрос. – Как дальше быть? – возник вопрос. Ловить мышей – такая штука, Что тут нужна теперь наука. Решила мать, что впору Послать котенка в школу, И вот за партой в классе Сидит пушистый Вася… С усердием большим, как наказала мать, Принялся кот науку постигать. Он изучил до тонкости […]...
- Идеалы Ломоносова в “Оде на день восшествия на всероссийский престол ея величества государыни императрицы Елизаветы Петровны” Ода, по определению словаря литературоведческих терминов, – торжественное стихотворение, посвященное какому-то историческому событию или герою. Ода М. В. Ломоносова посвящена восшествию на престол императрицы Елизаветы Петровны в 1747 г. В оде царица Елизавета Петровна предстает возвышенным существом. Поэт возлагает на нее огромные надежды на мир и процветание России. В первую очередь Ломоносов говорит о мире, […]...
- Богдан Хмельницкий – гетман Украины, выдающийся государственный деятель и полководец Хмельницкий приложил много усилий для организации украинского войска, установления дипломатических связей с другими странами, вел непримиримую борьбу с польской шляхтой. О Богдане Хмельницком очень много написано в нашей литературе. Это один из самых колоритных образов в истории Украины, который сделал много для того, чтобы страна была свободной и сильной, потому что в те времена крымские […]...
- Биография Ломоносова Михаила Васильевича Необычайна его биография. Он родился на Севере – недалеко от деревни Холмогоры, вблизи Архангельска, в Беломорском крае. Жившие там государственные крестьяне не знали ни крепостного права, ни нашествия Орды. То были люди суровой морской выучки, преисполненные духа новгородской предприимчивости. Со времен Ивана Грозного Архангельск вел торг с Англией и другими странами, здесь до основания Петербурга […]...
- Достижения Ломоносова Гордостью русской науки и литературы был Михаил Васильевич Ломоносов. Ученый-энциклопедист, сделавший открытия во многих областях науки – физике, химии, математике, механике, он сыграл большую роль в развитии русской культуры и литературы. М. В. Ломоносов в соответствии с принципами классицизма упорядочил и систематизировал русский литературный язык. Он создал учение о стилях языка. Все современное ему словарное […]...
- СЛУЖЕНИЕ ОТЕЧЕСТВУ – ГЛАВНАЯ ИДЕЯ ТВОРЧЕСТВА М. В. ЛОМОНОСОВА КЛАССИКА М. В. ЛОМОНОСОВ СЛУЖЕНИЕ ОТЕЧЕСТВУ – ГЛАВНАЯ ИДЕЯ ТВОРЧЕСТВА М. В. ЛОМОНОСОВА Вся жизнь Михаила Васильевича Ломоносова – это жизнь труженика, борца за процветание России. С именем этого деятеля связана история открытия первого русского университета в Москве, история развития самых разнообразных отраслей знания и наук. Пришедший в Москву пешком, сносивший насмешки слушателей академии, которые […]...