Движение литературы последней трети XIX в
В русской жизни и в русской литературе последних десятилетий XIX в. происходят резкие и знаменательные перемены. Ушла в прошлое эпоха крепостного права. И хотя остатки крепостничества все еще ощущались и в экономике, и в политике, и в общественном сознании, однако чем дальше, тем все яснее становилось, что возврата к прошлому уже нет.
Россия вступила на путь капиталистического развития. Прогресс? Возможно. Но оставался один главный вопрос, четко сформулированный Некрасовым:
Я видел красный день: в России нет раба!
И слезы сладкие я пролил
“Довольно ликовать в наивном увлеченье, –
Шепнула муза мне. – Пора идти вперед:
Народ освобожден, но счастлив ли народ?..”
Вот та кардинальная проблема, которая оставалась в центре всеобщего внимания, многое определяя в развитии литературы.
Есть своя закономерность в том, например, что в 70-е гг. XIX в. почти одновременно создавались главнейшие части эпопеи Некрасова “Кому на Руси жить хорошо” и роман Л. Толстого “Анна Каренина”. Казалось бы, что может быть общего между этими произведениями? А между тем их все же объединяет мысль о народе-труженике и народе-судье;
Эти же тенденции проявлялись в творчестве Гл. Успенского, Н. С. Лескова и др. И Достоевский, прямо полемизировавший с представителями революционного движения, также страстно желал обновления русской жизни.
Мысль о народе и для него была решающей, хотя его понимание сути народного характера во многом отличалось от взглядов такого, например, писателя, как Салтыков-Щедрин.
- Просвещение и культура последней трети XVIII века (Литература XVII-XVIII веков) Обострение классовых противоречий, нарастание крестьянского Движения содействуют развитию передовой общественной мысли и ведут к более четкому размежеванию культуры на два лагеря: прогрессивный и реакционный. Растет и крепнет литература передового дворянства и демократических слоев общества, резко обличающая чиновников-взяточников, вельмож, занимающих высокое положение не по заслугам, и жестоких помещиков. Успешно развивается наука. Основанный в 1755 году Московский […]...
- История литературы: Романтическое движение в немецкой литературе Романтическое движение в немецкой литературе началось на исходе столетия. Новые, тенденции возникли в творчестве писателей, детство которых пришлось на годы Французской революции.1789 г., а юность – на первые послереволюционные годы. Романтикам довелось остро почувствовать и силу напора исторического развития, и упрямую сопротивляемость феодально-бюргерской Германии такому ходу истории. В послереволюционной Европе, несмотря на противодействие дворянства и […]...
- Кто он, “герой нашего времени”? (По двум произведениям русской и родной литературы последней четверти XX века) 1. Исторические изменения в общественной жизни России. 2. Снижение идей соцреализма. 3. Герой-маргинал С. Довлатова. 4. Героини Л. Петрушевской. В последней четверти XX века в литературе нашей страны начали происходить существенные изменения. Все меньше внимания авторы уделяли темам и идеям соцреализма, все реже обращались к теме рабочего класса и прославляли доблестный труд советского человека. Вместо […]...
- Классики русской литературы XX века и революционное движение (Литература XX века) Русская художественная литература XIX века блистает длинным рядом имен, давно получивших не только национальное, но и мировое признание. В этот классический ряд выстроились такие изумительные фигуры, как Грибоедов, Пушкин, Гоголь, Лермонтов, Тургенев, Достоевский, Толстой и другие – вплоть до Чехова. Все они вышли из определенной социальной среды, каждый из них был тесными узами связан со […]...
- Раскройте романтические и реалистические тенденции в литературе первой трети XIX ст ХІХ столетие, еще на самому его начале, русской поэт Е. Баратынский пророчески назвал “железным”, а тем, кому довелось тогда жить, предрекал “промышленные хлопоты”. В историю человечества ХІХ столетие вошло как время бушующих изменений и в духовной, и в материальной культуре. Но “промышленные хлопоты”, технические перевороты в областях производства не уменьшили потребность человека в духовной культуре. […]...
- Условия развития русской культуры во второй трети XVIII ( 18 )века (Литература XVII-XVIII веков) Невежественные иностранцы, прикрывшиеся званием ученых, пробравшиеся благодаря покровительству влиятельных сановников в Академию Наук ожесточенная борьба духовенства с наукой – все это тормозило развитие русской национальной культуры. Положение изменилось в начале 40-х годов, когда в Академию наук приходит Ломоносов. Убежденный сторонник реформ, горячий патриот, Ломоносов вступает в упорную борьбу с засевшими в Академии наук невеждами-иностранцами. В […]...
- Общественное движение 60-х гг. XIX в В настоящее время считается общепризнанным, что художественная литература – искусство слова – развивается по своим собственным, внутренним законам. Выяснение этих законов является важнейшей задачей науки о литературе – литературоведения. Писатели, драматурги, поэты, критики не существуют в некоем безвоздушном пространстве. Общественные движения, идейные споры, столкновения разных эстетических позиций не могут не волновать их в той или […]...
- Русские эстетические трактаты первой трети XIX века Славянофилы в своих литературных вкусах и построениях были консервативными романтиками и убежденными противниками критического реализма. Новые противники реализма прошли искусы немецкой философии, и спорить с ними было нелегко. Они сражались, можно сказать, тем же оружием, что и приверженцы реализма. Среди славянофилов следует различать два поколения. К старшему, основавшему самое учение, относятся И. В. Киреевский, его […]...
- Общественное движение в эпоху правления Николая I Общественное движение Несмотря на поражение восстания декабристов и ужесточение полицейского режима, оппозиционные настроения в обществе сохранялись. Однако возникавшие в конце 1820-х – начале 1830-х гг. политические организации (кружки Н. П. Сунгурова, братьев Критских) быстро раскрывались полицией. В связи с ужесточением полицейского режима при Николае общественная активность в большей степени выражалась не в форме политической деятельности, […]...
- Молодой герой первой трети XIX века (Онегин и Печорин) Евгений Онегин и Григорий Печорин – два героя, две эпохи, две судьбы. Один являет собой результат разочарования в прежних идеалах (идеалах свободы, равенства, братства), поскольку его создатель сформировался как личность в 10-20-е годы XIX века. Другой – типичный представитель молодежи 30-х годов. Эта эпоха характеризуется полнейшим бездействием, наступившим после восстания на Сенатской площади, отсутствием идеалов […]...
- Литературно-теоретическая мысль в России первой трети XIX века Литературно-теоретическая мысль в России первой трети XIX века продолжала развиваться в русле эстетики, хотя в это время вычерчивался поворот “от старой “риторической” теории к новой, “эстетической”. Один из исследователей тех времен в этой связи отмечал: “Обращая внимание на развитие теории прозы и поэзии у древних и новых писателей, видим, что первая, начавшись с правил витийства, […]...
- Русский символизм как эстетическое и мистическое движение Главное различие между французскими и русскими символистами в том, что для французов символизм был всего лишь новой формой поэтического выражения, а русские сделали его еще и философией. Они увидели вселенную как систему символов. Для них все было значительным не только само по себе, но и как отражение чего-то другого. Известный сонет Бодлера Correspondances (Соответствия) с […]...
- Каким предстает белое движение в романе Булгакова “Белая гвардия”? Роман М. А. Булгакова “Белая гвардия” посвящен трагическим событиям 1918-1919 годов в Киеве – родном городе писателя. По воспоминаниям современников, власть в городе за эти годы менялась от 12 до 18 раз, сам же А. М. Булгаков утверждал, что переворотов было 14, из которых он лично пережил 10. Такая круговерть событий наглядно доказывает, что прочного […]...
- “Песня последней встречи” Обзор творчества А. А. Ахматовой. Стихотворения “Песня последней встречи” Стихотворение “Песня последней встречи” было написано в 1911 году и входит в состав первого поэтического сборника Ахматовой “Вечер”. Оно посвящено теме любви. Само название настраивает на драматическое развитие сюжета. В цен’гре стихотворения – мысли и чувства лирической героини. Ее душевное состояние поэт передает с помощью своего […]...
- Сочинение о Песне последней встречи Ахматовой Подготовка к ЕГЭ: Сочинение о Песне последней встречи Ахматовой Сочинение. Тема: “Анализ стихотворения А. А. Ахматовой “Песня последней встречи” Анна Андреевнf Ахматова, наделенная поэтической душой, смогла несколькими пронзительными словами рассказать о тайне любви, трагедии при ее потере и преодолении трагедии в стихотворении “Песня последней встречи”. Преодолев пик личной скорби и безнадежность печали, Анна Ахматова в […]...
- Уход в революционное движение Герцена Снова перед Герценом встает вопрос о вариантности в жизни отдельных людей и в истории народов. Разными путями могла бы пойти жизнь Матвея. Сложись обстоятельства иным образом – и другая участь ожидала бы его. Однако случайность не отменяет закономерности. Ведь любые случаи выпадают в соответствии с вероятностью. А для массы русских крепостных Матвеев наиболее вероятны, с […]...
- Литературно-общественное движение в середине ХІХ столетия Идейная борьба. Ощущавшийся еще в начале XIX в. кризис феодально-крепостнической системы стал еще более острым в 40-е годы. Назревала явная необходимость кардинальных перемен во всех сферах русской жизни. Это признавалось и в секретных документах, предназначенных только для царской верхушки. Так, во “всеподданнейшем” отчете III отделения за 1839 г. говорилось: “Вообще весь дух народа направлен к […]...
- Мифология сада в последней комедии Чехова 1 Бунин, трепетно относившийся к Чехову как личности и признававший особенную “органичность” творений Чехова-прозаика, не любил чеховских пьес. Свои позднейшие “Воспоминания” (1950) он открыл иронической “заметкой”, в которой доказывал бытовую несостоятельность последней чеховской комедии. “…Чехов, имевший весьма малое представление о дворянах-помещиках, о дворянских усадьбах, о их садах, но еще и теперь чуть не всех поголовно […]...
- Автор и его герой в поэме “Василий Теркин”. Движение сюжета поэмы В “Василии Теркине” мало противопоставлений, зато много движения, развития – прежде всего в образах главного героя и автора, их контактах между собой и с другими персонажами. Первоначально они дистанцированы: во вступлении Теркин объединяется только с хорошей поговоркой или присказкой – и наоборот, слова о правде автор произносит явно от себя. Несходство еще более углубляется в […]...
- Анализ стихотворения “Песня последней встречи” А. А. Ахматовой Произведение ранней лирики Ахматовой, “Песня…” отражает драматизм уже в своем названии. Используя Прием антитезы (противопоставления), Ахматова усиливает описываемые чувства лирической героини: “Так беспомощно грудь холодела, // Но шаги мои были легки”. Здесь же излюбленные поэтессой “говорящие детали”: перчатка с левой руки, надетая на правую руку, передает ощущение психологического дискомфорта; это состояние усиливает некий ритмический сбой […]...
- Диссидентское движение в СССР в период застоя Диссидентское движение Благодаря возросшему уровню жизни социальная напряженность в обществе в целом снизилась по сравнению с началом 1960-х гг., хотя недовольство сложившейся ситуацией проявлялось в падении трудовой дисциплины. Основную опасность для власти представляло недовольство в среде интеллигенции. Различные формы инакомыслия, критики господствующей идеологии и политической системы получили название диссидентского движения. Признанными лидерами диссидентского движения стали […]...
- До последней капли крови Спустя четверть века после войны в глухом лесу под Вязьмой был найден вросший в землю танк БТ с хорошо заметным тактическим номером 12. Люки были задраены, в борту зияла пробоина. Когда машину вскрыли, на месте механика-водителя обнаружили останки младшего лейтенанта-танкиста. У него был наган с одним патроном и планшет, а в планшете – карта, фотография […]...
- Социалистическое и буржуазно-демократическое антивоенное движение в политике и литературе Новый динамизм литературной жизни не был неожиданным. Он стал своеобразным проявлением мощных сдвигов, происходивших в мировом историческом процессе и сопровождавшихся настолько далеко идущими последствиями, что их трудно было предугадать в начале нового века. Каменщик Йон, ужаснувшись, воскликнул, что все здание “может в любой момент рухнуть”, и в этих словах его выразились не только предчувствия, связанные […]...
- “Песня последней встречи” анализ стихотворения Ахматовой В смутное время, когда XIX век сменялся XX, в мире, находящемся в предчувствии глобальных потрясений, вспыхнула самая яркая в литературе новой эпохи женская поэзия – лирика Анны Ахматовой. Весной 1912 г. вышел ее первый сборник стихов “Вечер”. Тираж был совсем небольшим – всего 300 экземпляров, но этого было достаточно, чтобы молодая поэтесса стала знаменитой. Критики […]...
- Краткое содержание, анализ “Песня последней встречи” Ахматова “Песня последней встречи” (1911, сборник “Вечер”) Произведение ранней лирики Ахматовой, “Песня…” отражает драматизм уже в своем названии. Используя прием антитезы (противопоставления), Ахматова усиливает описываемые чувства лирической героини: “Так беспомощно грудь холодела, \\ Но шаги мои были легки”. Здесь же излюбленные поэтессой “говорящие детали”: перчатка с левой руки, надетая на правую руку, передает ощущение психологического дискомфорта; […]...
- Движение декабристов Движение декабристов Отход Александра I от реформаторских планов начала царствования вызвал образование среди дворян тайных обществ, ставивших целью установление конституционного строя в России и ликвидацию крепостного права. Первые такие общества стали появляться после возвращения русской армии из заграничных походов, участниками которых были многие герои войны, побывавшие за границей и вдохновленные европейскими порядками. Впоследствии члены этих […]...
- Движение внутреннего мира героя по роману Путешествие из Петербурга в Москву (Радищев А. Н.) “Путешествие из Петербурга в Москву” А. Н. Радищева является одним из величайших произведений русской литературы эпохи сентиментализма. В творчестве писателя отражены такие черты этого литературного направления, как расширение внутреннего мира человека, внимание к чувственному восприятию окружающего, стремление к реалистическому изображению действительности. Распространение сентиментально-реалистического направления в конце ХVIII века в России связано с распространением жанра “путешествий”. […]...
- “Вечное движение”: об одной детали у Пушкина и Островского В незавершенной драме Пушкина “Сцены из рыцарских времен” (1835) и в драме Островского “Гроза” (1859), между которыми, казалось бы, трудно отыскать нечто общее, совпадают, однако, несколько деталей и сюжетных ситуаций. Вот одна из них. К богатому купцу обращается нищий изобретатель-самоучка: просит денег для проведения каких-то опытов или для реализации своих изобретений. У Пушкина это монах […]...
- Стихотворение А. Ахматовой “Песня последней встречи” (восприятие, истолкование, оценка) Поэзия А. А. Ахматовой – это небо из кусочков цветного стекла, раскинувшееся над городом под названием Любовь. Открывая томик с ее стихами, читатель попадает в этот город, а восходящее или заходящее солнце, льющее свет с неба, расцвечивает его улицы постельными, кричащими или мрачными красками. Особенно оживленным город становится на улицах “Вечера”, “Четок”, “Белой стаи”, “Подорожника”. […]...
- Движение Ф. Стендаля к реализму Отклоняя классицистические каноны, Стендаль вместе с тем признавал существование “железных законов” реальности и необходимость их познания художником. Он гласил: “Необходимо, чтобы воображение усвоила железные законы реального мира и, соответственно, корректировалась ими”. Это выводило его за пределы романтизма, для которого воображение было и средством познания мира, и художественной реализацией этого познания. Стендаль считал, что воображение может […]...
- Сборка кубика РУБИКА. Шаг №4 – крест на последней стороне Шаг №4 – крест на последней стороне. Приступаем к последнему слою. Но не спешите, еще далеко не все, последний слой состоит из 4-х шагов, и минимальное количество алгоритмов, которые нужно запомнить, – пять штук. Это вызвано тем, что чем ближе мы к конечной цели, кубику, собранному целиком, тем большую часть нам надо не разрушить. Собирая […]...
- Почему Печорин так холодно обошелся с Максимом Максимычем во время их последней встречи? Текст по роману М.Ю.Лермонтова Герой нашего времени Почему Печорин так холодно обошелся с Максимом Максимычем во время их последней встречи? В главе “Максим Максимыч” описана сцена, когда на перепутье, во Владикавказе, на площади у гостиницы, встречаются армейский капитан и человек избранной среды, главный герой романа Печорин. Максим Максимыч, по определению критика В.Г. Белинского, – один из […]...
- “Книга для каждого освещает наше личное движение к истине” (М. Пришвин)(на литературном материале XIX-XXIв.) Если говорить о том, кто из писателей начала 20 века произвел на меня наибольшее впечатление, то следует сказать, конечно, об А. И. Куприне. Принято считать, что это писатель скорее “второго эшелона”, хороший беллетрист и не более. Однако повесть А. И. Куприна “Поединок” стала своеобразным взрывом, шоком для читателей. Это произведение рассказало всю правду о российской […]...
- Театр во второй трети XVIII ( 18 ) века (Литература XVII-XVIII веков) Вплоть до середины XVIII века (до 1756 г.) театральные представления продолжались лишь в школах, преимущественно духовных. Начиная с 30-х годов возобновляется придворный театр. Он обслуживается преимущественно иностранными труппами (итальянскими, немецкими, французскими). На русском языке пьесы в 30-40-х годах ставились в школьных театрах. С конца 40-х годов интерес к театру пробуждается и в широких городских демократических […]...
- Гавриил Романович Державин – выдающийся деятель русской литературы Гавриил Романович Державин – еще один выдающийся деятель русской литературы XVIII века. Его поэзия завершает классицистическую традицию и одновременно открывает новые пути, подготавливает появление пушкинской “поэзии действительности”. По словам Белинского, поэзия Державина “была первым шагом перехода от риторики к жизни”. Известность к Державину пришла в 1783 году, когда он создал оду “Фелица”, воспевающую Екатерину II. […]...
- Стихотворение A. A. Ахматовой “Песня последней встречи” (Восприятие, истолкование, оценка) A. A. Ахматова ввела в русскую поэзию женщину. А любовь для ее лирической героини стала пятым временем года. Раннюю лирику Ахматовой можно смело считать женской исповедью. Впрочем, лирическая героиня сохранила такую открытость внутреннего мира, даже пережив вместе со страной страшные времена репрессий и войны. Зоркость же поэтического слова была дана поэту изначально, поэтому первый сборник […]...
- Общественное движение во время правления Александра III Общественное движение Ужесточение режима при Александре III сказалось на политической активности общества. Партия “Народная воля” была окончательно разгромлена в 1883 г., ее лидеры оказались либо в тюрьме, либо в эмиграции. В целом народническое движение переживало упадок. Многие народники отказались от активной политической деятельности и предпочли заниматься “малыми делами” – работать в земствах учителями, врачами, статистическими […]...
- УРОК ГЕОМЕТРИИ В 8 КЛАССЕ на тему “Движение” УРОК ГЕОМЕТРИИ В 8 КЛАССЕ на тему “Движение” Методическая цель: Использование ИКТ в учебном процессе Тип урока: обобщающий Цели урока: Образовательные: Овладение навыком выполнения построений на уровне обязательной подготовки; Развивающие: А) совершенствование навыка: – построения симметричной фигуры относительно точки, прямой; – выполнения параллельного переноса, поворота; – применения свойств движения; – построения точки с заданными координатами […]...
- Сравнительный анализ первой и последней встречи Старцева и Екатерины Ивановны (по рассказу А. П. Чехова “Ионыч”) Рассказ А. П. Чехова “Ионыч” был написан в 1898 году. Здесь автор рисует нам историю жизни молодого, полного сил и юношеского энтузиазма врача, незаметно для самого себя постаревшего, опустившегося и превратившегося в Ионыча. Особенно ярко эта деградация видна, если сравнить первую и последнюю встречу Дмитрия Ионыча Старцева с Котиком. Когда Старцев только приехал в Дялиж, […]...
- Разделяете ли вы мнение Ивлевой о том, что Шарлотта – “самый загадочный образ в последней комедии Чехова”? Разделяете ли вы мнение Т. Г. Ивлевой о том, что Шарлотта – “самый загадочный образ в последней комедии Чехова”? Приступая к ответу на вопрос, вспомните авторскую оценку, данную в письме О. Л. Книппер-Чеховой: ” Это лучшая роль…” Покажите, почему эпизодический по своему месту в списке действующих лиц персонаж приобретает необыкновенную важность для автора. Выявите, как […]...