Мотивы мифа и сказки в творчестве Роулинг



Литература, как известно, генетически тесно связана с мифологией. Изучение мотивов мифологии в литературе, в частности, сводится к выявлению в литературных текстах определенных мифологических имен и образов. Мифологические модели и мотивы можно проследить в романах Ч. Диккенса, Э. Золя, Т. Манна и др.

Однако мифологические модели не теряют своей ценности и притягательности также и для творцов современной литературы. Круг мифологических литературных мотивов весьма расширился в конце XX в. и в начале XXI в. за “счет фантастической литературы,

основанной на сюжетном допущении иррационального характера”.

Народное словесное художественное творчество, фольклор, не только выражает мысли и чувства массы, народа, но текст фольклорного произведения может быть использован каждым, кто им интересуется. Наибольшей устойчивостью фольклорных текстов отличаются те жанры, в которых слово наделено функцией магической или религиозной, т. е. сказки, легенды, баллады, были, обрядовые песни и т. д.

Литература всегда испытывала то большее, то меньшее воздействие народного художественного творчества. При изучении фольклорных интересов писателей одной

из первоочередных задач является исследование творческого использования “различных фольклорных сюжетов, мотивов и образов в произведениях разных жанров, разных родов литературы”.

Когда Джоан Кетлин Роулинг начала писать свой первый роман “поттеровской” серии “Гарри Поттер и Философский камень” в 1990 г., в английской литературе уже существовали трилогия Джона Роналда Толкиена “Властелин колец” (1954-1955), “Хроники Нарнии” (1950-1955) Клайва Стейплса Льюиса, сказки-аллегории Ричарда Адамса “Уортершипские холмы” (1972), “Шар-дик” (1975) и др.

Несколько английских издательств отказались публиковать первую книгу Дж. К. Роулинг, но в 1996 г. литературный агент сообщил писательнице, что издательство “Блумсбери” (“Bloomsbury”) готово напечатать ее роман “Гарри Поттер и Философский камень”. Он вышел в свет в июне 1997 г. и завоевал британскую награду “Книга года”.

В первой же главе первой книги “поттерианы” читатель видит профессора школы Хогвартс Минерву МакГонагалл, обернувшуюся кошкой. Но ведь это постоянный мотив фольклора и сказок, например, и в “Одиссее” Афина превращается в ласточку (2, с. 401).

Эпические поэмы создавались древними греками на основе народных песен и сказаний. Эпические поэмы слепого певца Гомера “Илиада” и “Одиссея” передавались из уст в уста в течение нескольких поколений. Они были записаны в Афинах только в VI в. до н. э. Некоторые исследователи древнегреческой литературы сомневались в исторической реальности личности Гомера.

Так, в 1795 г. и в 1837 г. немецкие филологи Ф. Вольф и К. Лахман называли “Илиаду” и “Одиссею” результатом безличного народного творчества, тем более, что биографические сведения о Гомере отсутствуют, а семь городов в древней Греции спорили о праве называть себя родиной этого замечательного аэда. Как Вольф, так и Лахман считали “Илиаду” и “Одиссею” соединением многих древних песен, которое было совершено различными аэдами.

Главная героиня “поттерианы”, подруга Гарри и Рона Уизли, Гермиона Грэйнджер (Hermione Granger) получила имя, взятое из греческой мифологии. Согласно мифам, Гермиона была дочерью прекрасной Елены и царя Спарты Менелая.

Врагу Гарри, Рона и Гермионы, школьнику Драко Малфою (Draco Malfoy) писательница дала имя, которое не могло бы повториться ни в одной из английских школ и не могло бы стать “дразнилкой”, поскольку первые тома “поттерианы” создавались в расчете на 11-12-летних детей. Это впоследствии “поттерианой” стали Увлекаться и взрослые. Дракон (drakon) в греческой мифологии – это крылатое огнедышащее чудовище с гигантским змеиным туловищем, “представление о котором перешло к грекам от других культур” (5, с. 193).

Да ведь и латинский эпиграф ко всей серии романов о Гарри Поттере говорит о драконе: “Draco dormiens nunquam titillandus” (“Спящего дракона никогда не следует беспокоить”). Это изречение находится на титуле каждого тома (в издании “Bloomsbury”) под изображением герба школы Хогвартс.

Когда в конце первого тома “поттерианы” Гарри, Рон и Гер-миона попадают в Запретный Лес (The Forbidden Forest, в русском переводе – Сумеречный Лес), они впервые видят кентавров, существ, до пояса имеющих человеческое тело, а ниже пояса – лошадиное.

Согласно древнегреческой мифологии, полулюди-полукони являлись потомками царя многочисленного племени гигантов-лапифов Иксиона. “Когда Иксион попытался соблазнить Геру, Зевс создал облачный призрак Геры – Нефелу. От Нефелы и Иксиона родился Кентавр и произошли кентавры” (5, с. 223). В “поттериане” у Роулинг один из кентавров даже становится учителем в Хогвартсе.

Гарри рассказывает лесничему Хагриду, что он знает о страшном трехголовом псе, которой сторожит в Хогвартсе вход в подземную комнату, где хранится Философский камень. Хагрид проговаривается, что пса можно усыпить при помощи музыки, что и было сделано. Трехголовый свирепый пес в древнегреческой мифологии (иногда с пятью или со ста головами, увитыми змеями) – это Кербер, или Цербер, пес, охранявший подземное царство Аида.

Орфей усмирил Цербера своим напевом (5, с. 259).

В Тайной комнате, поисками которой во втором томе озабочены Гарри, Рон и Гермиона, находится Василиск, Король Змей. Его Гарри побеждает с помощью посланных директором Дамблдо-ром птицы Феникса и волшебного серебряного меча, который Гарри достал из шляпы Годрика Гриффиндора.

Василиск, мифический чудовищный змей, по описанию Плиния Старшего, наделяется сверхъестественной способностью убивать не только ядом, но и взглядом (отчего в “поттериане” Феникс первым делом выклевывает ему глаза). Некоторые мифы описывают Василиска как гигантскую птицу с хвостом змеи, которая дышала огнем. В других мифах этот Король Змей признавался богоравным. Смертельным для Василиска считался крик петуха.

В Средние века верили, что Василиск выходил из яйца, снесенного петухом и высиженного жабой (4, с. 116).

На первом же уроке Защиты от черной магии профессор Ре-мус Люпин предложил учащимся пообщаться с призраком “боггар-том”, который поселился в шкафу его классной комнаты. Всезнайка Гермиона на вопрос профессора “Что такое боггарт?” ответила, что это особый дух, который принимает форму того, кто, по его мнению, нас больше всего пугает. В кельтской мифологии боггарт (или богле) это дух, постоянно живущий в доме и способный на злые проделки. В Северной Англии существует вера в то, что если боггарту дать имя, он становится непредсказуемым, непослушным и неуправляемым.

Это поверье распространено, главным образом, в Ланкашире и Йоркшире.

На протяжении почти всего третьего тома “поттерианы”, т. е. романа “Гарри Поттер и узник Азкабана”, идет речь о крылатых конях гиппогрифах, один из которых по имени Бакбик (Buckbeak) спасает крестного отца Гарри, узника Азкабана Сириуса Блэка, унеся его прочь от школы Хогвартс и от страшных Дементоров. Гиппогрифы имели, согласно легенде, лошадиные тела, задние ноги и хвосты, а передние ноги, крылья и головы у них были, как у гигантских орлов (hippos, греч. конь; гриф – птица из семейства ястребиных).

Легенда раннего Средневековья о рыцарях Круглого стола сообщает, что волшебник Мерлин был сыном христианки и мужского демона инкуба. В кельтской мифопоэтической традиции образ Мерлина бытовал в устных народных преданиях, а в XII в. этот образ получил популярность через сочинения Гальфрида Монмут-ского. Традиционная канва повествования о Мерлине складывается в XIII в. Неоднократные упоминания в “поттериане” о волшебниках, рожденных в семьях, где только один из родителей волшебного происхождения, восходит, по-видимому, к легенде о кудеснике Мерлине, а также к преданию о Роберте-Дьяволе, герцоге Нормандском, который якобы был сыном дьявола и герцогини.


1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars (1 votes, average: 5.00 out of 5)
Loading...

Мотивы мифа и сказки в творчестве Роулинг