Мотивы, жанровое разнообразие, Н. А. Некрасова. Основные исследования о творчестве поэта



“Я лиру посвятил народу своему”, – с полным правом сказал о себе Н. А. Некрасов. Поэт жил в эпоху великих преобразований, когда общественно – политические реформы потребовали реформ в искусстве, в том числе и поэзии. Такой глубочайшей реформой было по своей сути творчество Н. А. Некрасова, который повернул поэзию лицом к народу, наполнив ее народным мироощущением и живым народным языком.

Он один из первых, кто проложил дорогу демократической поэзии.

Тема предназначения поэта и поэзии является традиционной для русской литературы.

Она прослеживается в творчестве Державина, Кюхельбекера, Рылеева, Пушкина, Лермонтова. Н. А. Некрасов не исключение. Если у Кюхельбекера, Пушкина поэт – “пророк” находится над толпой в борьбе за идеалы свободы, добра и справедливости, идет к людям “глаголом жечь сердца”, то у Лермонтова пророк уже другой: он бежит от людей в пустыню.

Видя их пороки, он не находит в себе сил для борьбы. Поэту Некрасова – это пророк, которого к людям “послал бог гнева и печали”, его путь тернист, потому что поэт проходит этот путь с карающей лирой в руках, негодуя и обличая. Поэт понимает, что снискать всеобщую

любовь таким образом невозможно.

Поэтическим манифестом поэта стало стихотворение “Поэт и гражданин” (1856), написанное в форме диалога поэта с читателем – гражданином, демократом по своим убеждениям, который предъявляет поэту требования от имени лучших людей страны – эти требования отвечают духу времени, духу самой жизни:

Будь гражданин! Служи искусству, Для блага ближнего живи, Свой гений подчиняя чувству Всеобнимающей любви…

Перед нами не поединок двух противников, а взаимный поиск истинного ответа на вопрос о роли поэта и назначении поэзии в общественной жизни. Гражданин убеждает поэта в том, что его роль в жизни общества значительна и требует от него не только художественного таланта, но и гражданских убеждений:

Поэтом можешь ты не быть, Но гражданином быть обязан.

Стихотворение “Элегия” – поэтическое завещание поэта-гражданина, выполнившего свой долг:

Я лиру посвятил народу своему. Быть может, я умру неведомый ему, Но я ему служил – и сердцем я спокоен…

Народ и идея народного служения стали для Некрасова главной очищающей силой, источником нравственного обновления, духовной опорой. “Он как бы лечился народом”, – скажет о нем К. Чуковский. В 1845 году выходит стихотворение Некрасова “В дороге”. Оно стало настоящим потрясением для русской поэзии.

Некрасов сделал крестьянина главным героем лирического стихотворения, изобразив его как человека с индивидуальной судьбой. Таким образом, уже в первом зрелом произведении поэта проявились новаторские тенденции: глубокое раскрытие внутреннего мира крестьянина, сочетание индивидуального и типического, эпические элементы, народный язык, социальный критицизм, новизна способов выражения авторского сознания.

Чтобы понять себя, осветить так или иначе историю своей души, поэт обращается к поре детства. Стихотворение “Родина” (1846) – это попытка проанализировать влияние крепостничества на формирование детской души. Деспотизм и рабство не только оставляли в детской душе страшные следы – они рождали ненависть, сопротивление, стремление вырваться из этого мира.

Само название дано стихотворению не без яда, так как родные места – это прежде всего разнузданно-эгоистическая жизнь господ и прозябание задавленных страхом и нуждою рабов. Такая родина вызывает горькие воспоминания:

Нет! в юности моей, мятежной и суровой, Отрадного душе воспоминанья нет…

Но не только жизнь русского крестьянства описывает Некрасов, но и жизнь городской бедноты. Он подчеркивает трагизм городской повседневности и обыденности. В стихотворении “Размышления у парадного подъезда” (1858) Некрасов с гневом и негодованием говорит о судьбе народа. Владельцу роскошных палат, считающему “жизнью завидною” “волокитство, обжорство, игру”, он противопоставляет горемычную жизнь крепостного крестьянина. “Деревенские русские люди” пришли в лаптях издалека к важному вельможе пожаловаться на свое разорение, но их прогоняет швейцар, так как вельможа “не любит оборванной черни”.

Драматизм картины основан на контрасте между бесправным и нищим положением народа и паразитической, роскошной жизнью богачей и вельмож.

Понять нужды народа и повести его за собой призваны “народные заступники”, “учителя народа”, “сеятели” правды:

Сейте разумное, доброе, вечное…

Тема заступничества за народ звучит и в стихах, посвященных памяти Белинского, Чернышевского, Добролюбова, Гоголя. Некрасов воспевает их высокие нравственные качества, мудрый ум и волю. Народные заступники – страдальцы, несущие в себе боль о человеке, боль о России, идут ради общего блага на жертвы.

Они проносятся “звездой падучей”, но без них “заглохла б нива жизни”.

Что же является залогом будущего благополучия? Русский национальный характер, богатырские силы народа, который:

Вынесет все – и широкую, ясную Грудью дорогу проложит себе…


1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars (1 votes, average: 5.00 out of 5)
Loading...

Мотивы, жанровое разнообразие, Н. А. Некрасова. Основные исследования о творчестве поэта