Сатирические мотивы в творчестве Н. В. Гоголя



Великий сатирик начал свой творческий путь с описания быта, нравов и обычаев Украины, по­степенно переходя к описанию всей огромной Руси. Ничто не ускользнуло от внимательного глаза художника: ни пошлость и тунеядство по­мещиков, ни подлость и ничтожество обывате­лей. “Миргород”, “Арабески”, “Ревизор”, “Же­нитьба”, “Нос”, “Мертвые души” – едкая сатира на действительность. Гоголь стал первым из рус­ских писателей, в творчестве которых получили ярчайшее отражение отрицательные явления жизни.

Белинский

называл Гоголя главой новой реалистической школы: “Со времени выхода в свет “Миргорода” и “Ревизора” русская лите­ратура приняла совершенно новое направле­ние”. Критик считал, что “совершенная истина жизни в повестях Гоголя тесно соединяется с простотой вымысла. Он не льстит жизни, но и не клевещет на нее: он рад выставить наружу все, что есть в ней прекрасного, человеческого, и в то же время не скрывает и ее безобразия”.

Писатель-сатирик, обращаясь к “тени мело­чей”, к “холодным, раздробленным, повседнев­ным характерам”, должен обладать тонким чув­ством меры, художественным

тактом, страстной любовью к правде. Гоголь девизом к своему творчеству взял следующие слова: “Кто же, как не автор, должен сказать святую правду!”

Будучи человеком очень наблюдательным, еще в молодые годы, в Нежине, писатель имел воз­можность познакомиться с бытом и нравами про­винциальных “существователей”. Жизнь же в Пе­тербурге расширила его представления о чинов­ничьем мире, о мире городских помещиков, о купцах и мещанах. И он во всеоружии приступил к созданию бессмертной комедии “Ревизор”.

Идейно-художественное богатство комедии Го­голя состоит в широте охвата жизни обществен­ных слоев России, показе типичных условий жиз­ни той эпохи и необычайной силе обобщения. Перед нами небольшой уездным город с харак­терными для него произволом местных властей, отсутствием необходимого контроля за поряд­ком, невежественностью его обывателей.

Манера Гоголя – “собрать в одну кучу все дур­ное в России и разом надо всем посмеяться” – обнаруживается в этом гениальном произведе­нии в полной мере7В образах чиновников и поме­щиков Гоголь бичует пошлость, дикость, взяточ­ничество, казнокрадство, беспринципность, ум­ственную пустоту.

Гоголь не вывел в своей комедии положитель­ного героя. Положительным началом в “Ревизо­ре”, воплощением высокого нравственного и общественного идеала писателя стал “смех” – единственное “честное лицо” в комедии. “Это был смех, – писал Гоголь, – который весь из­летает из светлой природы человека… потому, что на дне ее заключен вечно бьющий родник его, который углубляет предмет, заставляет вы­ступить ярко то, что проскользнуло бы, без про­ницаемой силы которого мелочь и пустота жиз­ни не испугали бы так человека”.

Сатирически изображая дворянство и чинов­ническое общество, никчемность их существо­вания, Гоголь прославляет русский народ, силы которого не находят применения. С особым чув­ством пишет Гоголь о народе: здесь уже нет об­личающей сатиры, а есть сожаление и печаль. И все-таки писателю присущ оптимизм, он ве­рит в светлое будущее России.


1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars (1 votes, average: 5.00 out of 5)
Loading...

Сатирические мотивы в творчестве Н. В. Гоголя