Философские мотивы в творчестве С. А. Есенина
План
I. «Последний поэт деревни».
II. Философия поэзии Есенина.
1. Отражение скоротечности жизни в поэзии Есенина.
2. Жажда жизни.
3. Глубокая религиозность поэта.
4. «Река жизни» меняет «половодье чувств».
5. Утрата гармонии и единства с природой.
III. Есенин — философ «от природы», певец жизни и гармонии.
Имя Сергея Есенина прочно связано в нашем представлении с характеристикой, данной им самим: «Я — последний поэт деревни». Его светлые, живые, красочные стихотворения воспевают природу милой
В его творчестве размышления над глубокими философскими вопросами переплелись с созерцанием и наслаждением природой. Скоротечность людской жизни и неизбежный наш уход поэт так естественно отразил в символе листопада:
Все мы, все мы в этом мире тленны,
Тихо льется с кленов листьев медь…
Будь же ты вовек благословенно,
Что пришло процвесть и умереть.
(«Не жалею, не зову, не плачу…»)
Характерная черта мировоззрения Есенина — великая любовь к жизни, ко всему, что
Счастлив тем, что целовал я женщин,
Мял цветы, валялся на траве
И зверье, как братьев наших меньших,
Никогда не бил по голове.
(«Мы теперь уходим понемногу…»)
Есенин глубоко религиозен, и представление о загробной жизни у него светлое: «Мы теперь уходим понемногу//В ту страну, где тишь и благодать» («Мы теперь уходим понемногу…»). Но как бы ни был прекрасен Рай, для поэта ничто не может быть краше и милее родной земли:
Если крикнет рать святая:
«Кинь ты Русь, живи в раю!»
Я скажу: «Не надо рая,
Дайте родину мою».
(«Гой ты, Русь моя, родная…»)
Поэт размышляет об изменении взглядов на мир с возрастом, задумывается над своей жизнью, поражается переменам в себе в стихотворении «Не жалею, не зову, не плачу…»:
Я теперь скупее стал в желаньях,
Жизнь моя? иль ты приснилась мне?
Молодость с ее задором и размахом, «половодьем чувств», безвозвратно ушла, но поэт ни о чем не сожалеет, принимая все с любовью.
Неоднократно повторяется в творчестве Есенина мотив гармонии человеческой жизни с природой и неприязненное отношение к «наступлению» города на село, железа на нежную, живую плоть природы. Наиболее ярко отражена такая позиция в произведении «Сорокоуст»: «Идет, идет он, страшный вестник,//Пятой громоздкой чащи ломит», «Вот он, вот он с железным брюхом,//Тянет к глоткам равнин пятерню». Образ задымленного, громыхающего паровоза, мчащегося по полю, так не вписывается в идиллическую, умиротворенную картину!
Куда милее поэту жеребенок, скачущий вслед за поездом. Но время его уходит: «…за тысячи пудов конской кожи и мяса// Покупают теперь паровоз», — с неприязнью говорит автор.
Нельзя сказать, что Есенин — противник прогресса. Но только что-то прогресс этот совсем не такой, как хотелось бы! Тонкая натура Есенина предчувствует, что цивилизация свернула не в ту сторону, начав вредить природе, утратив гармонию и единство с ней.
И разве он не оказался прав? Будто зная, что этот железный гость — индустриальный мир — натворит еще много бед и катастроф, он восклицает в сердцах:
Черт бы взял тебя, скверный гость!
Наша песня с тобой не сживется.
Жаль, что в детстве тебя не пришлось
Утопить, как ведро в колодце.
Сергею Есенину удалось удивительным образом соединить размышления о судьбе человека, его жизни и смерти, о прошлом и будущем с высокохудожественной лирикой его мелодичных стихов. Авторское видение мира раскрывается в каждом штрихе, в каждом столь любовно нарисованном пейзаже и поражает читателя своей глубиной понимания сущности бытия.
Есенин — философ «от природы», певец жизни и гармонии, настоящий человеколюбец: «…дороги мне люди,// Что живут со мною на земле» («Мы теперь уходим понемногу»), и его взгляд на мир глубоко импонирует мне.