Учебник стихосложения

Примеры стихотворных размеров
Ямб (стихотворная двусложная стопа с ударением на втором слоге):
трехстопный ямб:
Я Вам пишу письмо,
Чего ж мне написать?..
четырехстопный ямб:
Я к Вам пишу, чего же боле,
Что я могу еще сказать?
пятистопный ямб:
Я Вам пишу письмо, чего же боле,
Хотя мне, право, нечего сказать…
шестистопный ямб:
Я Вам опять пишу письмо, чего же боле,
И мне по-прежнему Вам нечего сказать…
Хорей (двусложная стопа с ударением на первом слоге):
трехстопный хорей:
Наша Таня плачет:
Утопила мячик
четырехстопный хорей:
Наша Таня громко плачет,
Уронила в речку мячик.
пятистопный хорей:
Наша Таня очень громко плачет:
Сдуру утопила в речке мячик…
Дактиль (трехсложная стихотворная стопа с ударением на первом слоге):
двухстопный дактиль:
Крутится шар
Над головой.
трехстопный дактиль:
Крутится, вертится шар
Прям над моей головой….
четырехстопный дактиль:
Крутится, вертится шар голубой,
Крутится, вертится над головой.
пятистопный дактиль:
Крутится, вертится бешенно шар голубой
Над от похмелья трещащей моей головой…
Амфибрахий (трехсложная стопа с ударением на втором слоге):
двухстопный амфибрахий:
Союз нерушимый
Сплотился однажды…
трехстопный амфибрахий:
Союз нерушимый навеки
Сплотила великая Русь…
четырехстопный амфибрахий:
Союз нерушимый республик свободных
Сплотила навеки великая Русь…
пятистопный амфибрахий:
Союз нерушимый республик навеки свободных
Сплотить попыталась однажды великая Русь….
Анапест (трехсложная стопа с ударением на последнем слоге):
двухстопный анапест:
До свиданья, медведь!
Возвращайся в свой лес.
трехстопный анапест:
До свиданья, мой ласковый мишка!
Возвращайся в свой сказочный лес.
четырехстопный анапест:
До свиданья, мой ласковый мишка! Прощай!
Возвращайся скорее в свой сказочный лес.
пятистопный анапест:
До свиданья, мой ласковый мишка! Прости и прощай!
Ты мне больше не нужен, вали-ка в свой сказочный лес.

“Что за зверь такой – клаузула?”
Клаузула (лат. clausula – заключение, концовка) – ритмическое окончание строки стиха, начинающееся с последнего ударного слога. Клазулы называются мужскими, если ударение падает на последний слог (красотá); женскими, если после последнего ударного имеется один безударный слог (красóтка); дактилическими, если имеется два безударных слога (с красóтками); гипердактилическими при наличии трех безударных слогов (прихлóпывая, притóпывая).
Мужская клаузула:
Скажи мне, кудесник, любимец богов…
Женская клаузула:
Скажи мне, кудесник, любимец дворняжек…
Дактилическая клаузула:
Скажи мне, кудесник, любитель шампанского…
Гипердактилическая клаузула:
Скажи мне, кудесник, любитель выпендриваться…

I.
МЕТР. РАЗМЕР. СТОПА.
РИТМ – звуковое строение конкретной стихотворной строки; общая упорядоченность звукового строения стихотворной речи. Частным случаем ритма является метр.

МЕТР (греч. metron – мера, размер) – упорядоченное чередование ударных и безударных слогов в стихе, общая схема звукового ритма. См. также античные метры

РАЗМЕР – способ звуковой организации стиха; частный случай метра. Так, метр ямб может включать в себя размеры от 1-стопного до 12-стопного (и более) ямба, а также вольный ямб. В силлабическом стихосложении размер определяется числом слогов; в тоническом – числом ударений; в метрическом и силлабо-тоническом – метром и числом стоп.

По количеству стоп определяется длина размера: двустопный, трехстопный, четырехстопный, пятистопный и т. д. Наиболее употребительны короткие размеры. Примеры:
Двустопный ямб Четырехстопный ямб
Играй,/ Адель,
Не знай печали;
Хариты, Лель
Тебя венчали…
(А. С. Пушкин) О па/мять сер/дца! Ты /сильней/
Рассудка памяти печальной
И часто сладостью своей
Меня в стране пленяешь дальной.
(К. Н. Батюшков)
Двустопный хорей Четырехстопный хорей
Аты-/баты,
Шли солдаты,
Аты-баты
На базар..
(народн.) Буря / мглою/ небо/ кроет,
Вихри снежные крутя;
То, как зверь, она завоет,
То заплачет, как дитя…
(А. С. Пушкин)
Двустопный амфибрахий Трехстопный амфибрахий
Пусть сосны /и ели
Всю зиму торчат,
В снега и метели
Закутавшись спят.
(Ф. И. Тютчев) Средь шумно/го бала /случайно,
В тревоге мирской суеты,
Тебя я увидел, но тайна,
Твои покрывала черты.
(А. К. Толстой)
Трехстопный анапест Четырехстопный дактиль
Что ты жа/дно глядишь /на доро/гу
В стороне /от весе/лых подруг?
Знать, забило сердечко тревогу –
Все лицо твое вспыхнуло вдруг.
(Н. А. Некрасов) Утро ту/манное, /утро се/дое,
Нивы пе/чальные, /снегом по/крытые,
Нехотя вспомнишь и время былое,
Вспомнишь и лица, давно позабытые.
(И. С. Тургенев)
В зависимости от замысла и задач автора размер стихов может быть различен. Это хорошо иллюстрирует замечательный пример, который приводит в своей книге “Студия стиха” Илья Сельвинский:
Одностопный ямб Двустопный ямб Четырехстопный ямб
Весна
идет.
Она
поет,
Журчит,
Жужжит,
Кружит,
Влечет. Весна идет.
Она поет,
Журчит, жужжит,
Кружит, влечет. Весна идет. Она поет,
Журчит, Жужжит, кружит, влечет.
Трехстопный ямб Пятистопный ямб
Весна идет. Она
Поет, журчит, жужжит,
Кружит, влечет. Весна… Весна идет. Она поет, журчит,
Жужжит, кружит, влечет. Весна идет.
Пример сверхдлинного размера (12-стопный ямб):
Близ мед/литель/ного /Нила, /там, где/ озе/ро Ме/рида,/ в царстве/ пламен/ного /РА,
Ты давно меня любила, как Озириса Изида, друг, царица и сестра!
(В. Я. Брюсов)
ИКТ (лат. ictus – удар) – ударный слог в стихе. Второе название – арсис. Межиктовый интервал (второе название – тезис) – безударный слог в стихе.
СТОПА – единица длины стиха; повторяющееся сочетание ударных и безударных слогов. Графически стопа изображается с помощью схемы, где ” – ” – ударный слог, а “ ” – безударный.
Двухсложные стопы: ямб и хорей (двухсложники).
Трехсложные стопы: дактиль, амфибрахий, анапест (трехсложники).
Четырехсложные стопы: пеон (четырехсложники).
Об античных стопах см. также Античный стих

ЯМБ – двухсложная стихотворная стопа с ударением на втором слоге. Наиболее употребительная стопа русского стиха.
Cхема ”  – “. Основные размеры: 4-стопный (лирика, эпос), 6-стопный (поэмы и драмы 18 в.), 5-стопный (лирика и драмы 19-20 вв.), вольный разностопный (басня 18-19 вв., комедия 19 в.).
Мой дядя самых честных правил,
Когда не в шутку занемог,
Он уважать себя заставил
И лучше выдумать не мог.
(А. С. Пушкин)
ХОРЕЙ (греч. choreios – плясовой) или ТРОХЕЙ (греч. trochaios – бегущий) – двухсложная стихотворная стопа с ударением на первом слоге. Cхема ” - “.
Мчаться тучи, вьются тучи
Невидимкою луна
Освещает снег летучий;
Мутно небо, ночь мутна.
(А. С. Пушкин)
ДАКТИЛЬ (греч. daktylos – палец)- трехсложная стихотворная стопа с ударением на первом слоге.
Схема “- ”.
В рабстве спасенное
Сердце народное –
Золото, золото
Сердце народное!
(Н. А. Некрасов)
АМФИБРАХИЙ (греч. amphibrachys – с обеих сторон краткий) – трехсложная стихотворная стопа с ударением на втором слоге. Схема “ – ”.
На севере диком стоит одиноко
На голой вершине сосна
И дремлет, качаясь, и снегом сыпучим
Одета, как ризой, она.
(М. Ю. Лермонтов)
АНАПЕСТ (греч. anapaistos – отраженный, т. е. обратный дактилю) – трехсложная стихотворная стопа с ударением на последнем слоге. Схема ”  – “.
Есть в напевах твоих сокровенных
Роковая о гибели весть.
Есть проклятье заветов священных,
Поругание счастия есть.
(А. Блок)
ПЕОН – четырехсложная стихотворная стопа с 1-м ударным и 3-мя безударными слогами. В зависимости от того, на какой слог стопы приходится ударение, различаются пеоны на 1-й (-  ), 2-й( - ), 3-й(-) и 4-й слог стопы ( -). Пеоны часто представляет собой частный случай ямба и хорея.

Спите полумертвые увядшие цветы,
Так и не узнавшие расцвета красоты,
Близ путей заезженных взращенные творцом,
Смятые невидевшим тяжелым колесом
(К. Д. Бальмонт) Не думай о секундах свысока.
Наступит время, сам поймешь, наверное, –
Свистят они, как пули у виска,
Мгновения, мгновения, мгновения. (Р. Рождественский)
ПЕНТОН (пятисложник) – стихотворный размер из пяти слогов с ударением на 3 слоге. Пентон разработан А. В. Кольцовым и употребляется только в народных песнях. Рифма, как правило, отсутствует. Схема ”  – ”
Ншуми ты, рожь,
Спелым колосом!
Ты не пой, косарь,
Про широку степь!
(А. В. Кольцов)
ПИРРИХИЙ – стопа из двух кратких (в античном стихосложении) или двух безударных (в силлабо-тоническом) слогов. Пиррихием условно называют пропуск ударения на ритмически сильном месте в хорее и ямбе.
Три девицы под окном
Пряли поздно вечерком…
(А. С. Пушкин)
ТРИБРАХИЙ – пропуск ударения в трехсложном размере на первом слоге (“Неповторимая дней благодать…”).
АНАКРУЗА (греч. anakrusis – отталкивание) – метрически слабое место в начале стиха перед первым иктом (ударным слогом), обычно постоянного объема. На анакрузу часто падает сверхсхемное ударение. Анакрузой также называют безударные слоги в начале стиха.
 Русалка плыла по реке голубой,
Озаряема полной луной;
И старалась она доплеснуть до луны
Серебристую пену волны.
(М. Ю. Лермонтов)
СВЕРХСХЕМНОЕ УДАРЕНИЕ – ударение на слабом месте стихотворного метра (“Дух отрицанья, дух сомненья” – М. Ю. Лермонтов).
Когда я ночью жду ее прихода,
Жизнь, кажется, висит на волоске.
Что почести, что юность, что свобода
Пред милой гостьей с дудочкой в руке.
(А. Ахматова)
СПОНДЕЙ – стопа ямба или хорея со сверхсхемным ударением. Как результат, в стопе может быть два ударения подряд.
Швед, русский – колет, рубит, режет.
Бой барабанный, клики, скрежет,
Гром пушек, топот, ржанье, стон,
И смерть, и ад со всех сторон.
(А. С. Пушкин)
УСЕЧЕНИЕ – неполная стопа в конце стиха или полустишия. Усечение, как правило, присутствует при чередовании
в стихах рифм из слов с ударением на различных слогах от конца (например, женских и мужских рифм).
Горные вершины
Спят во тьме ночной;
Тихие долины
Полны свежей мглой…
(М. Ю. Лермонтов)
АЛЕКСАНДРИЙСКИЙ СТИХ (от старофранцузской поэмы об Александре Македонском) – французский 12-сложный или русский 6-стопный ямб с цезурой после 6-го слога и парной рифмовкой; основной размер крупных жанров в литературе классицизма.
Надменный временщик, и подлый и коварный,
Монарха хитрый льстец и друг неблагодарный,
Неистовый тиран родной страны своей,
Взнесенный в важный сан пронырствами злодей!
(К. Ф. Рылеев)
ГЕКЗАМЕТР (греч. hexametros – шестимерный) – стихотворный размер античной эпической поэзии: шестистопный дактиль,
в котором первые четыре стопы могут заменяться спондеями (в силлабо-тонических имитациях – хореями). Гекзаметр – самый популярный и престижный античный размер, изобретение которого приписывали самому Аполлону – богу, покровительствующему поэзии. У эллинов этот размер ассоциировался с шумом набегающей на берег волны. Гекзаметром написаны величайшие поэмы Гомера “Илиада” и “Одиссея”(7 век до н. э.), Вергилия “Энеида”, а также гимны, поэмы, идиллии и сатиры многих античных поэтов.

Возможно до 32-х ритмических вариаций гекзаметра. Примеры схем:
; (“”- безударная часть, “” – ударная часть, “//” – словораздел)
В русскую поэзию гекзаметр ввел В. К. Тредиаковский, а закрепили Н. И. Гнедич (перевод “Илиады”), В. А. Жуковский (перевод “Одиссеи”), А. Дельвиг.
Гнев, богиня, воспой Ахиллеса, Пелеева сына,
Грозный, который ахеянам тысячи бедствий соделал:
Многие души могучие славных героев низринул
В мрачный Аид и самих распростер их в корысть плотоядным
Птицам окрестным и псам (совершалася Зевсова воля),-
С оного дня, как, воздвигшие спор, воспылали враждою
Пастырь народов Атрид и герой Ахиллес благородный.
(Гомер “Илиада”. Пер. Н. Гнедич)
ПЕНТАМЕТР – вспомогательный метр античного стихосложения; составная часть элегического дистиха, в котором первый стих – гекзаметр, второй – пентаметр. Фактически, пентаметр представляет собой гекзаметр с усечениями в середине и в конце стиха.
Схема: . В чистом виде пентаметр не употреблялся.
ЛОГАЭД (греч. logaoidikos – прозаически-стихотворный) – стихотворный размер, образуемый сочетанием неодинаковых стоп (например, анапестов и хореев), последовательность которых правильно повторяется из строфы в строфу. Логаэды – основная форма античной песенной лирики, а также хоровый партий в трагедиях. Часто логаэдические размеры назывались в честь их создателей и пропагандистов: алкеев стих, сапфический стих, фалекий, адоний и др.
Будем жить и любить, моя подруга,
Воркотню стариков ожесточенных
Будем в ломанных грош с тобою ставить…
(Гай Катулла)
Логаэдами писали и многие русские поэты. Как пример, логаэд с чередованием 3-стопного дактиля и 2-стопного ямба.
Губы мо/и прибли/жаются
К твоим /губам,
Таинства снова свершаются,
И мир как храм.
(В. Я. Брюсов)
БРАХИКОЛОН – жанр экспериментальной поэзии; односложный размер (односложник), в котором все слоги ударные.
Бей
тех,
чей
смех,
вей,
рей
сей
снег!
(Н. Н. Асеев) Дол
Сед
Шел
Дед.
След
Вел –
Брел
Вслед.
Вдруг
Лук
Ввысь:

Трах!
Рысь
В прах.

(И. Л. Сельвинский)

СТРОФА. ВИДЫ СТРОФ.
СТРОФА (греч. strophe – поворот) – группа стихов с периодически повторяющейся организацией ритма и (или) рифмы. Как правило, каждая строфа посвящена какой-то одной мысли, и при смене строфы меняется и тема. На письме строфы разделяются увеличенными интервалами.

Основной признак строфы – повторяемость ее элементов: cтоп, размера, рифмовки, кол-ва стихов и пр.
Лишь тому, чей покой таим,
Сладко дышится…
Полотно над окном моим
Не колышется.
Ты придешь коль верна мечтам,
Только та ли ты?
Знаю: сад там, сирени там
Солнцем залиты.
(И. Ф. Анненский) Я лугами иду – ветер свищет в лугах:
Холодно, странничек, холодно.
Холодно, родименький, холодно!

Я лесами иду – звери воют в лесах
Холодно, странничек, холодно.
Холодно, родименький, холодно!
(Н. А. Некрасов)

ВИДЫ СТРОФ:
ДВУСТИШИЕ (дистих) – простейший вид строфы из двух стихов: в античной поэзии – дистих, в восточной – бейт, в силлабической – вирши. Если двустишие образует самостоятельную строфу – это строфическое двустишие. Графически такие двустишия отделяются друг от друга.
Дано мне тело – что мне делать с ним,
Таким единым и таким моим?

За радость тихую дышать и жить
Кого, скажите, мне благодарить?
(Осип Мандельштам)
Нестрофические двустишия входят в состав более сложных строф и определяются по смежному способу рифмовки.
В мире как в море: не спят рыбаки,
Сети готовят и ладят крючки.
В сети ли ночи, на удочку дня
Скоро ли время поймает меня?
(Расул Гамзатов )
ТРЕХСТИШИЕ (терцет) – простая строфа из трех стихов.


1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars (No Ratings Yet)
Loading...

Учебник стихосложения