К средствам поэтической выразительности принадлежит также ритмичность языка, которая предоставляет изложению художественного материала особой мелодичности, возвышенности, временами — торжественности. Ритм — в широком понимании: упорядоченная повторяемость каких-то предметов, элементов или действий. В аллее сада ритмически чередуются деревья и промежутки между ними, в доме — окна и простенки, в орнаменте или узоре — отдельные элементы их и т. п. Ритмическими являются сердцебиение, походка человека, много процессов работы, изменение времен года.
Стихотворный ритм создается упорядоченным повторением таких основных элементов, как ударение, стопа, строка, пауза, рифма, рифмование, строфа.
Ударение в стихотворных строках размещается упорядоченно — через определенное количество слогов. Вследствие этого, в одних стихах между ударными слогами по одному неударному, в других — по два. Во время чтения безударные слоги присоединяются к ударному, образовывая стопу.
Стопа — повторяемая часть стихотворной строки, которая состоит из одного ударного и одного или двух неударных слогов. Она может совпадать со словом, быть его частью или объединять конец одного слова и начало следующего.
Рифма — созвучность заключительных слогов в строке, начиная от последнего ударного слога. По месту ударения различаются рифмы: мужские (твердые) — ударение на последнем слоге; женские (полумягкие) — ударение на втором от конца строки слоге; дактилические (мягкие) — ударение на третьем от конца слоге.
Рифмование — способ размещения рифм в стихе. Если одна рифма связывает соседние строки, то это является (параллельным, сопредельным) рифмованием; через строку — перекрестным, через две — охватывающим (опоясывающим). В стихотворении М. Рыльского «Урожай» рифмование парное, «Песни» того же автора — перекрестное.
Строфа — группа стихотворных строк, объединенных одной мыслью и постоянным для данного произведения порядком рифмования. В зависимости от количества строк различаются виды строф: двостишие, тристишие, четверостишие, пятистишие и т. д. Строфа является наибольшей ритмической единицей стиха. Есть много стихов астрофичных, текст которых не делится на строфы. Бывает, текст стиха делится на части, но в них количество строк разное — это строфоиды.
В белых стихах нет рифмы.
Различают строки:
Стихотворные — те, что имеют ритм (произведение, текст, отрывок, строка); стихотворные — те, что создают ритм (ударение, стопа, размер, пауза, рифма, рифмование, строфа) или связанное с ним (форма). Характеризуя стихотворную форму произведения, называйте вид строфы, способ рифмования и размер, вид рифм. Например, стихотворная форма поэзии И. Франко «Товарищам из тюрьмы» такая: четырехрядная строфа с перекрестным рифмованием строк трехстопного амфибрахия с женскими рифмами (в непарных) и мужскими (в парных) строках.
Или: строфа — четверостишие, рифмование — перекрестное, размер — трехстопный амфибрахий, рифмы — женские (в непарных строках) чередуются с мужскими (в парных), рифмование — перекрестное.
- Стихосложение РИТМ — повторяемость однородных звуковых элементов. СТИХ — одна стихотворная строка. СТРОФА — повторяющаяся группа стихов, объединенных по принципу объема, интонационно-синтаксического строения, системы рифмовки. 1. СИСТЕМЫ СТИХОСЛОЖЕНИЯ СИЛЛАБИЧЕСКАЯ СИСТЕМА СТИХОСЛОЖЕНИЯ — система, в которой ритм создается повторением стихов с одинаковым количеством слогов, а расположение ударных и безударных слогов не упорядочено. Рифма в силлабической системе обязательна. ... Читать далее...
- Силлабо-тоническое стихосложение определение Силлабо-тоническое стихосложение — система стихосложения, основанная на ритмическом чередовании сильных (ударных) слогов и слабых (безударных). Чередование ударных и безударных слогов называется метром, повторяющееся сочетание ударных и безударных слогов — стопой. Стопа, где на один ударный слог приходится один безударный, называется двусложной. Стопа, где на один ударный слог приходится два безударных, называется трехсложной. Двусложные размеры: ямб, ... Читать далее...
- Стихотворная речь Стихотворная речь — это особый тип речи, она выделяется среди остальных своей музыкальностью и ритмичностью. Ритм стихотворный — это упорядоченное чередование стихотворных строк, а внутри этих строк — ударных и безударных слогов. Ритм является основной особенностью стихотворной речи. Убедимся в этом, изменив порядок слов в строфе. Разобьем ее на слоги и расставим ударения: И пе/чаль/на, ... Читать далее...
- Определение. Что такое Ударение Ударение — выделение одного из слогов в звучащей речи, произнесение его с большей силой или длительностью. В русском языке ударение силовое, при котором наблюдается увеличение мускульного напряжения и напора воздушной струи, и количественное — ударный слог характеризуется более длительным произнесением, чем безударный. Гласный под ударением произносится более интенсивно и длительно, чем гласный в безударном положении. ... Читать далее...
- Что такое Акмеизм, Аллегория, Амфибрахий, Анапест? АКМЕИЗМ — течение в русском декадентстве конца XIX — начала XX вв. К акмеизму в разное время примыкали Н. Гумилев, С. Городецкий, О. Мандельштам, А. Ахматова и др. Ведя полемику с символизмом, акмеисты обращали внимание прежде всего на реальную жизнь, поэтически раскрывали красоту мира и человека. Большое внимание уделяли психологическому анализу, раскрывая многие сложные состояния ... Читать далее...
- Что такое ОНЕГИНСКАЯ СТРОФА «ОНЕГИНСКАЯ СТРОФА» — особый вид строфы, созданный Пушкиным в «Евгении Онегине». Онегинская строфа состоит из 14 строк, которые распадаются на три четверостишия и заключительное двустишие. Схема рифмовки онегинской строфы — ababccddeffegg. Таким образом, в первом четверостишии рифмовка перекрестная, во втором — парная, в третьем — кольцевая и в заключительном двустишии парная. Онегинская строфа писалась четырехстопным ... Читать далее...
- Античное стихосложение < p>Под Античной в литературоведении понимается система стихосложения в Древней Греции, где она возникла еще в VIII в. до н. э., и в Древнем Риме, куда в III в. до н. э. она перешла из Греции. В античном мире поэты не читали свои стихи, а пели; поэт был одновременно и певцом (рапсодом), изображали его с ... Читать далее...
- Силлабо-тоническая система стихосложения Силлабо-тоническая система стихосложения помимо равного количества ударений требует и соразмерности слогов. Она основана на равномерном чередовании ударных и безударных слогов. Начало силлабо-тоническому стихосложению положили Тредиаковский и Ломоносов. В силлабо-тоническом стихосложении единицей измерения стиха является стопа. Стопа — это ритмическая единица стиха, которая включает в себя один ударный / и примыкающие к нему безударные слоги. Порядок ... Читать далее...
- Определение «Силлабо-тоническая»; система стихосложения Силлабо-тоническая система стихосложения помимо равного количества ударений требует и соразмерности слогов. Она основана на равномерном чередовании ударных и безударных слогов. Начало силлабо-тоническому стихосложению положили Тредиаковский и Ломоносов. В силлабо-тоническом стихосложении единицей измерения стиха является стопа. Стопа — это ритмическая единица стиха, которая включает в себя один ударный \ и примыкающие к нему безударные слоги (один ... Читать далее...
- Стихотворные размеры: хорей, ямб, дактиль, амфибрахий, анапест. Белый стих Стихотворные размеры: хорей, ямб, дактиль, амфибрахий, анапест, белый стих Размер — схема чередования ударного и безударного слогов. Силлабо-тоническое стихосложение знает пять основных стихотворных размеров: хорей, ямб, дактиль, амфибрахий, анапест. Хорей — стопа (сочетание ударного и безударного слогов), состоящая из двух слогов, где первый слог — ударный, второй — безударный. В небе тают облака, И, лучистая ... Читать далее...
- Двусложные размеры Особенности поэтической речи и стихосложения Двусложные размеры В двусложных размерах стопа состоит из двух слогов — одного ударного и одного безударного. Размер, в котором ударение приходится на первый слог, называется хореем. Напр.: «Мчатся тучи, вьются тучи…» — Пушкин. Или «Выхожу один я на дорогу…» — Лермонтов. Ямб — двусложный размер с ударением на втором слоге. ... Читать далее...
- Силлабическая система стихосложения Силлабическая система основана на равном количестве слогов в стихе. Она органична поэзии тех народов, в языке которых ударение носит постоянный характер. В русскую поэзию силлабический стих пришел из Польши и просуществовал до времен Кантемира и Тредиаковского. Поскольку ударение в русском языке разноместное, то силлабический стих не был естественным для русского языка, не выражая всего его ... Читать далее...
- Ритмика произведений маяковского «Рассказ», «разговор» — характерные для Маяковского жанры, передающие ориентацию на прямое общение, на устную речь, в том числе на речь не только автора, но и героя-рассказ- чика. Если же существующих слов недостаточно или они неточно передают мысль и чувство поэта, Маяковский создает свои собственные слова (неологизмы). Примеры здесь многочисленны: «планов… громадье», «размаха шаги саженъи, «темно ... Читать далее...
- Определение «Силлабическая»; система стихосложения Силлабическая (слоговая) система основана на равном количестве слогов в стихе. Она органична поэзии тех народов, в языке которых ударение носит постоянный характер (последний слог во французском языке, предпоследний — в польском, первый — в чешском). В русскую поэзию силлабический стих пришел из Польши и просуществовал до времен Кантемира и Тредиаковского. Поскольку ударение в русском языке ... Читать далее...
- Ударение Ударение — выделение одного из слогов в звучащей речи, произнесение его с большей силой или длительностью. В русском языке ударение силовое, при котором наблюдается увеличение мускульного напряжения и напора воздушной струи, и количественное — ударный слог характеризуется более длительным произнесением, чем безударный. Гласный под ударением произносится более интенсивно и длительно, чем гласный в безударном положении. ... Читать далее...
- Система стихосложения, Онегинская строфа, Ямб, Хорей: определение Существует несколько систем стихосложения: силлабическая, основанная на одинаковом количестве слогов в строке при произвольном расположении ударений; тоническая, когда в каждой строке равное количество ударений при произвольном количестве слогов; силлабо-тоническая, основанная на упорядоченном чередовании ударных и безударных слогов. Силлабическая система не получила распространения в русском стихосложении, ей следовали только некоторые поэты XVIII в. Тоническая система была развита ... Читать далее...
- Особенности поэтической речи и стихосложения Стих — строка в стихотворном произведении. Строфа (от греческого букв, поворот) — в стихосложении — группа стихов, объединенных каким-либо формальным признаком, периодически повторяющимся из строфы в строфу. Длина строфы обычно невелика — от 2-х до 16-ти стихов, редко больше. Простейшие строфы — четверостишия и двустишия, которые могут образовывать и более сложную строфу (напр. 3 четверостишия ... Читать далее...
- Рифма и ее разновидности Рифма — повторение более и менее сходных сочетаний звуков, связывающих окончания двух и более строк или симметрично расположенных частей стихотворных строк. В русском классическом стихосложении основным признаком рифмы является совпадение ударных гласных. Рифма отмечает звуковым повтором окончания стиха ( Клаузулы ), подчеркивая междустрочную паузу, а тем самым и ритм стиха. В зависимости от расположения ударений ... Читать далее...
- Что такое «Размер стиха» РАЗМЕР СТИХА — протяженность стихотворной строки, измеряемая единицами, специфическими для той или иной системы стихосложения (принципа строения стиха). В русском стихе основных систем три: силлабическая, силлабо-тоническая и тоническая, различаемые соответственно роли в них слогов и ударений. Силлабический стих, возникший в России под влиянием польского, функционировал с XVII в. до середины XVIII. Он основан на равенстве ... Читать далее...
- Силлабическое стихосложение Силлабическое стихосложение — система стихосложения, основанная на следующих принципах: равное количество слогов в стихотворной строке, с четким ударением в середине строки ,и на предпоследнем слоге в стихе. При этом рифмуются соседние строки. В России силлабическое стихосложение широко распространилось в XVII — первой половине XVIII века (С. Полоцкий, Д. Ростоцкий, В. Тредиаковский, А. Кантемир, Ф. Прокопович). ... Читать далее...
- Стихотворство и драматургия XVII ( 17 ) века (Литература XVII-XVIII веков) В начале XVII века возникает и в последней трети его получает широкое распространение стихотворство. Стихи тогда создавались по так называемой силлабической (слоговой) системе стихосложения (от греческого слова силлабе — слог). Силлабическое стихосложение имело три основных признака: в стихотворной строке соблюдается одинаковое число слогов (обычно 13 или 11, хотя могло быть и меньше — 7 и ... Читать далее...
- Край ты мой заброшенный… (Есенин Сергей Стихи) Край ты мой заброшенный, Край ты мой, пустырь, Сенокос некошеный, Лес да монастырь. Избы забоченились, А и всех-то пять. Крыши их запенились В заревую гать. Под соломой-ризою Выструги стропил, Ветер плесень сизую Солнцем окропил. В окна бьют без промаха Вороны крылом, Как метель, черемуха Машет рукавом. Уж не сказ ли в прутнике Жисть твоя и ... Читать далее...
- Что такое баллада в литературе? Баллада, как жанр литературы, появилась несколько столетий назад. Само слово «баллада» происходит из латинского языка и несет музыкальный смысл, переводится как танец или танцевальная песня. В средние века во Франции балладой стали называть стихотворные произведения, в которых был глубокий смысл. В таких стихах описывается жизненные принципы героических людей, бытовые проблемы, человеческие переживания и чувства. Зачастую ... Читать далее...
- Кто создан из камня, кто создан из глины (Цветаева Марина Стихи) Кто создан из камня, кто создан из глины,- А я серебрюсь и сверкаю! Мне дело — измена, мне имя — Марина, Я — бренная пена морская. Кто создан из глины, кто создан из плоти — Тем гроб и нагробные плиты… — В купели морской крещена — и в полете Своем — непрестанно разбита! Сквозь каждое ... Читать далее...
- Строфа понятие Давайте на примере двух стихотворений Лермонтова «Два великана» и «Бородино» разберемся что же такое Строфа. Мы заметили, что они состоят из небольших частей. Сосчитайте количество строк в какой-либо части стихотворения «Бородино». В любой части окажется 7 строк. Не так ли? А в стихотворении «Два великана» меньше — 4 строки (4 стиха). Произнесите стихи, выделяя окончания: ... Читать далее...
- Узник (Лермонтов Михаил Юрьевич Стихи) Отворите мне темницу, Дайте мне сиянье дня, Черноглазую девицу, Черногривого коня. Я красавицу младую Прежде сладко поцелую, На коня потом вскочу, В степь, как ветер, улечу. Но окно тюрьмы высоко, Дверь тяжелая с замком; Черноокая далеко, В пышном тереме своем; Добрый конь в зеленом поле Без узды, один, по воле Скачет, весел и игрив, Хвост ... Читать далее...
- Шаганэ ты моя, Шаганэ… (Есенин Сергей Стихи) Шаганэ ты моя, Шаганэ! Потому, что я с севера, что ли, Я готов рассказать тебе поле, Про волнистую рожь при луне. Шаганэ ты моя, Шаганэ. Потому, что я с севера, что ли, Что луна там огромней в сто раз, Как бы ни был красив Шираз, Он не лучше рязанских раздолий. Потому, что я с севера, ... Читать далее...
- Что такое антитеза в литературе? С примерами Антитеза как средство выразительности в литературных произведениях В общем антитеза означает острое противоположение образов или суждений, обратных по сути, но соединенных между собой общим внутренним механизмом или смыслом. В литературных произведениях антитеза — это согласование контрастных или вовсе противоположных характеристик образов или понятий, которое усиливает импрессию от прочитанного, делает текст ярче, более запоминающимся, более живым. ... Читать далее...
- О первый ландыш! Из-под снега (Фет Афанасий Афанасьевич Стихи) О первый ландыш! Из-под снега Ты просишь солнечных лучей; Какая девственная нега В душистой чистоте твоей! Как первый луч весенний ярок! Какие в нем нисходят сны! Как ты пленителен, подарок Воспламеняющей весны! Так дева в первый раз вздыхает — О чем — неясно ей самой,- И робкий вздох благоухает Избытком жизни молодой. Историко-биографический материалИстория создания ... Читать далее...
- Что такое гипербола? Примеры и определение. Гипербола в литературе (О литературе) Гипербола (от греч. hyperbole — преувеличение). «Все большие произведения. — писал А. Горький, — все те произведения, которые являются образцами высокохудожественной литературы, покоятся именно на преувеличении, на широкой типизации явлений». Преувеличение и типизацию Горький уверенно и безошибочно ставит рядом, на собственном писательском и читательском опыте, понимая под этим способность и умение художника увидеть самое существенное ... Читать далее...
- Что такое «Строфа» СТРОФА — группа стихов, повторяющаяся по признакам объема, системы рифмовки (клаузул) и размера (либо соотношения размеров). Именно повторяющаяся. Говорят и об «одиночных строфах», которые часты в малых жанрах, эпиграммах, эпитафиях, посвящениях, мадригалах, альбомных записях. Ho это не строгое обозначение. «Граница между вольной рифмовкой и одиночной строфой условна; наибольшей длиной последних считают 8-10 строк». Окончания стиха, ... Читать далее...
- Еще майская ночь (Фет Афанасий Афанасьевич Стихи) Какая ночь! На всем какая нега! Благодарю, родной полночный край! Из царства льдов, из царства вьюг и снега Как свеж и чист твой вылетает май! Какая ночь! Все звезды до единой Тепло и кротко в душу смотрят вновь, И в воздухе за песнью соловьиной Разносится тревога и любовь. Березы ждут. Их лист полупрозрачный Застенчиво манит ... Читать далее...
- Онегинская строфа Онегинская строфа 1. Изобретенная Пушкиным для «Евгения Онегина» строфа, которая включает 14 строк и состоит из трех четырехстиший с различными видами рифмовки и двустишия с парной рифмовкой. Онегинская строфа обычно отличается внутренней самостоятельностью. Но встречаются строфы «разомкнутые», «открытые», когда тема переходит из одной строфы в другую, что связано с общим пушкинским замыслом «свободного романа». В ... Читать далее...
- Я покинул родимый дом… (Есенин Сергей Стихи) Я покинул родимый дом, Голубую оставил Русь. В три звезды березняк над прудом Теплит матери старой грусть. Золотою лягушкой луна Распласталась на тихой воде. Словно яблонный цвет, седина У отца пролилась в бороде. Я не скоро, не скоро вернусь! Долго петь и звенеть пурге. Стережет голубую Русь Старый клен на одной ноге. И я знаю, ... Читать далее...
- Что такое анафора Анафора, в прямом переводе с греческого, будет «отнесение», или другими словами — это повторение слов, предложений, целых стихотворных строк, которые размещены в начале. Данная стилистическая фигура широко используется в поэтической речи. В прозе немного реже. Если в стихотворной анафоре одно и то же слово повторяется часто, но в пределах одного предложения, то в прозе такое ... Читать далее...
- Что такое композиция и архитектоника в литературе? Что такое композиция? Вопрос о композиции в литературоведении всегда актуален, поскольку с течением времени и в результате изменения основных научных тенденций в построении художественного произведения, ученые постоянно переосмысливают старые научные постулаты. Вообще, рабочее определение понятия «композиция» выглядит примерно так: построение литературного произведения независимо от его рода. Композиция может объединять такие составные смысловые части произведения, как ... Читать далее...
- Что такое «Интерьер в литературе» ИНТЕРЬЕР в литературе — образ внутренних помещений здания. Используется в основном для социальной и психологической характеристики персонажей, демонстрирует условия их жизни. Автору необязательно описывать то, что само собой разумеется для читателя, к которому он адресуется. Так, Пушкин, создавая «Евгения Онегина» для людей в общем своего круга, преимущественно петербуржцев, лишь с «галантерейной» точки зрения описывает в ... Читать далее...
- Что такое аллегория в литературе? Аллегория — это использование отвлеченных понятий, которые символически передают характеристики конкретного образа. Одно слово иллюстрируется с помощью другого. Аллегория включает в себя два важных компонента. Смысловой элемент аллегории — это предмет, который изображает автор, но не называет его. Например, мудрость, храбрость, Доброта, юность. Второй элемент — это предметный объект, который должен передать в произведение названное ... Читать далее...
- Что такое «Символ в литературе» СИМВОЛ в литературе Нового времени — многозначный, принципиально неисчерпаемый иносказательный образ, исключающий лишь абсолютно противоположные трактовки, намекающий на некие мировые сущности, которые нельзя адекватно определить словами. Незнакомка в стихотворении А. А. Блока — это символ несбывшихся надежд на торжество Вечной Женственности, воплощение неких новых тайн, мечта, заменяющая реальность, образ красоты среди безобразия и вообще почти ... Читать далее...
- Полевые цветы (Бунин Иван Алексеевич Стихи) ПОЛЕВЫЕ ЦВЕТЫ В блеске огней, за зеркальными стеклами, Пышно цветут дорогие цветы, Нежны и сладки их тонкие запахи, Листья и стебли полны красоты. Их возрастили в теплицах заботливо, Их привезли из-за синих морей; Их не пугают метели холодные, Бурные грозы и свежесть ночей… Есть на полях моей родины скромные Сестры и братья заморских цветов: Их ... Читать далее...
Что такое Стихосложение в литературе?