Системы стихосложения
Системы стихосложения
Стихосложение – способ организации стихотворной речи, противопоставляющий ее прозе. В основе стихосложения лежит членение речи на стихи. В русском языке существует три основные системы стихосложения: тоническое стихосложение, силлабическое стихосложение, силлабо-тоническое стихосложение. Соответственно, в истории русского стихосложения выделяют три периода:
1)ХVІІ-XVIII века – распространение тонического стиха;
2)XVIII-XIX века – господство
3)XX век – господство силлаботоники и чистой тоники.
Тоническое стихосложение основано на упорядоченности появления ударных слогов в стихе, при этом количество безударных слогов произвольно. Например, тоническими стихами написаны былины. Количество безударных слогов в строке может быть разным, но количество ударных, как правило, совпадает (принято не считать ударными разного рода служебные слова):
Он спустил коня да богатырского
Да поехал ли по той по силушке татарскоей.
Стал он силушку конем топтать,
Стал конем топтать, копьем колоть,
Стал он бить ту силушку великую –
А он силу бьет, будто траву косит.
Его добрый конь да богатырския.
Силлабо-тоническое стихосложение – разновидность тонического стихосложения, основано на упорядоченном чередовании ударных и безударных слогов в стихе.
Related posts:
- Основы русского стихосложения Общее свойство поэтической речи – наличие ритма. Ритм характерен для поэтической речи любого языка и времени. При этом фонетические особенности языка, культурно-историческая и литературная традиции формировали системы стихосложения. В основе любой системы стихосложения лежит метр – определенная ритмическая упорядоченность повторов внутри стихотворных строк. В русской поэзии раньше всего сложилась тоническая система. Она развилась в устном […]...
- Разные принципы создания ритма. Системы стихосложения Разные принципы создания ритма. Системы стихосложения Фонетически ритм стиха – это повторяемость каких-либо элементов во времени. Какие элементы будут повторяться – зависит от конкретной системы языка. Обязательным условием должно быть одно: фрагменты звучащего текста отделяются относительно долгими паузами, причем эти паузы не совпадают с членением разговорной речи. Эта пауза (большая межстиховая пауза) – важнейшее условие […]...
- Силлабо-тоническое стихосложение определение Силлабо-тоническое стихосложение – система стихосложения, основанная на ритмическом чередовании сильных (ударных) слогов и слабых (безударных). Чередование ударных и безударных слогов называется метром, повторяющееся сочетание ударных и безударных слогов – стопой. Стопа, где на один ударный слог приходится один безударный, называется двусложной. Стопа, где на один ударный слог приходится два безударных, называется трехсложной. Двусложные размеры: ямб, […]...
- Реформа стихосложения (Ломоносов М. В.) Огромной заслугой Ломоносова перед русской литературой является та реформа русского стихосложения, которую он провел. Появившаяся в XVII веке виршевая силлабическая поэзия перешла и в XVIII век. Но в 1735 году В. К. Тредиаковский (1703-1769), поэт и ученый, опубликовал сочинение “Краткий и новый способ к сложению стихов российских”. В этой книге он первый задался высокой целью: […]...
- Силлабо-тоническая система стихосложения Силлабо-тоническая система стихосложения помимо равного количества ударений требует и соразмерности слогов. Она основана на равномерном чередовании ударных и безударных слогов. Начало силлабо-тоническому стихосложению положили Тредиаковский и Ломоносов. В силлабо-тоническом стихосложении единицей измерения стиха является стопа. Стопа – это ритмическая единица стиха, которая включает в себя один ударный / и примыкающие к нему безударные слоги. Порядок […]...
- Система стихосложения, Онегинская строфа, Ямб, Хорей: определение Существует несколько систем стихосложения: силлабическая, основанная на одинаковом количестве слогов в строке при произвольном расположении ударений; тоническая, когда в каждой строке равное количество ударений при произвольном количестве слогов; силлабо-тоническая, основанная на упорядоченном чередовании ударных и безударных слогов. Силлабическая система не получила распространения в русском стихосложении, ей следовали только некоторые поэты XVIII в. Тоническая система была развита […]...
- Силлабическая система стихосложения Силлабическая система основана на равном количестве слогов в стихе. Она органична поэзии тех народов, в языке которых ударение носит постоянный характер. В русскую поэзию силлабический стих пришел из Польши и просуществовал до времен Кантемира и Тредиаковского. Поскольку ударение в русском языке разноместное, то силлабический стих не был естественным для русского языка, не выражая всего его […]...
- Определение “Силлабическая”; система стихосложения Силлабическая (слоговая) система основана на равном количестве слогов в стихе. Она органична поэзии тех народов, в языке которых ударение носит постоянный характер (последний слог во французском языке, предпоследний – в польском, первый – в чешском). В русскую поэзию силлабический стих пришел из Польши и просуществовал до времен Кантемира и Тредиаковского. Поскольку ударение в русском языке […]...
- Стихотворная речь Стихотворная речь – это особый тип речи, она выделяется среди остальных своей музыкальностью и ритмичностью. Ритм стихотворный – это упорядоченное чередование стихотворных строк, а внутри этих строк – ударных и безударных слогов. Ритм является основной особенностью стихотворной речи. Убедимся в этом, изменив порядок слов в строфе. Разобьем ее на слоги и расставим ударения: И пе/чаль/на, […]...
- Стихосложение РИТМ – повторяемость однородных звуковых элементов. СТИХ – одна стихотворная строка. СТРОФА – повторяющаяся группа стихов, объединенных по принципу объема, интонационно-синтаксического строения, системы рифмовки. 1. СИСТЕМЫ СТИХОСЛОЖЕНИЯ СИЛЛАБИЧЕСКАЯ СИСТЕМА СТИХОСЛОЖЕНИЯ – система, в которой ритм создается повторением стихов с одинаковым количеством слогов, а расположение ударных и безударных слогов не упорядочено. Рифма в силлабической системе обязательна. […]...
- Левый фронт искусств (ЛЕФ) в творчестве Маяковского В. В С 1922 года Маяковский активно участвовал в деятельности художественной группы ЛЕФ, объединившейся вокруг одноименного журнала, первый номер которого вышел в 1923 году. В группу входили также поэты Б. Пастернак, Н. Асеев, С. Третьяков, филологи В. Шкловский и О. Брик, представители других областей искусства – кинорежиссер С. Эйзенштейн, кинооператор-документалист Дзига Вертов, фотограф А. Родченко и др. […]...
- Силлабическое стихосложение Силлабическое стихосложение – система стихосложения, основанная на следующих принципах: равное количество слогов в стихотворной строке, с четким ударением в середине строки ,и на предпоследнем слоге в стихе. При этом рифмуются соседние строки. В России силлабическое стихосложение широко распространилось в XVII – первой половине XVIII века (С. Полоцкий, Д. Ростоцкий, В. Тредиаковский, А. Кантемир, Ф. Прокопович). […]...
- Систематизация размеров стихосложения в трудах Тредиаковского Обычно поэзия тяготеет к гармонии и красоте, это естественно. Но время от времени появляются поэты, которые стремятся создать намеренно затрудненную стихотворную речь, усложненные образы, остановить внимание читателя странностью поэтического мира. Это “остранение” через дисгармонию мы встречаем постоянно – у Державина и Радищева, у Кюхельбекера и Некрасова, у Маяковского и Цветаевой….. И всякий раз приходится вспоминать, […]...
- Система стихосложения Ломоносова Михаилу Васильевичу Ломоносову (1711-1765) принадлежит огромный, неоценимый вклад во все основные области русской национальной культуры XVIII в. В 1739 г. двадцативосьмилетний Ломоносов прислал на родину из Фрейберга, где в это время обучался в Горной академии, “Письмо о правилах российского стихотворства” с приложенной к нему одой “На взятие Хотина” как практическим подтверждением провозглашенных и обоснованных в […]...
- Стихотворство и драматургия XVII ( 17 ) века (Литература XVII-XVIII веков) В начале XVII века возникает и в последней трети его получает широкое распространение стихотворство. Стихи тогда создавались по так называемой силлабической (слоговой) системе стихосложения (от греческого слова силлабе – слог). Силлабическое стихосложение имело три основных признака: в стихотворной строке соблюдается одинаковое число слогов (обычно 13 или 11, хотя могло быть и меньше – 7 и […]...
- Стихотворные размеры: хорей, ямб, дактиль, амфибрахий, анапест. Белый стих Стихотворные размеры: хорей, ямб, дактиль, амфибрахий, анапест, белый стих Размер – схема чередования ударного и безударного слогов. Силлабо-тоническое стихосложение знает пять основных стихотворных размеров: хорей, ямб, дактиль, амфибрахий, анапест. Хорей – стопа (сочетание ударного и безударного слогов), состоящая из двух слогов, где первый слог – ударный, второй – безударный. В небе тают облака, И, лучистая […]...
- Античное стихосложение < p>Под Античной в литературоведении понимается система стихосложения в Древней Греции, где она возникла еще в VIII в. до н. э., и в Древнем Риме, куда в III в. до н. э. она перешла из Греции. В античном мире поэты не читали свои стихи, а пели; поэт был одновременно и певцом (рапсодом), изображали его с […]...
- Учебник стихосложения Примеры стихотворных размеров Ямб (стихотворная двусложная стопа с ударением на втором слоге): трехстопный ямб: Я Вам пишу письмо, Чего ж мне написать?.. четырехстопный ямб: Я к Вам пишу, чего же боле, Что я могу еще сказать? пятистопный ямб: Я Вам пишу письмо, чего же боле, Хотя мне, право, нечего сказать… шестистопный ямб: Я Вам опять […]...
- Урок по алгебре для 7 класса на тему “Системы линейных уравнений с двумя переменными” МКОУ “Петуховская средняя общеобразовательная школа №1” “Системы линейных уравнений с двумя переменными” , 7 класс Г. Петухово 2015г. Девиз урока: “Деятельность – единственный путь к знанию” Дж. Бернард Шоу ЦЕЛИ УРОКА: Формирование способности к самостоятельному исследованию системы линейных уравнений с двумя переменными. Развитие способности к самостоятельному планированию, организации работы; Воспитание познавательного интереса к математике. Развитие […]...
- Тест “Планеты солнечной системы” 4 класс Планеты Солнечной системы А1. Укажи самую большую планету Солнечной Системы. 1) Юпитер 2) Земля 3) Нептун 4) Уран А2. Укажи, чем является Луна? 1) планетой 2) спутником 3) звездой 4) кометой А3. Отметь время движения Земли вокруг своей оси. 1) 24 часа 2) 7 дней […]...
- Новаторство Маяковского Новаторство Маяковского проявилось как в содержании, так и в форме его произведений. Во-первых, это выбор тем, часто связанных с актуальными событиями, и яркая общественная проблематика. Во-вторых, новое понимание задач поэзии и роли поэта в общественной жизни. В-третьих, преимущественное использование тонического стихосложения вместо принятого в русской поэзии силлабо – тонического; связанное с этим оформление стихов “лесенкой” […]...
- Контрольная работа “Системы счисления” 9 класс Контрольная работа по теме “Системы счисления” Вариант 1. 1. Переведите числа в двоичную систему счисления: А) 158 б) 17 1/8 (дробь) 2. Переведите числа в десятичную систему счисления а) 101010112 б) 1011,1012 3. Переведите число 10110010111100102 А) в восьмеричную систему счисления, Б) в 16-ричную систему счисления 4. Выполните действия: а) 10110,112 + 1101,012 Б) 1010102 […]...
- Ударение Ударение – выделение одного из слогов в звучащей речи, произнесение его с большей силой или длительностью. В русском языке ударение силовое, при котором наблюдается увеличение мускульного напряжения и напора воздушной струи, и количественное – ударный слог характеризуется более длительным произнесением, чем безударный. Гласный под ударением произносится более интенсивно и длительно, чем гласный в безударном положении. […]...
- Преимущества Портала “Класна оцінка” как системы информатизации школы Основные преимущества Всеукраинского школьного портала “Класна оцінка” перед другими проектами, предлагаемыми в Интернете: Подключение к Порталу и использование сервисов Портала всеми пользователями – БЕСПЛАТНОЕ. Портал специально разработан с учетом потребностей и специфики национальной школы, с привлечением ведущих преподавателей-методистов учебных заведений. Создание в учебном заведении полноценной системы информатизации учебно-воспитательного процесса. Возможность мониторинга текущей успеваемости учащихся со […]...
- Устройство родного языка Гуманитарная область занимает в творчестве Ломоносова значительное место. В ней имеет смысл выделить три основных элемента: языкознание, литературу и историю. Что касается языкознания, то его можно с полным правом рассматривать как одно из важнейших направлений научной деятельности Ломоносова. На это обстоятельство обратил в свое время внимание известный русский историк С. М. Соловьев. Он писал: “Любимым […]...
- Системы контроля Системы контроля. Множество проблем становятся решаемыми при установке контроля и ограничения доступа в охраняемую зону. В данной статье мы представим вашему вниманию всю важность и необходимость Системы контроля доступа И докажем их практичность. 1.На входную дверь монтируется специальный электромагнитный замок и доводчик(вы уже не раз видели подобные, их используют при установке домофонов).Панель, прикрепленная перед входной […]...
- Особенности системы образов в романе М. А. Булгакова “Мастер и Маргарита” 1. Две сюжетных линии романа. 2. Роман о Понтии Пилате. 3. Роман о судьбах Мастера и Маргариты. 4. Двойники и антиподы в романе. 5. Сложное единство композиции и системы персонажей. Роман М. А. Булгакова “Мастер и Маргарита”, ставший программным произведением для творца и хрестоматийным для всей русской литературы, является сложны как композиционно, так и стилистически. […]...
- Безударные падежные окончания имен прилагательных Особенности безударных окончаний прилагательных В русском языке правописание безударных падежных окончаний имен прилагательных аналогично правописанию ударных. Исключением являются только окончания в совпадающих формах И. п. и В. п. мужского рода единственного числа – в ударной позиции в прилагательных пишется гласная – о – , в безударной – – ы – . Как проверить безударное падежное […]...
- Звукопись. Аллитерация. Ассонанс Звукопись. Аллитерация. Ассонанс Звукопись – прием усиления изобразительности текста с помощью повторения ударных и безударных слогов, гласных и согласных звуков. Наиболее распространенной формой звукописи являются поэтические повторы, образующие особое построение текста. Это придает тексту своеобразную симметрию. Я мечтою ловил уходящие тени, Уходящие тени погасавшего дня, Я на башню всходил, и дрожали ступени, И дрожали ступени […]...
- Сценарий “Шуточные загадки Периодической системы химических элементов” Учитель химии ГОУ СОШ №521 Пономарева Елена Михайловна. Внеклассное мероприятие. Игра: ” Шуточные загадки Периодической системы химических элементов” Цель: Укрепить знание элементов расположенных в Периодической системе Д. И. Менделеева. Задачи: Развить ориентировку учащихся по Периодической системе в игровой форме. Привить интерес к предмету. Оборудование: – Таблица Периодической системы Д. М. Менделеева. – Жетончики. Сценарий. Правила […]...
- Реформирование государством системы “наука – государство” Преобразования, произошедшие в системе “наука – государство”, трудно оценить однозначно. С одной стороны, есть крупные изменения, которые носят принципиальный характер и охватывают как политические, так и экономические аспекты ее (системы) функционирования. С другой стороны, в реформировании науки, как и в перестройке других сфер общества, много непоследовательности, неразберихи, часто слова не подкрепляются делами, реформы пробуксовывают, а […]...
- Психологический рисунок образов создается А. А. Ахматовой с помощью строго продуманной системы художественных деталей. С какой целью использует поэт “язык тела”: позы, жесты, мимику героев? Психологический рисунок образов создается А. А. Ахматовой с помощью строго продуманной системы художественных деталей. С какой целью использует поэт “язык тела”: позы, жесты, мимику героев? В начале своего рассуждения отметьте, что в арсенале поэтических средств, используемых автором для создания художественной картины Мира, особую роль играет язык жестов, телодвижений и мимики. Он служит важным способом передачи […]...
- Эволюция системы государственного управления древнерусского государства 2.2.1. Эволюция системы государственного управления По форме правления Древнерусское государство представляло собой раннефеодальную монархию. Складывающуюся систему государственного управления нужно рассматривать на двух уровнях – центральном и местном. К центральному уровню власти относились три важнейших элемента: монархический элемент – Великий князь Киевский (глава Древнерусского государства, который сначала играл роль только приглашенного военачальника и судьи, но постепенно […]...
- “Сатирическое изображение тоталитарной системы в рассказах Зощенко” “…Другая судьба писателя, дерзнувшего вызвать наружу… всю страшную, потрясающую тину мелочей, опутавших нашу жизнь… Ему не собрать народных рукоплесканий…” Гоголь. О жизни Михаила Михайловича Зощенко (1895- 1958 гг.) моим сверстникам известно, пожалуй, не так уж и много. Долгие годы творчество этого замечательного писателя находилось под негласным запретом. Недавно мне в руки попался сборник сатирических произведений […]...
- Теория и практика стихосложения Изучение лирики на начальной ступени литературного образования – дело нелегкое в силу специфики этого рода литературы. Постижение художественного содержания поэтического произведения, проникновение в мир лирического героя неотделимо от восприятия формы стихотворения, начиная с его ритмической структуры и заканчивая многообразием средств поэтической изобразительности и выразительности. Знакомство с лирическими произведениями происходит в начале 5-го класса, когда учащиеся […]...
- Технологическая карта по географии “Земля – планета Солнечной системы” 5 класс Гилина Марина Дмитриевна Учитель географии МБОУ “Каменская основная Общеобразовательная школа” Ильинского района Пермского края Тема урока “Земля – планета Солнечной системы” Цели: Личностные : формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками и взрослыми в процессе образовательной деятельности. Предметные : выделение отличительных признаков планеты Земля от других планет. Метапредметные : совершенствование умений выделять проблему, […]...
- Михаил Васильевич Ломоносов – реформатор русского языка и стихосложения. Краткое изложение текста Русская литература XVIII века развивалась под влиянием тех больших изменений, которые внесли в общественно-политическую и культурную жизнь страны реформы Петра. У истоков новой русской художественной литературы того времени высится исполинская фигура М. В. Ломоносова. Ломоносов не только великий ученый, но и лучший поэт своего времени. Ему принадлежат произведения самых различных жанров: оды, трагедии, лирические и […]...
- Маяковский – поэт-новатор (первый вариант) …Создание правил – это не есть сама по себе Цель поэзии, иначе поэт выродится в схоласта, Упражняющегося в составлении правил для Несуществующих или ненужных вещей и положений. В. Маяковский Их было четверо, великих храбрецов, которые осмелились покинуть протоптанные пути и пойти по поэтическому бездорожью. Два признанных и почитаемых и два отрицаемых или, по крайней мере, […]...
- Произведения Солженицына публицистическое исследование репрессивной системы Любое произведение литературы, отображая жизнь посредством слова, обращено к сознанию читателя и в той или иной степени на него воздействует. Прямое воздействие, как известно, имеет место в произведениях публицистики, посвященных актуальным вопросам текущей жизни общества. Факты действительной жизни, человеческие характеры и судьбы рассматриваются писателем-публицистом как повод, как конкретная основа взглядов автора, ставящего перед собой цель […]...
- Народный стих Ой ты, гой eси… Музыкальность речи достигается стихосложением. Стихосложение – это искусство так подбирать и располагать слова, чтобы их высокие и низкие слоги, то есть слоги ударные и безударные, следовали друг за другом в определенном порядке. Народный стих основывается на логических ударениях. Число логических ударений в стихе определяет число стоп. В одну стопу: Ведь твоя-то […]...