Силлабо-тоническая система стихосложения
Силлабо-тоническая система стихосложения помимо равного количества ударений требует и соразмерности слогов. Она основана на равномерном чередовании ударных и безударных слогов. Начало силлабо-тоническому стихосложению положили Тредиаковский и Ломоносов.
В силлабо-тоническом стихосложении единицей измерения стиха является стопа. Стопа – это ритмическая единица стиха, которая включает в себя один ударный / и примыкающие к нему безударные слоги. Порядок расположения ударных и безударных слогов в стихе называется размером.
В силлабо-тоническом
Двусложные: хорей – ударение на первом слоге, ямб – ударение на втором слоге.
Трехсложные: дактиль – на первом слоге, амфибрахий – на втором слоге, анапест – на третьем слоге.
Для того чтобы определить размер, надо расставить ударения в стихе, посмотреть, на какие – двух – или трехсложные стопы делится стих.
Примеры:
Хорей: Буря мглою небо кроет…
Ямб: Москва, Москва!.. Люблю тебя, как сын…
Дактиль:
Славная осень. Здоровый, ядреный
Воздух усталые силы бодрит,
Амфибрахий: Сижу за решеткой в темнице сырой…
Анапест:
В XX в. в русской поэзии продолжается развитие стихосложения. В. Маяковским был создан декламационно-тонический стих, составивший новаторскую основу его поэзии. Каждый стих делится на смысловые части; в конце каждой строки стоит самое важное слово, которое выделяется интонационно.
Ритм основан не на равном количестве ударных слогов, а на интонационном выделении слов. Графически это выразилось в знаменитой “лесенке” В. Маяковского:
Я люблю зверье.
Увидишь собачонку –
Тут у булочной одна Сплошная плешь, –
Из себя
И то готов отдать печенку.
Мне не жалко, дорогая,
Ешь!
Хотя декламационно-тонический стих не стал основной системой стихосложения, его использовали многие поэты: Н. Асеев, И. Сельвинский, Я. Смеляков, А. Вознесенский.
- Система стихосложения, Онегинская строфа, Ямб, Хорей: определение Существует несколько систем стихосложения: силлабическая, основанная на одинаковом количестве слогов в строке при произвольном расположении ударений; тоническая, когда в каждой строке равное количество ударений при произвольном количестве слогов; силлабо-тоническая, основанная на упорядоченном чередовании ударных и безударных слогов. Силлабическая система не получила распространения в русском стихосложении, ей следовали только некоторые поэты XVIII в. Тоническая система была развита […]...
- Силлабо-тоническое стихосложение определение Силлабо-тоническое стихосложение – система стихосложения, основанная на ритмическом чередовании сильных (ударных) слогов и слабых (безударных). Чередование ударных и безударных слогов называется метром, повторяющееся сочетание ударных и безударных слогов – стопой. Стопа, где на один ударный слог приходится один безударный, называется двусложной. Стопа, где на один ударный слог приходится два безударных, называется трехсложной. Двусложные размеры: ямб, […]...
- Стихотворные размеры: хорей, ямб, дактиль, амфибрахий, анапест. Белый стих Стихотворные размеры: хорей, ямб, дактиль, амфибрахий, анапест, белый стих Размер – схема чередования ударного и безударного слогов. Силлабо-тоническое стихосложение знает пять основных стихотворных размеров: хорей, ямб, дактиль, амфибрахий, анапест. Хорей – стопа (сочетание ударного и безударного слогов), состоящая из двух слогов, где первый слог – ударный, второй – безударный. В небе тают облака, И, лучистая […]...
- Силлабическая система стихосложения Силлабическая система основана на равном количестве слогов в стихе. Она органична поэзии тех народов, в языке которых ударение носит постоянный характер. В русскую поэзию силлабический стих пришел из Польши и просуществовал до времен Кантемира и Тредиаковского. Поскольку ударение в русском языке разноместное, то силлабический стих не был естественным для русского языка, не выражая всего его […]...
- Системы стихосложения Системы стихосложения Стихосложение – способ организации стихотворной речи, противопоставляющий ее прозе. В основе стихосложения лежит членение речи на стихи. В русском языке существует три основные системы стихосложения: тоническое стихосложение, силлабическое стихосложение, силлабо-тоническое стихосложение. Соответственно, в истории русского стихосложения выделяют три периода: 1)ХVІІ-XVIII века – распространение тонического стиха; 2)XVIII-XIX века – господство силлаботоники; 3)XX век – […]...
- Определение “Силлабическая”; система стихосложения Силлабическая (слоговая) система основана на равном количестве слогов в стихе. Она органична поэзии тех народов, в языке которых ударение носит постоянный характер (последний слог во французском языке, предпоследний – в польском, первый – в чешском). В русскую поэзию силлабический стих пришел из Польши и просуществовал до времен Кантемира и Тредиаковского. Поскольку ударение в русском языке […]...
- Выполнение задания В 12 Одно из сложных заданий, несмотря на то что размеры стиха изучаются в среднем звене и повторяются в старших классах. Напомним вам основные размеры стихосложения. После теоретического материала будет интересная подсказка. . Размеры стиха Хорей – двусложный размер стиха с ударением на первом слоге схема стопы хорея: ! – . , а в строке стихе. в […]...
- Метры, стопы и размеры < p>Размер стихотворный – способ организации звукового состава отдельного стихотворного произведения или его отрывка (в случае полиметрии). В силлабическом стихосложении определяется числом слогов; в тоническом числом ударений; в метрическом и силлабо-тоническом метром и числом стоп, и здесь обычно различаются понятия метр (напр., “ямб”), стихотворный размер (напр., “4-стопный ямб”) и разновидность стихотворного размера (напр., “4-стопный ямб […]...
- Стихосложение РИТМ – повторяемость однородных звуковых элементов. СТИХ – одна стихотворная строка. СТРОФА – повторяющаяся группа стихов, объединенных по принципу объема, интонационно-синтаксического строения, системы рифмовки. 1. СИСТЕМЫ СТИХОСЛОЖЕНИЯ СИЛЛАБИЧЕСКАЯ СИСТЕМА СТИХОСЛОЖЕНИЯ – система, в которой ритм создается повторением стихов с одинаковым количеством слогов, а расположение ударных и безударных слогов не упорядочено. Рифма в силлабической системе обязательна. […]...
- Основы русского стихосложения Общее свойство поэтической речи – наличие ритма. Ритм характерен для поэтической речи любого языка и времени. При этом фонетические особенности языка, культурно-историческая и литературная традиции формировали системы стихосложения. В основе любой системы стихосложения лежит метр – определенная ритмическая упорядоченность повторов внутри стихотворных строк. В русской поэзии раньше всего сложилась тоническая система. Она развилась в устном […]...
- Учебник стихосложения Примеры стихотворных размеров Ямб (стихотворная двусложная стопа с ударением на втором слоге): трехстопный ямб: Я Вам пишу письмо, Чего ж мне написать?.. четырехстопный ямб: Я к Вам пишу, чего же боле, Что я могу еще сказать? пятистопный ямб: Я Вам пишу письмо, чего же боле, Хотя мне, право, нечего сказать… шестистопный ямб: Я Вам опять […]...
- Ритмика произведений маяковского “Рассказ”, “разговор” – характерные для Маяковского жанры, передающие ориентацию на прямое общение, на устную речь, в том числе на речь не только автора, но и героя-рассказ- чика. Если же существующих слов недостаточно или они неточно передают мысль и чувство поэта, Маяковский создает свои собственные слова (неологизмы). Примеры здесь многочисленны: “планов… громадье”, “размаха шаги саженъи, “темно […]...
- Античное стихосложение < p>Под Античной в литературоведении понимается система стихосложения в Древней Греции, где она возникла еще в VIII в. до н. э., и в Древнем Риме, куда в III в. до н. э. она перешла из Греции. В античном мире поэты не читали свои стихи, а пели; поэт был одновременно и певцом (рапсодом), изображали его с […]...
- Дольник, тоническая система, свободный стих Дольник, тоническая система, свободный стих В классической русской поэзии конца XVIII-XIX веков господствовала классическая силлабо-тоника. Среди ученых ведется немало споров о различного рода осложнениях и “инородных” вкраплениях в тех или иных стихах, но в любом случае речь идет об относительно небольшом числе произведений. В рамках нашего пособия от этого можно абстрагироваться, силлабо-тоническая доминанта русской классики […]...
- Реформа стихосложения (Ломоносов М. В.) Огромной заслугой Ломоносова перед русской литературой является та реформа русского стихосложения, которую он провел. Появившаяся в XVII веке виршевая силлабическая поэзия перешла и в XVIII век. Но в 1735 году В. К. Тредиаковский (1703-1769), поэт и ученый, опубликовал сочинение “Краткий и новый способ к сложению стихов российских”. В этой книге он первый задался высокой целью: […]...
- Систематизация размеров стихосложения в трудах Тредиаковского Обычно поэзия тяготеет к гармонии и красоте, это естественно. Но время от времени появляются поэты, которые стремятся создать намеренно затрудненную стихотворную речь, усложненные образы, остановить внимание читателя странностью поэтического мира. Это “остранение” через дисгармонию мы встречаем постоянно – у Державина и Радищева, у Кюхельбекера и Некрасова, у Маяковского и Цветаевой….. И всякий раз приходится вспоминать, […]...
- Разные принципы создания ритма. Системы стихосложения Разные принципы создания ритма. Системы стихосложения Фонетически ритм стиха – это повторяемость каких-либо элементов во времени. Какие элементы будут повторяться – зависит от конкретной системы языка. Обязательным условием должно быть одно: фрагменты звучащего текста отделяются относительно долгими паузами, причем эти паузы не совпадают с членением разговорной речи. Эта пауза (большая межстиховая пауза) – важнейшее условие […]...
- Что такое Акмеизм, Аллегория, Амфибрахий, Анапест? АКМЕИЗМ – течение в русском декадентстве конца XIX – начала XX вв. К акмеизму в разное время примыкали Н. Гумилев, С. Городецкий, О. Мандельштам, А. Ахматова и др. Ведя полемику с символизмом, акмеисты обращали внимание прежде всего на реальную жизнь, поэтически раскрывали красоту мира и человека. Большое внимание уделяли психологическому анализу, раскрывая многие сложные состояния […]...
- Система стихосложения Ломоносова Михаилу Васильевичу Ломоносову (1711-1765) принадлежит огромный, неоценимый вклад во все основные области русской национальной культуры XVIII в. В 1739 г. двадцативосьмилетний Ломоносов прислал на родину из Фрейберга, где в это время обучался в Горной академии, “Письмо о правилах российского стихотворства” с приложенной к нему одой “На взятие Хотина” как практическим подтверждением провозглашенных и обоснованных в […]...
- Что такое Стихосложение в литературе? К средствам поэтической выразительности принадлежит также ритмичность языка, которая предоставляет изложению художественного материала особой мелодичности, возвышенности, временами – торжественности. Ритм – в широком понимании: упорядоченная повторяемость каких-то предметов, элементов или действий. В аллее сада ритмически чередуются деревья и промежутки между ними, в доме – окна и простенки, в орнаменте или узоре – отдельные элементы их […]...
- Двусложные размеры Особенности поэтической речи и стихосложения Двусложные размеры В двусложных размерах стопа состоит из двух слогов – одного ударного и одного безударного. Размер, в котором ударение приходится на первый слог, называется хореем. Напр.: “Мчатся тучи, вьются тучи…” – Пушкин. Или “Выхожу один я на дорогу…” – Лермонтов. Ямб – двусложный размер с ударением на втором слоге. […]...
- Стихотворная речь Стихотворная речь – это особый тип речи, она выделяется среди остальных своей музыкальностью и ритмичностью. Ритм стихотворный – это упорядоченное чередование стихотворных строк, а внутри этих строк – ударных и безударных слогов. Ритм является основной особенностью стихотворной речи. Убедимся в этом, изменив порядок слов в строфе. Разобьем ее на слоги и расставим ударения: И пе/чаль/на, […]...
- Теория и практика стихосложения Изучение лирики на начальной ступени литературного образования – дело нелегкое в силу специфики этого рода литературы. Постижение художественного содержания поэтического произведения, проникновение в мир лирического героя неотделимо от восприятия формы стихотворения, начиная с его ритмической структуры и заканчивая многообразием средств поэтической изобразительности и выразительности. Знакомство с лирическими произведениями происходит в начале 5-го класса, когда учащиеся […]...
- Стихотворство и драматургия XVII ( 17 ) века (Литература XVII-XVIII веков) В начале XVII века возникает и в последней трети его получает широкое распространение стихотворство. Стихи тогда создавались по так называемой силлабической (слоговой) системе стихосложения (от греческого слова силлабе – слог). Силлабическое стихосложение имело три основных признака: в стихотворной строке соблюдается одинаковое число слогов (обычно 13 или 11, хотя могло быть и меньше – 7 и […]...
- Что такое “Размер стиха” РАЗМЕР СТИХА – протяженность стихотворной строки, измеряемая единицами, специфическими для той или иной системы стихосложения (принципа строения стиха). В русском стихе основных систем три: силлабическая, силлабо-тоническая и тоническая, различаемые соответственно роли в них слогов и ударений. Силлабический стих, возникший в России под влиянием польского, функционировал с XVII в. до середины XVIII. Он основан на равенстве […]...
- Ямб < p>Ямб – двусложная стопа с ударением на втором слоге (схема стопы ямба: – ! ), а в стихе в целом – на втором, четвертом, шестом, восьмом, десятом и т. д. Опять стою я над Невой, И снова, как в былые годы, Смотрю и я, как бы живой, На эти дремлющие воды – ! – […]...
- Ударение Ударение – выделение одного из слогов в звучащей речи, произнесение его с большей силой или длительностью. В русском языке ударение силовое, при котором наблюдается увеличение мускульного напряжения и напора воздушной струи, и количественное – ударный слог характеризуется более длительным произнесением, чем безударный. Гласный под ударением произносится более интенсивно и длительно, чем гласный в безударном положении. […]...
- “Ветер принес издалека…” анализ стихотворения Блока История написания стихотворения начинается с любви. Созданное в конце января 1901 года оно пронизано ожиданием, предчувствием скорой весны, встречи с любимой. Той серой петербургской зимой поэт был влюблен в Л. Д. Менделееву, дочь своего друга, но виделись они редко. Приличия не позволяли частых свиданий. И только весной, когда семья Менделеевых выезжала на дачу, Блок мог […]...
- Силлабическое стихосложение Силлабическое стихосложение – система стихосложения, основанная на следующих принципах: равное количество слогов в стихотворной строке, с четким ударением в середине строки ,и на предпоследнем слоге в стихе. При этом рифмуются соседние строки. В России силлабическое стихосложение широко распространилось в XVII – первой половине XVIII века (С. Полоцкий, Д. Ростоцкий, В. Тредиаковский, А. Кантемир, Ф. Прокопович). […]...
- Віршовий розмір Двоскладова (ямб, хорей, пірихій, спондей); Трискладова (дактиль, анапест, амфібрахій, бакхій, молос); Чотирискладова (пеон). Поділ вірша на стопи умовний, бо межі стопи, як правило, не збігаються з межами слова: Мріють | крила | ми з ту | ману і лебе | ді ро | жеві… В. Симоненко 1. Хорей (гр. – хор) – двоскладова стопа з […]...
- Виды стихотворных размеров с примерами Подготовка к ЕГЭ: Виды стихотворных размеров с примерами Стихотворный размер – это кратчайший отрезок определенного стихотворного метра, который сконцентрирован в группе слогов с относительно устойчивым ударением (ритмическим акцентом). Стихотворный размер выступает в качестве единицы измерения и определения стихотворного ритма. В зависимости от количества слогов стихотворные размеры классифицируют на односложные, двухсложные, трехсложные и четырехсложные. Итак, теперь […]...
- Художественный анализ стихотворения Зимнее утро (Пушкин А. С.) 1. Тема произведения. – В стихотворении “Зимнее утро” А. С. Пушкин описывает (показывает, изображает) зимнее утро, смену вечера с пробуждением дня… 2. Идея произведения. – Он воспевает его красоту, показывает необыкновенную прелесть зимнего пейзажа, выражает свою любовь к природе, родине. В каждой строчке стихотворения чувствуется восхищение автора простым русским пейзажем. Оно проникнуто веселым, жизнерадостным настроением. […]...
- Рифма и ее разновидности Рифма – повторение более и менее сходных сочетаний звуков, связывающих окончания двух и более строк или симметрично расположенных частей стихотворных строк. В русском классическом стихосложении основным признаком рифмы является совпадение ударных гласных. Рифма отмечает звуковым повтором окончания стиха ( Клаузулы ), подчеркивая междустрочную паузу, а тем самым и ритм стиха. В зависимости от расположения ударений […]...
- Рифма Маяковского или как читать Маяковского Исполнение художественных произведений – это особый вид искусства, которое имеет свои законы. Чтец-исполнитель – это интерпретатор художественного произведения: средствами выразительного чтения он дает свое истолкование текста. В процессе исполнения чтец не перевоплощается в лирического героя и не присваивает себе его мыслей, чувств, настроений. Исполнитель передает слушателю свои мысли, чувства, переживания, вызванные у него исполняемым произведением. […]...
- Слог Слог – гласный звук или сочетание гласного с одним или несколькими согласными звуками, произносимое толчком выдыхаемого воздуха. Слог является минимальной произносительной единицей – при медленном, растянутом произнесении речевой поток делится на слоги. В слове обычно столько слогов, сколько гласных звуков: в русском языке в одном слоге не может быть несколько гласных. Именно гласный является вершиной […]...
- Михаил Васильевич Ломоносов – реформатор русского языка и стихосложения. Краткое изложение текста Русская литература XVIII века развивалась под влиянием тех больших изменений, которые внесли в общественно-политическую и культурную жизнь страны реформы Петра. У истоков новой русской художественной литературы того времени высится исполинская фигура М. В. Ломоносова. Ломоносов не только великий ученый, но и лучший поэт своего времени. Ему принадлежат произведения самых различных жанров: оды, трагедии, лирические и […]...
- Формирование русского стиха Формирование русского стиха Русский стих формировался веками и испытал множество влияний и трансформаций. Народный стих представлял собой довольно разноречивую с ритмической точки зрения стихию, не поддающуюся единой классификации. Можно с достаточной степенью уверенности говорить, что там были возможны и строго упорядоченные (метрические), и менее упорядоченные (дисметрические) варианты. Известной дисметрической формой народного стиха, дошедшей до современности, […]...
- “Ветхая Избушка” анализ стихотворения Блока Тема – зимний пейзаж. Поэт любил писать стихи о красоте русской природы. Умело пользуясь словом, как пером, он всего лишь несколькими штрихами создавал полную и живую картину происходящего. Сюжет. Начинается стихотворение немного грустно и даже уныло, что подчеркивают фразы “ветхая избушка” и “бабушка-старушка”. Но затем картину оживляет появление “внуков-шалунишек”. И мы уже все вместе слышим […]...
- Михаил Васильевич Ломоносов – выдающийся русский просветитель Михаил Васильевич Ломоносов – выдающийся русский просветитель, ученый, естествоиспытатель. “С Ломоносова начинается наша литература… он был ее отцом, ее Петром Великим”, – так определил В. Г. Белинский место и значение его творчества в истории отечественной литературы. В работе Ломоносова “Письмо о правилах российского стихотворчества” была предложена реформа русского стихосложения. Суть ее заключалась в замене силлабической […]...
- “Поэт” анализ стихотворения Ахматовой Краткая история создания. Стихотворение было написано 11 июля 1959 в поселке Комарово. Относится к позднему этапу творчества поэтессы. Тема стихотворения. В русской литературе теме поэта и поэзии уделялось большое внимание. Не обошла эту тему и А. Ахматова. Теме роли поэта посвящены многие ее произведения, включая и стихотворение “Поэт”. Сюжет. Жизнь поэта, на первый взгляд, проста […]...