Ритмика произведений маяковского
“Рассказ”, “разговор” – характерные для Маяковского жанры, передающие ориентацию на прямое общение, на устную речь, в том числе на речь не только автора, но и героя-рассказ- чика. Если же существующих слов недостаточно или они неточно передают мысль и чувство поэта, Маяковский создает свои собственные слова (неологизмы). Примеры здесь многочисленны: “планов… громадье”, “размаха шаги саженъи, “темно свинцовоночие”, “молоткастый, серпастыйсоветский паспорт” (обратим внимание на то, что все новые слова созданы
Установка на прямую речь, на обращение к слушателю определила и особенности ритмики произведений Маяковского.
Вспомним, что в традиционной для русской поэзии силлаботонической системе стихосложения ритм создается за счет правильного чередования ударных и безударных слогов, а единицей ритма является стопа.Она состоит из одного ударного и одного или двух безударных слогов, порядком чередования которых определяется стихотворный размер (двусложные стопы: хорей и ямб, трехсложные стопы – дактиль, амфибрахий, анапест).
Маяковский использует
Важнейшим элементом ритма становится ударение.Так образуется тонический стих( от греч, tonos- ударение), основанный на относительной равноударно- сти стихотворных строк (иначе говоря, на совпадении количества ударений в строках). Посмотрим это на примере, выписав строфу без деления на подстрочия и расставив ударения (при этом не забудем, что союзы, предлоги, частицы, а порой и местоимения самостоятельного смыслового ударения не имеют):
Поэзия -/ та же добыча радия. – 4 ударения В грамм добыча, / в год труды. – 4 Изводишь / единого слова ради – 4 тысячи тонн / словесной руды. – 4
(“Разговор с фининспектором о поэзии”)
Итак, тонический стих, который был развит в устной поэзии и к которому в литературе впервые обратился Маяковский, основан на равном количестве ударений в строке при произвольном количестве слогов. Но абсолютноесовпадение количества ударений не обязательно (в силлабо-тонике тоже встречаются пропуски ударений – пиррихий или дополнительные ударения – спондей). Поэтому правильнее говорить, что ритм в тоническом стихе основан на относительнойвыравненное™ ударений в строках.
Я недаром вздрогнул. / Не загробный вздор./ – 4 ударения В порт, / горящий, /как расплавленное лето, / – 4 разворачивался / и входил / товарищ “Теодор / – 4 Нетте”. – 1
(“ТОВАРИЩУ НЕТТЕ пароходу и человеку”)
В приведенной строфе соблюдается закономерность использования ударений (по четыре в каждой строке). Из общей схемы выпадает заключительная строка: в ней всего одно слово, одно ударение. Именно поэтому строка звучит как удар (он усилен звуковыми повторами – “грохочет” звук “р”), как вскрик, как “нет” страшному факту смерти простого и героического человека, которого хорошо знал автор.
Так само нарушение ритмической схемы приковывает внимание читателя и слушателя, помогает точнее и ярче передать чувство автора.