Ритмика произведений маяковского

“Рассказ”, “разговор” – характерные для Маяковского жан­ры, передающие ориентацию на прямое общение, на устную речь, в том числе на речь не только автора, но и героя-рассказ- чика. Если же существующих слов недостаточно или они неточ­но передают мысль и чувство поэта, Маяковский создает свои собственные слова (неологизмы). Примеры здесь многочисленны: “планов… громадье”, “размаха шаги саженъи, “темно свинцовоночие”, “молоткастый, серпастыйсоветский паспорт” (обратим внимание на то, что все новые слова созданы

с учетом правил словообразования, а не в нарушение их).

Установка на прямую речь, на обращение к слушателю определила и особенности ритмики произведений Маяковского.

Вспомним, что в традиционной для русской поэзии силлаботонической системе стихосложения ритм создается за счет пра­вильного чередования ударных и безударных слогов, а единицей ритма является стопа.Она состоит из одного ударного и одного или двух безударных слогов, порядком чередования которых оп­ределяется стихотворный размер (двусложные стопы: хорей и ямб, трехсложные стопы – дактиль, амфибрахий, анапест).

Маяковский использует

в своих произведениях классические стопы, например, хорей (“Дайте руку!/ Вот грудная клетка” – “Юбилейное”), ямб (“Я даже/ ямбом подсюсюкнул,/ чтоб толь­ко / быть / приятней вам” – “Юбилейное”), дактиль (“Чтоб коммунизм / канарейками не был побит!” – “О дряни”), ам­фибрахий (“И все ей казалось – она жеребенок” – “Хорошее отношение к лошадям”), анапест (“Вам, / конечно, известно / явление “рифмы” – “Разговор с фининспектором о поэзии”). Хотя здесь использованы традиционные стопы, не ими опреде­ляется ритмический рисунок приведенных стихов. У Маяковс­кого особо значима не стопа, а слово, которое подчеркнуто, вы­делено ударением.Происходит своеобразное чередование слов, а не слогов, как в силлабо-тонике.

Важнейшим элементом ритма становится ударение.Так образуется тонический стих( от греч, tonos- ударение), основанный на относительной равноударно- сти стихотворных строк (иначе говоря, на совпадении количе­ства ударений в строках). Посмотрим это на примере, выписав строфу без деления на подстрочия и расставив ударения (при этом не забудем, что союзы, предлоги, частицы, а порой и ме­стоимения самостоятельного смыслового ударения не имеют):

Поэзия -/ та же добыча радия. – 4 ударения В грамм добыча, / в год труды. – 4 Изводишь / единого слова ради – 4 тысячи тонн / словесной руды. – 4

(“Разговор с фининспектором о поэзии”)

Итак, тонический стих, который был развит в устной по­эзии и к которому в литературе впервые обратился Маяковс­кий, основан на равном количестве ударений в строке при про­извольном количестве слогов. Но абсолютноесовпадение коли­чества ударений не обязательно (в силлабо-тонике тоже встречаются пропуски ударений – пиррихий или дополнитель­ные ударения – спондей). Поэтому правильнее говорить, что ритм в тоническом стихе основан на относительнойвыравнен­ное™ ударений в строках.

Я недаром вздрогнул. / Не загробный вздор./ – 4 ударения В порт, / горящий, /как расплавленное лето, / – 4 разворачивался / и входил / товарищ “Теодор / – 4 Нетте”. – 1

(“ТОВАРИЩУ НЕТТЕ пароходу и человеку”)

В приведенной строфе соблюдается закономерность исполь­зования ударений (по четыре в каждой строке). Из общей схе­мы выпадает заключительная строка: в ней всего одно слово, одно ударение. Именно поэтому строка звучит как удар (он уси­лен звуковыми повторами – “грохочет” звук “р”), как вскрик, как “нет” страшному факту смерти простого и героического че­ловека, которого хорошо знал автор.

Так само нарушение рит­мической схемы приковывает внимание читателя и слушателя, помогает точнее и ярче передать чувство автора.


1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars (1 votes, average: 5.00 out of 5)
Loading...

Ритмика произведений маяковского