Стихосложение

РИТМ – повторяемость однородных звуковых элементов.
СТИХ – одна стихотворная строка.
СТРОФА – повторяющаяся группа стихов, объединенных по принципу объема, интонационно-синтаксического строения, системы рифмовки.
1. СИСТЕМЫ СТИХОСЛОЖЕНИЯ
СИЛЛАБИЧЕСКАЯ СИСТЕМА СТИХОСЛОЖЕНИЯ – система, в которой ритм создается повторением стихов с одинаковым количеством слогов, а расположение ударных и безударных слогов не упорядочено. Рифма в силлабической системе обязательна.
СИЛЛАБО-ТОНИЧЕСКАЯ СИСТЕМА СТИХОСЛОЖЕНИЯ

(sillabe – слог, tonos – ударение) – система, в которой ритм создается упорядоченным чередованием ударных и безударных слогов в стихе. Стихотворные тексты, написанные в силлабо-тонической системе, могут быть как рифмованными, так и белыми (нерифмованным).
ТОНИЧЕСКАЯ СИСТЕМА СТИХОСЛОЖЕНИЯ (АКЦЕНТНЬІЙ СТИХ) – система, в которой ритм создается выравненностью количества ударенных слогов в стихах, количество же безударных слогов не упорядочено. Акцентный стих, как правило, рифмованный. Тоническая система стихосложения, в основном, использовалась в фольклоре и в тех произведениях художественной литературы,
в которых развивались фольклорные традиции.
Пушкин “Песня девушек” (“Евгений Онегин”, глава 3). Лермонтов. “Песня про… купца Калашникова”. В тонической системе стихосложения (акцентный стих) выдержана почти вся поэзия Маяковского, других футуристов и их последователей.
ДОЛЬНИК – переходная форма от силлабо-тонической системы стихосложения к тонической. В основе дольника лежит традиционный стихотворный размер, который, однако, время от времени нарушается: между ударными слогами может находиться один-два (реже – три) безударных. Таким образом, ритм создается не равномерным чередованием ударных и безударных слогов (как в силлабо-тонической системе), а выравненностью количества ударений в стихах (как в тонической системе).
Блок. “Вхожу я в темные храмы…”, “Девушка пела в церковном хоре…”, дольник используется в большинстве глав поэмы “Двенадцать”. Есенин. “Низкий дом с голубыми ставнями…” (первые стихи І-й, 2-й строф и третий стих 7-й строфы при общем анапесте). Маяковский. “Письмо Татьяне Яковлевой”.
ВЕРЛИБР (СВОБОДНЫЙ СТИХ) – стихотворная форма, в которой не учитывается количество слогов, порядок расположения ударных и безударных слогов, а ритм создается интонационной соизмеримостью стихов. Верлибр может быть как рифмованным, так и белым.
Пушкин. “Вы совершенно правы. Вот вам моя рукопись. Условимся” (“Разговор книгопродавца с поэтом”).

Блок. “Упокой, Господи, душу рабы Твоея… Скучно!” (“Двенадцать”).
2. СТИХОТВОРНЫЕ РАЗМЕРЫ Силлабо-тонической системы Стихосложения СТОПА – группа слогов, включающая в себя ударный слог и один или несколько безударных, повторение которых определяет стихотворный размер.
ПИРРИХИЙ – пропуск ударения в ямбической или хореической стопе; пиррихий может образовывать стопу так же, как и ударный слог.
СПОНДЕЙ – добавочное ударение в ямбической или хореической стопе.
Двусложные размеры А. ЯМБ – двусложная стопа, в которой ударение падает на второй слог. Самый распространенный размер в русской поэзии.
Б. ХОРЕЙ – двусложная стопа, в которой ударение падает на первый слог.
Трехсложные размеры
А. ДАКТИЛЬ – трехсложная стопа, в которой ударение падает на первый слог.
Лермонтов. “Молитва” (“Я, Матерь Божия, ныне с молитвою…”), “Тучи”. Некрасов. “Железная дорога”; “Кому на Руси жить хорошо” (“Про холопа примерного – Якова верного”, ч. 2, “Пир на весь мир”, глава І; “О двух великих грешниках”, глава 2; песни “Доля народа…” и “Русь”, глава 4).
Б. АМФИБРАХИЙ – трехсложная стопа, в которой ударение падает на средний слог.
Жуковский. “Море”. Пушкин. “Песнь о вещем Олеге”, “Узник”, “И путник усталый на Бога роптал…”, “Туча”. Лермонтов. “Три пальмы”, “И скучно и грустно”.

Ахматова. “Мужество” (нарушение размера в первом и последнем стихах). Пастернак. “Иней” (нарушение размера в третьем стихе І-й строфы, в 5-й и 8-й строфах).
В. АНАПЕСТ – трехсложная стопа, в которой ударение падает на последний слог.
Некрасов. “В дороге”, “Тройка”, “Мы с тобой бестолковые люди…”, “Размышления у парадного подъезда”. Пастернак. “Определение поэзии”.
3. РИФМА РИФМА – совпадение конечных звуков нескольких стихов, начиная с последнего ударного звука.
КЛАУЗУЛА – заключительные слоги стиха, начиная с последнего ударного.
БЕЛЫЙ СТИХ – нерифмованный стих.
“Слово о полку Игореве”. Жуковский. “Море”. Пушкин. “…Вновь я посетил…”.

Классификация рифм по местоположению ударения А. МУЖСКАЯ РИФМА – ударение на последнем слоге (в схеме рифмующиеся между собой стихи обозначаются одинаковыми строчными буквами по порядку русского алфавита – а а).
Б. ЖЕНСКАЯ РИФМА – ударение на предпоследнем слоге (А А).
В. ДАКТИЛИЧЕСКАЯ РИФМА – ударение на третьем слоге от конца (А’ А’).
Г. ГИПЕРДАКТИЛИЧЕСКАЯ РИФМА – ударение на четвертом и далее слоге от конца (А” А”).
Типы рифмовки
А. ПЕРЕКРЕСТНАЯ: абаб. Б. СМЕЖНАЯ (ПАРНАЯ, ДИСТИХ): аабб. В. ОПОЯСЬІВАЮЩАЯ (КОЛЬЦЕВАЯ): абба. Г. ОНЕГИНСКАЯ СТРОФА: АбАб ВВгг ДееД жж.

Д. СОНЕТ – твердая поэтическая форма, представляющая собой стихотворение из 14 строк, образующих два четверостишия-катрена (на две рифмы) и два трехстишия-терцета (на две или три рифмы). Различаются разные типы рифмовки и построения строф в сонете: французский сонет (абба, абба, ввг, ддг), итальянский сонет (абаб, абаб, вгв гвг), шекспировский сонет (абаб, вгвг, деде, жж) и т. д.
Пушкин. “Поэту”. Ахматова. “Приморский сонет”.


1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars (1 votes, average: 5.00 out of 5)
Loading...

Стихосложение