Система стихосложения, Онегинская строфа, Ямб, Хорей: определение
Существует несколько систем стихосложения: силлабическая, основанная на одинаковом количестве слогов в строке при произвольном расположении ударений; тоническая, когда в каждой строке равное количество ударений при произвольном количестве слогов; силлабо-тоническая, основанная на упорядоченном чередовании ударных и безударных слогов. Силлабическая система не получила распространения в русском стихосложении, ей следовали только некоторые поэты XVIII в. Тоническая система была развита в устной поэзии, а в литературе к ней впервые обратился
Если ж с часами плохо,
Мала календарная мера,
Мы говорим – “эпоха”,
Мы говорим – “эра”.
Здесь в каждой строчке по три ударения, но в первой семь слогов, во второй – девять, в третьей – семь, в четвертой – шесть.
Наибольшее развитие в русском стихе получила силлабо-тоническая система. Стройность, ритмичность достигаются в ней правильным чередованием ударных и безударных слогов.
В силлабо-тонической системе различаются пять основных размеров стоп, в зависимости от того, в каком порядке чередуются ударные и безударные слоги. Хорей – двухсложная
О, не знай сих страшных снов
Ты, моя Светлана!
(В. А. Жуковский)
Ямб – двухсложная стопа с ударением на 2-м слоге. Ударение падает на второй, четвертый, шестой и т.д. слоги;
Любви, надежды, тихой славы
Недолго нежил нас обман.
(А.С. Пушкин)
Дактиль – трехсложная стопа с ударением на 1-м слоге. Ударение падает на каждый третий слог, начиная с первого:
Поздняя осень. Грачи улетели.
Лес обнажился, поля опустели.
(Н.А. Некрасов)
Амфибрахий – трехсложная стопа с ударением на 2-м слоге. Ударение падает на каждый третий слог, начиная со второго:
По небу полуночи ангел летел
И тихую песню он пел.
(М.Ю. Лермонтов)
Анапест – трехсложная стопа с ударением на третьем слоге. Ударение падает на каждый третий слог после двух безударных:
Поживешь и попразднуешь вволю,
Будет жизнь и полна и легка…
(Н.А. Некрасов)
Следует учесть, что часто размер соблюдается не вполне строго: так, в двухсложных размерах (хорей и ямб) некоторые ударения могут пропускаться:
Она была нетороплива – пропущено ударение на шестом слоге. Такая стопа с пропуском ударения называется пиррихием. Пропуск ударении при дает стихотворной речи большую плавность, приближает ee к естественной разговорной речи.
Сочетание ударного слога с одним или двумя безударными называется стопой. В стихотворной строчке может быть различное число стоп:
Погиб поэт! Невольник чести… – четыре стопы, четырехстопный ямб;
Праздник жизни – молодости годы – пять стоп, пятистопный хорей.
Если в разных строках стихотворения неодинаковое число стоп, то такие стихи называются разностопными. Разностопность позволяет максимально приблизить стих к естественной разговорной речи; разностопным ямбом написана комедия Грибоедова “Горе от ума” и басни Крылова.
Важным элементом стиха является рифма – созвучие и конце стихотворных строк. Различают мужские рифмы с ударением на последнем слоге строки (туман – обман), женские – с ударением на предпоследнем слоге (коварство – лекарство) и дактилические – с ударением на третьем от конца слоге (сердитая – побитая).
Стихотворные строчки могут быть зарифмованы тремя основными способами. Если между собой рифмуются дно соседние строчки, то такая рифмовка называется парной пли смежной:
а Пружина чести – наш кумир,
а И вот на чем вертится мир!
(А.С, Пушкин)
Если первая строчка рифмуется с третьей, вторая с четверти и т.д., то рифмовка называется перекрестной
Если же первая строка рифмуется с четвертой, а вторая с третьей, то такая рифмовка называется кольцевой или опоясывающей:
а Любовь и дружество до вас b Дойдут сквозь мрачные затворы, b Как в ваши каторжные норы а Доходит мой свободный глас.
(А.С. Пушкин)
Группа стихотворных строк, объединенных в ритмическое целое по содержанию, способу рифмовки и интонации, называется строфой. Существуют различные виды строф. В русской поэзии ХIХ-ХХ вв. преобладает строфа из четырех стихов – четверостишие. Особый вид строфы был создан А.С.
Пушкиным в “Евгении Онегине”. “Онегинская строфа” состоит из трех четверостиший и заключительного двустишья, написанных четырехстопным ямбом (всего 14 строк), со следующим способом рифмовки: I четверостишие – перекрестная, II – парная, III – кольцевая, заключительное двустишие – парная рифмовка.
Такая ритмическая организация дала возможность, не разрушая цельности произведения, внутри каждой строфы свободно развивать поэтический рассказ, придавая стиху то лирическую взволнованность, то живую разговорную интонацию, то спокойную повествовательность, а в паре заключительных строк часто содержится вывод или афоризм:
Пружина чести, наш кумир!
И вот на чем вертится мир!
Или:
Так люди (первый каюсь я)
От делать нечего друзья.
Таковы основные свойства художественной речи.
Вопросы для самопроверки
Какие виды тропов вам известны? Для чего применяются тропы? В чем различие между символом и аллегорией? Что означают термины “эпитет”, “гипербола”, “эзопов язык”?
В чем отличие тонической системы стихосложения от силлабо-тонической? В чем отличие дактиля от амфибрахия? Хорея от дактиля?
Ямба от анапеста?