“Три товарища”, художественный анализ романа Ремарка

К работе над романом “Три товарища” Ремарк приступил в 1932-м году. Спустя четыре года произведение увидело свет в датском издательстве Gyldendal. Книга о дружбе трех фронтовых друзей впервые была переведена на русский язык в 1958 году.

В настоящее время роман “Три товарища” считается классикой немецкой и мировой литературы. По нему снимаются фильмы, ставятся спектакли.

Художественная проблематика романа связана с темой “потерянного поколения” – молодых людей, попавших на фронт Первой Мировой войны в очень юном возрасте, от 14 до 18 лет. Время действия “Трех товарищей” – конец 20-х годов XX века, предположительно 1928-й год. Место действия – послевоенная Германия, предположительно – Берлин.

На немецкую столицу указывают упоминания в произведении берлинских зданий и особый столичный диалект, содержащийся в оригинальном, немецкоязычном тексте.

Главные герои романа – Роберт Локамп, Отто Кестер и Готтфрид Ленц – связаны друг с другом тесными узами дружбы. Они вместе воевали в Первую Мировую: теряли боевых товарищей, пытались преодолеть ужасы войны и выжить. “Мирное” (голодное и безработное) время еще больше сплотило трех друзей: корпя над ремонтом автомобилей в мастерской днем и выпивая ночью, герои стремятся не столько забыть свое прошлое или устроиться в настоящем, сколько просто жить, поскольку жизнь – единственная ценность, которую имеет смысл сохранять что в военных, что в мирных условиях.

Повествование в “Трех товарищах” ведется от лица тридцатилетнего механика и пианиста Роберта Локампа. С ним же связана Любовная линия романа. Со своей возлюбленной – девушкой из высшего общества, смертельно больной туберкулезом Патрицией Хольман – Роберт знакомится в День своего Рождения, на дороге.

Время и место встречи героев – глубоко символично: оно предопределяет развитие их взаимоотношений во времени (Роберт и Пат знакомятся до того, как перед автомастерской расцветает старая слива, то есть, где-то в конце зимы – начале весны, проводят вместе год и вынужденно расстаются со смертью Патриции следующей весной) и пространстве (дорога в “Трех товарищах” – это не только символический образ жизни, на которой возможно все (новые встречи и знакомства, попытки утвердить свое превосходство, естественные трудности и препятствия, аварии и драки), но и самое обычное асфальтовое полотно, по которому несется гоночный автомобиль Кестера – “Карл”).

История любви Роберта Локампа и Патриции Хольман начинается так же, как у всех послевоенных пар – с телефонных звонков и нескольких свиданий, развивается – в рамках уличных прогулок и автомобильных поездок, посещений кафе, театров и автогонок, совместных ночей, проведенных в пансионной комнате Роберта, и резко меняется с первого совместного отпуска героев, во время которого у Патриции открывается легочное кровотечение.

Первая половина романа для Локампа проходит под знаком легкой, счастливой, ни к чему не обязывающей влюбленности; вторая – становится настоящим откровением: герой понимает, что в Патриции сосредоточена вся его жизнь. Если раньше ему все было безразлично и он жил по принципу “живи, пока жив”, то сейчас Роберт хочет жить ради любимой – не ввязываться в драки, чтобы сохранить здоровье, и много работать, чтобы было, чем оплатить санаторное лечение Пат.

Боевые товарищи Роберта не бросают его в трудную минуту. Они готовы помочь ему всем, что у них есть: компанией, чтобы прогнать от влюбленных грустные мысли о смерти; временем – например, по просьбе Роберта Кестер не просто разыскивает лечащего врача Патриции, Феликса Жаффе, но и привозит его на море в рекордно короткие сроки; деньгами – Кестер продает своего “Карла” для того, чтобы Роберт и Патриция могли провести последние месяцы жизни девушки вместе.

Патриция Хольман в “Трех товарищах” становится равноправным другом Локампа, Кестера и Ленца. Роберт не случайно называет девушку “дружище”, как только понимает, что любит ее: дружба для героя – гораздо более привычная и стабильная субстанция, нежели любовь. Чувственная страсть делает Роберта счастливым, товарищеские узы – наполняют его жизнь смыслом.

Дружба для героев романа – важнее личных устремлений, желаний и жизни. Отто Кестер, не раздумывая врет полиции о том, что не видел, кто убил его товарища – Готтфрида Ленца, и Роберт с полувзгляда понимает его намек, и подыгрывает ему в этой версии. Правосудие для прошедших войну героев начинается там, где заканчивается жизнь их друга: предать убийцу в руки полиции – все равно, что оставить его жить – вещь невозможная.

Отто методично, день за днем, выслеживает убийцу на улицах Берлина. Роберта он “бережет” для Патриции. Отто же от убийства спасает общий друг героев – Альфонс – владелец бара, в котором они часто проводят время.

У Роберта есть Пат (он должен жить для нее), у Отто есть Роберт, у Альфонса нет ничего, кроме чувства товарищества и желания восстановить справедливость.

Жизнь в послевоенной Германии можно было бы назвать еще одной Темой “Трех товарищей” , если бы бытовые трудности, описываемые Ремарком, не заслонялись Жизнью и Смертью, как таковыми. На фоне уходящей в небытие Патриции ни материальные проблемы (отсутствие работы, продажа Кестером автомастерской и т. п.), ни морально-этические недостатки окружающих людей, стремящихся к легкой, обеспеченной жизни (новая жена булочника), быстро забывающих умерших (клиенты Фердинанда Грау), продающих свое тело ради грошового заработка (проститутки из “Интернационаля”), не выглядит чем-то ужасным. Все это существует и будет существовать еще очень долго после смерти Патриции, у которой не будет больше ничего – ни мыслей о том, на что жить, ни возможности что-то исправить.

Болезнь девушки, вызванная голодным военным временем, – это Болезнь всего общества, медленно идущего к духовной смерти. Внешне здоровая и внутренне угасающая Патриция Хольман чем-то похожа на Германию, силы которой были истощены Первой Мировой войной, а будущее стало погружаться в антиправительственные митинги и зарождающиеся на фоне экономического кризиса и безработицы фашистские настроения.

Патриция уходит из земной жизни, наполненная любовью. Она жалеет только о разлуке с Робертом. Все остальное девушка считает удавшимся: она понимает, что лучше хотеть жить, умирая, нежели стремиться к смерти, ненавидя жизнь.

Жизнеутверждающее начало скрашивает последние страницы романа, пронизанные страданием Патриции и горьким одиночеством Роберта.



“Три товарища”, художественный анализ романа Ремарка